|
|
|
|
Асалханова Е. В. Художник Санкт-Петербургского буддийского храма О. Б. Будаев (1887–1937) // Mongolica. Том XXII, 2019, №1. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2019. C. 32—44.
Статья представляет собой значительно дополненный вариант доклада «К вопросу о реконструкции
биографии и атрибуции произведений художника Санкт-Петербургского буддийского храма О. Б. Будаева
(1887–1937)», прочитанного 16 октября 2015 г. на Международной научно-практической конференции «К
100-летию Санкт-Петербургского храма Дацан Гунзэчойнэй», проходившей в Государственном Эрмитаже.
Статья посвящена исследованию жизни и творческого пути выдающегося бурятского художника, буддийского ламы Осора Будаевича Будаева. Подчеркивается его роль в создании оформления буддийского
храма «Дацан Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге. Осор Будаев написал храмовые репрезентативные иконы
для дацана (икону-танка «Колесо жизни» (санскр. бхавачакра, бурят. Сансарын хурдэ, Колесо Сансары) и
серию монументальных икон-танка с изображением шестнадцати архатов, учеников Будды Шакьямуни).
В статье высказано предположение о том, что хранящиеся в Государственном музее истории религии в
Санкт-Петербурге иконы-танка с изображением шестнадцати архатов могут принадлежать кисти О. Б. Будаева. Долгое время считалось, что местонахождение этих икон, написанных им для Ленинградского
буддийского храма, неизвестно. В статье высказывается гипотеза о том, что создание художником композиции «Сансарын хурдэ» относится к раннему периоду творчества художника. Автор высказывает
предположение о том, что художник мог участвовать в создании полихромно расписанной деревянной
резьбы в буддийском храме в Санкт-Петербурге. В статье также акцентируется внимание на художественном анализе некоторых других произведений О. Б. Будаева, созданных им в период работы в Музее
истории религии и атеизма в Ленинграде, в Музее революции, по заказу Центрального антирелигиозного
музея (Москва), —выдающихся образцов бурятского буддийского искусства первой половины XX в.
Анализируются их композиционное, графическое и цветовое решения, интерес художника к особенностям
европейской художественной системы, в работах сочетаются элементы традиционной буддийской
живописи (техника исполнения минеральными красками, характерное внимание к деталям) и европейской
линейной и воздушной перспективы.
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова архитектура буддийская Будаев, Осор Будаевич Бурятия бхавачакра Дацан Гунзэчойнэй иконография буддийская иконография бурятская искусство буддийское шестнадцать архатов
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
8 и 10 апреля 2024 г. в ИВР РАН пройдет XLVI Cессия петербургских арабистов. Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|