|
|
|
|
Валеев Р.М., Валеева Р.З., Федорченко Р.Г. Феномен университетского и миссионерского монголоведения в Казани: модели и направления институционализации (1833 – 1919) // Монголоведение в Санкт-Петербурге: ретроспектива и современность. Программа. Тезисы. Международный Круглый стол (10 июня 2019 г. Санкт-Петербург). СПб.: 2019. С. 8—10.
В докладе освещены направления и особенности институционализации монголоведения в Казанском университете и Казанской духовной академии, основные этапы формирования и развития модели образования и науки о Монголии и монголоязычных народах России в 1833 – 1919 гг. Прослеживаются взаимодействие и взаимовлияние основных востоковедческих учебно-исследовательских центров и направлений, оцениваются роль университета и Казанской духовной академии и выделяются геополитические, социокультурные и этноконфессиональные факторы институционализации основных курсов и предметов монголоведения. Выявлены роль и значение казанского университетского и миссионерского монголоведения в истории отечественного и мирового востоковедения.
В 2018 г. исполнились 185 лет со дня образования кафедры монгольской словесности и 200 лет со дня образования Азиатского музея (Институт восточных рукописей РАН). В 2019 г. исполняются 165 лет со дня образования восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета и 120 лет создания Восточного института во Владивостоке. Начиная с истоков деятельности этих ведущих востоковедных центров России и Европы их связь и взаимодействие были органичными и значимыми в истории и культуре народов России и, конечно, в истории отечественной монголистики.
Сегодня эти ведущие академические и университетские центры являются уникальными комплексными научно–исследовательскими и образовательными институтами в которых ведутся исследования как классического, так и современного циклов и реализуются оригинальные профессиональные образовательные и гуманитарные программы, связанные с монголоведением.
История отечественного академического и университетского востоковедения, в том числе оригинальной системы образования и науки о монгольской цивилизации и монголоязычных народах в России и Европе, основные центры, закономерности, тенденции и ключевые социальные и академические итоги формирования и развития направления – важнейшие проблемы современных гуманитарных исследований.
Большой академический и прикладной интерес вызывают теоретические, социокультурные, историко-научные и науковедческие аспекты формирования и развития практического, академического, университетского монголоведения в России в ХVIII - XX вв. Эти эпохи характеризовались развитием научного знания о монгольском мире, разнообразием, богатством, преемственностью и порой трагедией в судьбах отечественных монголоведов, созданием уникальной институциональной системы монголоведного образования и научных исследований, объединявшей деятельность официальных органов власти, Академии наук, университетов, лицеев, гимназий, духовных академий и научных обществ.
Генезис российского монголоведения, как и европейского в целом, в новое и новейшее время был связан с развитием научных знаний об истории и культуре монголоязычных народов и Монголии, его эмпирическим и теоретическим уровнями и их трансформациями. Академическое, университетское и миссионерское монголоведение в России ярко продемонстрировало феномен исследовательских открытий и уникальной психологии научного творчества. Традиции и новации центров российского монголоведения ХVIII – XX вв. позволяют провести сравнительный анализ моделей педагогической, научной, просветительской и гуманистической деятельности преподавателей и ученых и особенно их научных образов монгольской цивилизации с современными процессами в данной гуманитарной сфере.
Исследования отечественных ориенталистов-монголоведов имели широкий региональный, хронологический и проблемный диапазон. Во многом истоки отечественного и международного авторитета российской школы и центров монголоведения связаны с исследованиями классического и современного циклов. Многонациональный характер российского монголоведения – значимая социокультурная традиция в познании монгольской цивилизации.
Материалы доклада посвящены истории формирования и развития монголоведения в России, в особенности в Казани (университете и Казанской духовной академии) как университетского и миссионерского направления и дисциплины – его базовым институциональным составляющим, методологии, объекту и предмету, формам и особенностям изучения языка, литературы, истории и культуры монголоязычных народов, биографиям и наследию известных и забытых востоковедов-монголоведов.
Казань – столица современного Татарстана остается одним из исторических городов евразийской ойкумены и уникальным научным и культурным центром цивилизаций Востока и Запада. Этот историко-географический и геополитический город и регион между Волгой и Уралом стал олицетворением исторической Родины тюркских, финно-угорских, славянских и монголоязычных этносов и других современных народов Евразии. Также известные средневековые государства и общества – Волжская Булгария, Джучиев улус и Казанское ханство, представляются историческими символами тюрко-монгольского и евразийского миров. Золотордынская проблематика была и остается важным направлением комплексных гуманитарных исследований в академических и университетских центрах в столице Татарстана.
