Программа кандидатского экзамена по специальности 07.00.09. «Историография и источниковедение и методы исторического исследования (“Историография и источниковедение ислама VII-XIV вв”)».Историография и источниковедение ислама в отечественном востоковедении. Происхождение ислама как религии: проблемы и теории. Источники по истории начального периода ислама: их характер, степень достоверности. «Сират расул Аллах» Ибн Хишама; документы, надписи. Пророческие движения в Аравии в первой четверти VII в. Мухаммад — основатель ислама и государства. Аравийские корни ислама и идейные влияния на него: христианство, иудаизм, язычество. Коран. История создания. Структура, хронология, содержание. Религиозно-политическая, социальная и правовая терминология. Идейные влияния. Коран как основной источник исламского вероучения и права. Коран как документ эпохи и памятник религиозной литературы. Изучение Корана в России и за рубежом. Переводы на русский и европейские языки. Сунна — источник исламского вероучения и права. Определение понятия сунна. Хадисы и их критика. ‘Илм ал-хадис. Школы мухаддисов. Ранние сборники хадисов (муснад и мусаннаф) — структура и содержание. Сборники хадисов как исторический источник. Критика достоверности содержащихся в них сведений. Тенденциозность, целенаправленность отбора материала. Суннитские канонические сборники хадисов. «Ас-Сахих» ал-Бухари. «Ал-Кафи фи ‘илм ад-дин» ал-Кулини как источник ши‘итского (имамитского) вероучения и права. Изучение хадисов зарубежными исламоведами. Мусульманская экзегетика. Внутриисламская полемика о толковании содержания Корана. Историко-филологическое (тафсир) и символико-аллегоричекое (та’вил) толкования Корана. Ранние комментарии. «Тафсир ал-Кур’ан» ат-Табари — наиболее полный и авторитетный комментарий к Корану. Школы экзегетов. Догматика. Начальный период сложения мусульманской догматики. Соотношение духовного и светского в исламе. Проблема власти. Первые религиозно-политические партии: ши‘иты, хариджиты. Исламские доктрины верховной власти. Представления о природе власти: суннитская теория халифата, хариджитский имамат-халифат, ши‘итская доктрина верховной власти — учение об имамате. Принципиальные различия между ними. Идеологическая борьба и идейные течения в исламе в VIII-IX вв.: зайдиты, исма‘илиты, «крайние» ши‘иты. Догматические расхождения: понятие «вера» (ал-иман), предопределение или свобода воли (ал-кадар), сущность (аз-зат) и атрибуты (ас-сифат) Аллаха, вечность или сотворенность Корана. Мурджииты, кадариты, му‘тазилиты. Басрийская школа му‘тазилитов. Ранние догматические сочинения. Ши‘итские догматические школы. Ал-Калам — мусульманская схоластическая теология. Ал-Аш‘ари и аш‘аритская система догматов. Вклад ал-Газали в аш‘аритский ал-калам. Основные источники по истории мусульманской догматики: «ал-Ибана ‘ан усул ад-дийана» ал-Аш‘ари, «Усул ад-дин фи ‘илм ал-калам» ал-Багдади, «Ихйа’ ‘улум ад-дин» ал-Газали, «Нихайат ал-икдам фи ‘илм ал-калам» аш-Шахрастани. Вклад французских и немецких исламоведов в изучение мусульманской догматики. Идейные течения и расхождения в исламе. «Правоверие» и «заблуждение» в раннем исламе. Идеологическая борьба и полемическая литература. Жанры ар-радд («Опровержение») и ал-макалат («Учения»). Му‘тазилитская полемическая литература IX в. Мусульманская доксография. Сводные труды суннитских авторов по истории идейных расхождений: «Макалат ал-исламийин» ал-Аш‘ари, «ал-Фарк байна-л-фирак» ал-Багдади, «ал-Фисал фи-л-милал ва-н-нихал» Ибн Хазма, «ал-Милал ва-н-нихал» аш-Шахрастани. Ши‘итская доксографическая традиция. «Фирак аш-ши‘а» ал-Хасана ан-Наубахти. Изучение идейных расхождений в исламе в России и зарубежом. Мусульманский мистицизм (ат-тасаввуф). Идейные корни суфизма. Основные этапы истории суфизма. Ранние суфийские сочинения: