Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Программа лекции В.М.Алексеева «О китайских храмах и народных поверьях», иллюстрируемой диапозитивами. Минск, 1911, [4] с.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

О КИТАЙСКИХ ХРАМАХ

1. 0БЩИЕ ЗАМЧАНИЯ, касающиеся религии Китая, ее культов и храмов. Отличие китайского храма от европейского во внешнем виде, внутреннем и идейное. Наименование китайских храмов. Местоположение их. Панорама монастырей Биюнь сы и Тханьджо сы. План храма Конфуция, гравированный на камне в уездном городе Цюйфу, родине философа. План храма Священной Западной Горы (Хуаюе), также гравированный на камни.

2. Bнешний вид храмовых строений.

а) Самые строения: храм предков государей настоящей манчжурской династии – (Тхай Мяо). Школа-храм, где государю полагается истолковывать классическое учение (Биюн-Гун). Буддийский храм из одной монастырской группы. Мечеть в Пекине. – Мелкие пристройки и ниши-часовни. – Строения светского типа при храме. Стиль беседки (тхиндза). Наиболее изящные экземпляры (Ханджоу). Беседки с каменописными памятниками. Сцена при храме. Подробности ее назначения, конструкции и орнамента. Орнаментация храмовых зданий. Сквозной орнамент стены и балочная роспись.

б) Отдельные части. – Арки (пхайлоу), их назначение в храме и на улице. Пхайлоу деревянные: в храме «Великой Сострадательницы», пред входом в храм Священной Западной Горы, на улице в Пекине, в монастыре «Белых облаков» под Пекином. Пхай лоу каменные перед тринадцатью могилами государей династии Мин, на могиле одной принцессы, майоликовая в монастыре «Будды, лежащего в нирване» (Уофо сы) – Ступы (пагоды, субурганы, кит. тха), их происхождение, история и теория структуры. Современное назначение их в связи с геомантическими требованиями суеверия.

3. Область буддийского влияния. Важность ступ для истории китайского искусства. Пагоды ординарные: в Пекине и окрестных монастырях, в г. Суджоу, две пагоды в геомантической дефигурации. Группы пагод в Пекине и окрестностях. Подражание стилю пагод. Двор храма. Стиль каменописных памятников. Курильницы – Входные части. Общие замечания о их построении. Экран. Гипотезы о его происхождении и назначении. Входы в монастырь «Белых облаков», во дворце и др.

3. Внутренний вид строений китайского храма.

Общая обстановка. Галерея с разными украшениями перед алтарной нишей одного богатого шанхайского храма. Алтарная ниша. Стол с жертвенными сосудами и подробности его разного орнамента. Хоругви бога Гуань Ди. Подсвечники в скульптурной группе. Картинная галерея храма в монастыре Тханджо сы. Приношения верующих символические и украшающие.

2) Статуарий – Передние приделы буддийских храмов. Охранители входов Хэнха. Махараджи, защитники буддийской веры. Рыцарь Вейдо. Блаженный Майтрея – хэшан. – Фигуры божеств в центральных зданиях. Будда в нирване (монастырь Уофосы), Гуань Ин и ее алтарь. Смешение культов. Популярные божества и их отношение к храму. Подательница и целительница детей Нян-Нян. Ее слуги и свита. – Обожествленные фигуры. Патриарх китайского буддизма Бодидхарма с учениками. Конфуций в Цюйфу'ском храме. Его духовное седалище в Пекине. – Скульптурные группы. Эмпиреи девяти небес, населенные грозными силами (Дзютянь гун). Храм с боковыми приделами, иллюстрирующими картину страшного суда (18 адов). Обитель бессмертных по религиозным эпопеям. Заключительные соображения.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Народные картинки, иллюстрирующие китайские поверья.

а) ОБЩАЯ ЧАСТЬ. О китайских народных картинах, их назначении, содержании и роли в жизни простолюдина. Сравнение с русскими лубочными картинками. Китайские писанные иконы, их стиль и содержание.

б) Иконы и картинки, посвященные богу и гениям денежного обилия. Символы богатства на таких картинках и формулы благожелания. Культ бога (Цай шеня) на Новый Год. Исполнение молитвы верующего, как оно рисуется его фантазии. Исторические мотивы, прослеживаемые в таких изображениях. Апогей человеческого благополучия, зримый и незримый. Резюме.

в) Изображения заклинательные. Графические символы заклинания от бесов, напастей и болезней. Их приемы и анализ конструкции. Монетовидные амулеты. Начальник бесов Джун Куй (пхар): стилизация его телодвижений и комбинация с благожеланием. Некоторые другие фигуры заклинателей на картинах и амулетах. Молитва к одному из них. – Сокол, когтящий наваждения. Немые символы заклинания от болезней при наступлении жаров.

Во время лекции будет сделан перерыв.

PDF-файлы

Полный текст программы лекции

Ключевые слова


иконы
культ
лубок китайский
статуи
ступа
храм буддийский
храм китайский
храм Конфуция

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций7404
Монографий1342
Статей5994
b_livshits_1962.jpg
Случайная новость: Объявления
4 июля 2018 г. в ИВР РАН пройдет городская конференция «Актуальные проблемы буддологических исследований–6». Предлагаем вашему вниманию программу конференции.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type