В Казанском университете и Казанской духовной академии в ХIХ – начале ХХ вв. сформировались и развивались монголоведные научные, образовательные и просветительские школы и дисциплины. Особенно в ХIХ – начале ХХ вв. Казань как место встречи и свидания двух миров – западного и восточного (А. Герцен), в том числе тюрко-монгольского стал центром российского и европейского монголоведения. Знания и наука о монгольских народах и их политическом и этнокультурном взаимодействии в Евразии являлись органической частью социогуманитарных исследований в России и Европе.
Формирование и развитие монголоведения в Казани, связанное с центрально-азиатскими ареалом, был обусловлен общим уровнем востоковедных исследований в академических и университетских центрах России и Европы, подготовкой специалистов в данной области и исследовательскими и просветительскими интересами казанских монголоведов. В их учебной и научной деятельности наиболее заметны изучение и преподавание языков, сбор материалов по географии и страноведению, знакомство и текстологическое исследование рукописей и сочинений, контакты с живыми носителями языков, путешествия в регионы и государства Центральной Азии, составление грамматик, словарей и хрестоматий. Эти основные направления исследований определялись не только практическими интересами Российской империи, но и особенно научными целями.
В Казани под руководством О.М. Ковалевского (1800–1878) и А.В. Попова (1808–1865) сформировалась плеяда российских монголоведов – Г. Никитуев (род. около 1808 ?), Г. Гомбоев (1822–1863), Д. Банзаров (ок.1822–1855), К.Ф. Голстунский (1831–1899), В.П. Васильев (1818–1900), А.А. Бобровников (1821–1865) и др.
Казанская университетская монголоведческая школа получила высокую оценку в современной отечественной историографии: «Сравнительно непродолжительный казанский этап в развитии научного монголоведения в России оказался очень важным для дальнейшей судьбы этой отрасли ориенталистики. За время существования монгольской кафедры в Казанском университете были определены основные направления в изучении истории, культуры, литературы монгольских народов». Кафедра монгольского языка Казанского университета обозначила начало развития монголоведческих исследований в университетских центрах России и Европы наряду с практическим и академическим монголоведением, сформировавшимся в XVII–XVIII вв.
Важное значение имело образование в январе 1845 г. в составе духовной академии восточного разряда (кафедры) – монгольско-калмыцкого, просуществовавших до 1854 г. В середине 40-х гг. XIX в. постановка преподавания монгольского языка связана с именем профессора-монголоведа восточного разряда университета А.В. По¬пова. В 1844 - 1845 гг. студенты духовной академии были допущены к слушанию в Казанском университете лекций по языкам – монгольскому и калмыцкому. В дальнейшем ключевой институциональной моделью в Казанской духовной академии стала кафедра монгольского языка, истории и обличения ламаизма.
Продолжили преподавание монгольских предметов в Казанской духовной академии во второй половине XIX в. – первые десятилетия XX в. профессор В.В. Миротворцев (1838 – 1891, монгольский язык, изложение и критический разбор основных начал буддизма), священник И. Попов (1892–1909 г., история ламайства и монгольский язык), архимандрит Гурий (калмыцкий язык и история распространения христианства среди монгольских племен и этнография) и иеромонах Амфилохий (Скворцов, с 1911 г., тибетский язык, история и обличение ламаизма). Практикантами калмыцкого, монгольского и бурятского языков работали Л. Нормаев (1901–1904 гг.), М. Нефедьев (с 1904 г.), А. Межуев (1911–1919 гг.) и И. Шаракшинов (1914–1919 гг.).
В 1912–1914 гг. в Монголии в научной командировке находился исполняющий должность доцента академии иеромонах Амфилохий (Скворцов А. Я., 1885 – 1937) с целью изучения монгольского и тибетского языков, а также классического и монгольского буддизма.
Актуальность и новизна современных научных проектов в области истории монголоведения в России заключаются в комплексном исследовании на базе оригинальных архивных материалов российского монголоведения как целостной институциональной и дисциплинарной системы. Изучения направлений и итогов формирования личности отечественного ориенталиста-монголоведа, исследовательских проектов и программ, научных школ и их преемственности и др.
Феномен отечественного монголоведения связан с осмыслением и раскрытием величия и трагедии истории и культуры народов полиэтничной и поликонфессиональной России – взаимодействия европейских и азиатских исторических и идейных символов, географического и исторического взаимодействия в тюрко-монгольском мире и в целом феномена геополитического и социокультурного моста между Востоком и Западом.
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
19 мая 2023 г. (пятница) в 12:00 состоится расширенное заседание Ученого Совета, на котором будут заслушаны шесть выступлений по теме «Востоковедение: учителя и ученики». |
Подробнее...
|
|
|
|
|