биографические, теоритические (доктринальные). Ал-Мухасиби, ал-Бистами, ал-Халладж, Хорасанская школа XI в. (ал-Кушайри, ал-Худжвири, ал-Газали). Североафриканский суфизм. Ибн ‘Араби — крупнейший мусульманский мистик-философ. Суфийская терминология. Суфийские школы и братства. Ислам и суфизм: общность и расхождения. Отношение суннитских теологов к теориям и практикам суфиев. «Талбис Иблис» Ибн ал-Джаузи. Изучение суфизма в России. Суфизм в западном исламоведении. Мусульманское право (ал-фикх). Отличие понятий ал-фикх и право. Место ал-фикха в исламе. Источники мусульманского права (усул ал-фикх). Ал-Кийас и ал-иджма‘. Асхаб ал-хадис и асхаб ар-ра’й. Суннитские правовые школы (мазхабы): время сложения, распространение, различия между ними. Ши‘итские мазхабы. Основные источники по истории мусульманского права: «ал-Муснад» Абу Ханифы, «ал-Джами‘ ал-кабир» аш-Шайбани, «ал-Муватта’» Малика б. Анаса, «ар-Рисала» аш-Шафи‘и, «ал-Ахкам ас-султанийа» ал-Маварди, «ал-Муснад» Ахмада б.Ханбала, «ал-Кафи фи ‘илм ад-дин» ал-Кулини. Изучение мусульманского права в России и зарубежом. Мусульманская биографическая литература как источник по истории ислама. «Жития» «святых» и имамов. Жанры ар-риджал и ат-табакат: структура и содержание. Суннитская и ши‘итская традиции. «Ар-Риджал» ал-Кашши и ан-Наджаши, «Табакат ал-ханабила» Ибн Аби Йа‘ла, «Табакат ас-суфийа» ас-Сулами, «Табакат ал-му‘тазила» Ибн ал-Муртада. «Хроники» городов и стран. «Та’рих Багдад» ал-Хатиба ал-Багдади. Идейный застой в исламе в XIV в.: причины и последствия. Ибн Таймийа: призыв к «возрождению» норм первоначального ислама.
Обязательная литература- Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата // Соч., т. VI, М., 1966.
- Белл Р., Уотт У.М. Коранистика: введение. СПб: «Издательство „Диля“», 2005. — 256 с.
- Бёртон Дж. Мусульманское предание: Введение в хадисоведение. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. — 304 с.
- Бойко К.А. Арабская историческая литература в Египте (VII-IX вв.). М., 1983.
- Он же. Арабская историческая литература в Испании (VIII-первая треть XI в.). М., 1977.
- Большаков О.Г. История Халифата. М., I (1989), II (1993), III (1998).
- Босворт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Перевод с английского и примечания П.А.Грязневича. М., 1971.
- Ал-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. Перевод с араб., исслед. и коммент. В.В.Наумкина. М., 1980.
- Гибб Х.А.Р. Арабская литература. Классический период. М., 1960.
- Гольдциэр И. Ислам (Die Religion des Islams). Перевод И. Крачковского. СПб., 1911.
- Гольдциэр И. Лекции об исламе. Перевод с немецкого А. Н. Черновой. СПб., 1912.
- Ибрахим Т.К., Ефремова Н. Мусульманская Священная история. От Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих. М., 1996.
- Ислам. Историографические очерки. Под общей редакцией С.М.Прозорова. М., 1991.
- Ислам. Религия, общество, государство. Отв. редакторы П.А.Грязневич, С.М.Прозоров. М., Наука, ГРВЛ, 1984.
- Ислам. Энциклопедический словарь. Составитель и ответственный редактор С.М.Прозоров. М., 1991.
- Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. Отв. редакторы С.Х.Кямилев, И.М.Смилянская. М, 1994.
- Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Составитель и ответственный редактор С.М.Прозоров. М., Выпуски 1 (1998), 2 (1999), 3 (2001), 4 (2003).
- Карская Л.Н. Аннотированная библиография отечественных работ по арабистике, иранистике и тюркологии 1818-1917 гг. Отв. редакторы Ю.Е.Борщевский, С.Г.Кляшторный, С.М.Прозоров. М., 2000, 162-197.
- Классический ислам: традиционные науки и философия. Сборник статей. М., 1988.
- Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. М. – СПб., «Диля», 2004.
- Коран. Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского. М., 1963.
- Мец, Адам. Мусульманский ренессанс. Изд. 2-е. М., 1973.
