Программа кандидатского экзамена по специальности 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» (Историография и источниковедение феодальной Монголии)История феодальной Монголии охватывает период с XII в. до 1921 г. Основными источниками для изучения этого периода являются письменные памятники на монгольском, китайском, маньчжурском и тибетском языках. Важными источниками по истории раннего средневековья Монголии являются свидетельства европейских путешественников, посетивших Монголию в XIII—XIV вв. — Плано Карпини, Рубрука и Марко Поло. Мнoгo сведений по ранней истории монгольского государства сообщают армянские источники. Изучение Монголии в России началось с установлением и развитием первых связей Российского государства с ханствами и княжествами Джунгарии и Халхи в XVII в. Ценные сведения об истории и этнографии Монголии содержатся в трудах российских академиков XVIII в. Г. Ф. Миллера, Е. И. Фишера и Н. С. Палласа. Основоположниками комплексного изучения Монголии в I-ой половине XIX в. стали академик Я. И. Шмидт и О. М. Ковалевский. Впервые в Европе издаются и исследуются переводы оригинальных монгольских исторических сочинений. Значительный вклад в изучение истории Монголии внесли работы выдающегося русского синолога о. Иакинфа (Н. Я. Бичурин). Капитальные труды по истории народов Центральной и Восточной Азии и по истории буддизма принадлежат академику В. П. Васильеву. А. М. Позднеев написал ряд ценных работ по истории Монголии в период маньчжурского владычества и по истории ламаистской церкви в Монголии. Ценные материалы по истории были собраны экспедициями Т. Н. Потанина, Н. М. Пржевальского, М. В. Певцова, П. К. Козлова, В. В. Pадлова и Н. М. Ядринцева. На основе изучения большого числа мусульманских источников академиком В. В. Бартольдом был написан капитальный труд “Туркестан в эпоху монгольского нашествия”, где дан анализ общественного строя монголов, характера военной и государственной организации империи Чингис-хана. Фронт исследований советских ученых охватывает все без исключения периоды истории Монголии в т. ч. и эпоху феодализма. Огромное значение имеют труды академика Б. Я. Владимирцова: “Чингис-хан”, “Надписи на скалах халхаското Цогту-тайжи” и в особенности “Общественный строй монголов”. Важное значение имеет перевод “Юань чао би-ши” на русский язык академика С. А. Козлова. Крупный вклад в исследование монгольского средневековья внесла коллективная работа “Татаро-монголы в Азии и Европе”. Вопросам истории Монголии эпоху маньчжурского господства посвящены работы И. Я. Златкина, Г. С. Гороховой, И. С. Ермаченко. Н. П. Шастиной были переведены на русский язык монгольские летописи “Шара туджи” и “Алтан тобчи” Лубсан Данзана. В 1981 г. вышло 3-е издание совместного труда советских и монгольских ученых “История монгольской Народной Республики”. Подлинно научное изучение отечественной истории в Монголии начинается после победы народной революции в 1921 г. Монгольские историки академик М. Нацагдорж, Ц. Насарбалжир, Н. Ишджамц подготовили ряд монографий по истории периода маньчжурского господства и теократической монархии. Крупнейшим достижением исторической науки МНР явилось появление в 1966—69 гг. трехтомной “Истории Монгольской Народной Республики”, первые два тома которой посвящены монгольской истории до 1917 года. Начало изучению истории монгольского народа на Западе положили в сер. XVIII в. труды французских миссионеров в Китае Ж. Дюгальда, Ж. Легиня и др. Использование китайских, маньчжурских и отчасти арабских графических источников — главная ценность их работ. В 1824 году вышло первое издание “Истории монголов” французского востоковеда Д’Оссона. Позднее английский историк Г. Ховорс составил четырехтомную “Историю монголов с IX по XIX вв.” Описание положения Moнголии в период маньчжурского господства содержится в трудах. У. Уильямса, В. Рокхилла Д. Каррутерса и др. Наибольшие успехи в западном монголоведении достигнуты по части исследования и публикации источников, которые за последние 20—30 лет приняли серийный харaктер и широкий рaзмах, особенно в США, Западной Германии и Японии. Особые заслуги в этой области принадлежат таким крупным ученым как А. Мостарт, Ф. K. Клиффс, В. Хайссиг, Д. Бойл, Л. Амбис, К. Сиратори, И. Рахевильц и др. Значительное внимание уделяется древней и средневековой истории Монголии. Наиболее значительными здесь являются работы Г. Серройса по истории монголов периода XV—XVI вв., И. Рахевильца по истории Чингис-хана и Монгольской империи и др. Наибольшую ценность для изучения средневековой истории Монголии представляют оригинальные источники. Эти источники (письменные) можно разделить на следующие группы: повествовательные, эпиграфические, документальные, мемуарные. К повествовательным относятся многочисленные дошедшие до нас летописи, хроники, жизнеописания, составленные монголами на монгольском и тибетском языках. К документальным относятся законы, уложения, договоры и т. п. Большая часть дошедших до нас документальных монгольских источников относится к периоду маньчжурского господства. К эпиграфическим памятникам относятся многочисленные в Монголии надписи на стелах, скалах, обелисках и т. п. (напр. древнейшая надпись на монгольском языке — “Чингисов камень”). К мемуарной литературе применительно к Монголии эпохи феодализма, относятся в основном автобиографии и записи крупных лам. I. Оригинальные монгольские письменные источники. 1. Ранний период монгольской историографии (XIII—XIV вв.). Краткая история формирования исторических знаний монголов. Основные источники этого периода: — “Юань-чао би-ши” (“Сокровенное сказание”) — первый исторический источник монголов. Его датировка и содержание. Влияние “Юань-чао би-ши” на исторические сочинения монголов последующих веков. История изучения, переводы на европейские языки. — “Caγan teuke” — Датировка памятника, история его изучения. Характеристика существующих списков. Идейная направленность сочинения: обоснование “двух принципов власти” (монг. goyar yosun). 2. Монгольская историография в период феодализма и феодальной раздробленности (XV—XVII вв.) Усиление буддийского влияния на исторические воззрения монголов. Основные источники этого периода: — “Ciqula kereglegci tegüs udq-a-tu neretü sastir” — Сведения о ее авторе Гуши Цоржи. Буддийские сочинения, легшие в основу этого памятника. — “Altan tobci” анонимная. — История изучения, датировка, характеристика списков. “Altan tobci” как наиболее оригинальное монгольское сочинение I-ой пол. XVII в. Исторические сведения, содержащиеся в этом сочинении. Колофоны монгольского перевода Ганжура как исторический источник, содержащий сведения по истории распространения буддизма в Монголии. — “Altan tobci” Лубсая Данзана. — Датировка, история изучения, характеристика списков. Значение исторических сведений, содержащихся в источнике. Широкое использование автором “Юань-чао би-ши”. — “Sir-a tuγuji” —Датировка, история изучения, характеристика списков. Исторические сведения, содержащиеся в летописи. Политическая направленность памятника: “История эта… написана для и в угоду монгольской степной аристократии, еще не успевшую превратиться в маньчжурскую наследственную аристократию” (Б. Я. Владимирцов). — “Erdeni-yin tobci” — Сведения о ее авторе Саган Сэцэне. Датировка памятника”, история его изучения. Основные черты сочинения: полнота исторических сведений, использование большого количества источников. Исторические и философские взгляды Саган-Сецена. — “Asaraγci neretü-yin teüke” — Датировка и история изучения сочинения. Проманьчжурская политическая ориентация его автора Асарагчи. Исторические сведения, содержащиеся в сочинении, подробная генеалогия халхаских тайджи, данные по истории распространения буддизма в Халхе. 3. Монгольская историография в период застоя и упадка феодализма в Монголии и усиления чужеземного гнета (XVIII—нач. ХХ вв.). Появление нового вида хроник, написанных по заказу определенного лица, гл. образом, генеалогий монгольских княжеских родов Сближение монгольской аристократии с пекинским двором. Более полное, чем в предшествовавшие периоды знакомство монголов с исторической литературой и культурой Китая. Распространение знания тибетского, китайского и маньчжурского языков. Появление монгольской исторической литературы, написанной на тибетском языке. Интерес монгольских историков к истории сопредельных стран. Интенсификация книгопечатания в Пекине и монгольских монастырях. Основные исторические сочинения этого периода: — “Gangga-yin urusqal” гуна Гомбоджаба. — Биографические сведения об авторе. История изучения памятника. Особенности памятника как историко-генеалогического. Влияние китайской исторической традиции. Критическое отношение гуна Гомбоджаба к своим источникам, сопоставление им монгольской хронологии с китайской династией. — “Erdeni-yın toli” анонимное сочинение. — Датировка. — “Altan kürdün mngvan gesıgetü kemekü” Ширегету-гуши Дхарма. —Датировка источника, характеристика содержащихся в нем сведений. — “Bolor erike” Рашицунцага. — Сведения об авторе сочинения. Датировка. Сведения о генеалогии монгольских князей. Подчеркнуто критическое отношение автора к своим источникам. Привлечение автором китайских источников. — “Altan tobci” Мерген Гегена. — Датировка, история изучения, характеристика списков. Сведения об авторе. Своеобразие летописи, выразившееся в том, что история монгольской государственности связывается автором с братом Чингис-хана Хабуту-Хасаром, отсутствуют сведения о Халхе. — “Erdeni-yin erike” Галдана. — Сведения об авторе. Датировка, история изучения. Летопись как образец халхаской историографии. — “Bolor toli” — Датировка, история изучения, характеристика списков. Исторические сведения о южномонгольских и халхаских княжеских родах. Летопись