- Ан-Наубахти, ан-Хасан ибн Муса. Шиитские секты (Фирак аш-ши‘а). Перевод с араб., исслед. и коммент. С.М.Прозорова. М., Наука, ГРВЛ, 1973.
- Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., Наука, ГРВЛ, 1991.
- Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л., 1966.
- Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Иране, Ираке и Средней Азии в VII – середине X в. Шиитская историография. М., Наука, ГРВЛ, 1980.
- Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., Наука, ИФВЛ, 2004.
- Смирнов Н. Очерки истории изучения ислама в СССР. М., 1954.
- Ас-Суйути, Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. Выпуск первый. Учение о толковании Корана. Вводная статья, перевод и комментарии Д.В.Фролова. М., 2000; Выпуск второй. Учение о ниспослании Корана. М., 2001; Выпуск третий. Учение о своде Корана. М., 2003.
- Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.
- Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Перевод с английского под редакцией и с предисловием О.Ф.Акимушкина. М., 1989.
- Хрестоматия по исламу. Составитель и ответственный редактор С.М.Прозоров. М., Наука, ИФВЛ, 1994.
- Аш-Шахрастани, Мухаммад ибн ‘Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Часть 1. Ислам. Перевод с араб., введение и комментарий С.М.Прозорова. М., Наука, ГРВЛ, 1988.
- Шмидт А.Э. Очерки истории ислама как религии. СПб., 1912.
—
- Ал-Джабури, Абу-л-Йакзан. Дирасат фи-т-тафсир ва-риджалихи. Ал-Кахира, 1971.
- Джали, Ахмад. Дираса ‘ан ал-фирак фи та’рих ал-муслимин: ал-хаваридж ва-ш-ши‘а. Ар-Рийад, 1988.
- Abiad M. Origine et developpment des dictionnaires biographiques arabes // BEO. T.XXXI. Damas, 1980,
- Auchterlonie P. Arabic biographical dictionaries: a summary guide and bibliography. Durham, 1987.
- Bells’ Introduction of the Qur’an. Completely revised and etlarged by W. Mont.Watt. Edinburgh, 1970.
- Bravmann M. The spiritual background of early Islam. Studies in ancient arab concepts. Leiden, 1972.
- Brockelmann C. Geschichte der arabischen Literatur. Bd 1-2. Weimar-Berlin, 1898-1902; SBd I-III. Leiden, 1937-1942.
- The Cambridge history of Islam. Vol. I. Cambridge, 1971; Vol. 2, 1980.
- Cook M. Early Muslim dogma. A source-critical study. Cambr., 1981.
- Crone P. Medieval Islamic Political Thought. Edinburgh. University Press, 2004.
- van Ess J. Anfänge muslimischer Theologie. Beirut, 1974.
- van Ess J. Zwischen Hadith und Theologie. Studien zum Entstehen prädestinatianischer Überlieferung. Berl.-N.Y., 1975.
- Gätje H. Koran und Koranexegese. Zürich und Stuttgart, 1971.
- Hafsi I. Recherches sur le genre tabaqat dans la literature arabe // Arabica, 24, 1977.
- Halm H. Die Ausbreitung der Šafi‘itischen Rechtsschule von den Anfängen bis zum 8./14. Jahrhundert. Wiesbaden, 1974.
- Historians of the Middle East. Ed. by B. Lewis and P. M. Holt. L.-N.Y.-Toronto, 1962.
- Khalidi T. Arabic historical thought in the classical period. Cambr., 1992.
- Nagel T. Das islamische Recht. Eine Einführung. Westhofen, 2001.
- Nagel T. Geschichte der islamischen Theologie. Von Muhammad bis zur Gegenwart. München, 1994.
- Nagel T. On the problem of Orthodoxie in early Islam // BOS, XXVII, fasc. I, 1974, 7-44.
- Rosenthal F. A History of the Muslim Historiography. 2nd revised ed. Leiden, 1968.
- Schacht J. The Origines of Muhammadan Jurisprudence. Oxford, 1975.
- Sezgin F. Geschichte des arabischen Schrifttums. Bd. I. Qur’anwissenschaften. Hadith. Geschichte. Fiqh. Dogmatik. Mystik bis ca. 430 H. Leiden, 1967.
Следует учесть также статьи в Encyclopaedia of Islam, посвященные соответствующим авторам, терминам, школам и т.д.
Составитель С.М.Прозоров Программа утверждена Ученым Советом ЛО ИВАН СССР 28.04.84. Обновлена: февраль 2005 г. |