как образец сочинений проманьчжурского толка. — “Subud erike” Гончикджаба. — Датировка, история изучения. Историко-генеалогические сведения о южных монголах. — “Erdeni Juu-yin tuγuji” — источник по истории распространения буддизма в Халхе в конце XV в. Сведения о первом буддийском монастыре в Халхе. Источник по истории борьбы проповедников буддизма с шаманизмом в Монголии в XV—XVII вв. Монгольские исторические сочинения этого периода на тибетском языке: — gSal-ba’i me-long (“Ясное зерцало”) Лубсан-Принлэя — dPag-bsam ljon-bzang (“Дерево, дарующее все блага”) — rGya-nag chos-‘byung (“История буддизма в Китае”) — Hor chos-‘byung (“История буддизма в Монголии”) Цэнбэл-гуши — Hor chos-‘byung (“История буддизма в Монголии”) Дармадалы — gSer-yin deb-ther (“Золотая книга”) Дамдина 4. Монгольские документальные источники. — Чингисова Яса. Сохранившиеся сведения о ней. Историко-культурные условия ее формирования. — Монголо-ойратские законы 1640 г. История их изучения. Сохранившиеся списки этих законов на ойратском языке. Содержание. — Монгольские законы 1639 г., опубликованные Х. Перлээ. Их соотношение с монголо-ойратскими законами 1640 г. — “Халха джирум” — памятник монгольского феодального права XVIII в. — “Илэтхэр шастир” — историко-генеалогическое сочинение большого объема, содержащее в себе биографии монгольских, ойратских и туркестанских князей с нач. XVII по сер. XIX вв. Сведения о монгольской исторической географии. “Илэтхэр шастир” — официальный документ, утвержденный маньчжурским императором. Большая степень достоверности содержащихся в памятнике исторических сведений. Редакции “Илэтхэр шастир” на китайском и маньчжурском языках. II. Иноязычные письменные источники (а) Персидские источники по монгольской истории (XIII—XVI вв.). Авторы сочинений — официальные лица, состоящие на службе у монголов. Позиция авторов определяется их положением: восхваление правящей династии. Наиболее значительные источники: — “История завоевателя мира” Джувейни. — “Сборники летописей” Рашид ад-Дина. (б) Китайские источники по монгольской истории (XIII—XIX вв.). — “Мэн-да бэй-лу” — самый древний источник по истории Монголии. — “Чань-чунь чжень-жень си-ю-цзы” (“Записки о путешествии на Запад праведника Чань-чуня”). Сведения об авторе. Сведения о монгольской письменности. — “Шань-у цинь-чжень ду” (“Описание личных походов священно-воинственного Чингис-хана” — источник по истории Монголии периода Чингис-хана и Угедея. — “Юань ши” — официальная династийная история Юаней (1279—1368). Структура сочинения. Переводы отдельных глав на европейские языки. — “Мин ши” — главы, специально посвященные Монголии и ойратам (327 и 330). Биографии отдельных монгольских деятелей. — “Цин ши гао” — сведения о хошунах и аймаках Внешней и Внутренней Монголии с нач. XVII по нач. XX века. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ - Армянские источники о монголах. Извлечение из рукописей XIII-XIV вв. М., 1962.
- Бира Ш. Монгольская историография (XIII—XVII вв.). М., 1978
- Бира Ш. Монгольская тибетоязычная историческая литература (XVII—XIX вв.). Улан-Батор, 1960
- Бира Ш. О “Золотой книге” Ш. Дамдина. Улан-Батор, 1964
- Владимирцов Б.Я. Надписи на скалах халхаского Цогту-тайджи. Статья первая // Известия АН СССР. 1926. С. 1253—1280
- Востриков А.И. Тибетская историческая литература. М., 1962
- Далай Ч. Монголия в XIII—XIV веках. М., 1983
- Ермаченко И.С. Политика маньчжурской династии Цин в Южной и Северной Монголии в XVII в. М., 1974
- История Эрдэни-дзу. Факсимиле рукописи / Пер. с монг., введ., комм. и прил. А.Д. Цендиной. М., 1999
- Книга Марко Поло / Пер. со старофранц. И.П. Минаева. М., 1956.
- Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.-Л., 1941 (неоднократно переиздавалось после 1989 г.).
- Лубсан Данзан. Алтан тобчи (“Золотое сказание”) / Пер. с монг., введ., комм. и прил. Н.П. Шастиной. М., 1973
- Мункуев Н.Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах: Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-цая. Пер. и исслед. М., 1965
- Мэн-да бэй-лу (“Полное описание монголо-татар”). Факсимиле ксилографа / Пер. с кит., введ., комм. и прил. Н.Ц. Мункуева. М., 1975
- Пубаев Р.Е. “Пагсам-чжонсан” — памятник тибетской историографии XVIII века. Новосибирск, 1981
- Пурбуева Ц.П. “Биография Нейджи-тойна” — источник по истории буддизма в Монголии. Новосибирск, 1984
- Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М.-Л., 1946-1960.
- Уложение Китайской палаты внешних сношений. Т. 1—2 / Перевел с маньчжурского С. Липовцов. СПб., 1828
- Цааджин Бичиг (“Монгольское уложение”): Цинское законодательство для монголов 1627—1694 гг. Монгольский текст. Введ., транслитерация монг. текста, пер. и комм. С.Д. Дылыкова. М., 1998
- Шара туджи: Монгольская летопись XVII века. Сводный текст, пер., введ. и прим. Н.П. Шастиной. М.; Л., 1957.
Составитель д.и.н. В.Л.Успенский 26.04.2006. |