|
|
|
|
Щербатской Ф. Логика в древней Индии // Записки Восточного Отделения Императорского Русского Археологического Общества. Том четырнадцатый. 1901. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1902. С. 155—173.
Понятия индийской логики и логики европейской или аристотелевой не вполне друг друга покрывают.
У нас принято разуметь под логикою науку о приемах мышления, ведущего к познанию истины, причем факты не подлежащие опыту и наблюдению, как напр. представления о времени, пространстве, материи и духе в нее не входят; равно не входят в нее исследования о таких явлениях мышления, как сознание, восприятие, память и воля; первые составляют область метафизики, вторые — психологии; короче говоря, под европейской логикой принято разуметь одно учение о силлогизме и его составных частях — суждении и понятии.
Такого разграничения между философией, психологией и логикой индийцы не знают. Всякая философия у них начинается с психологии, т. е. с анализа явлений восприятия и сознания; затем переходит к учению о силлогизме, посредством которого одни истины выводятся из других, и только после установления такой теории познания, переходит к области собственно философии, т. е. к метафизике. Но теория силлогизма составляет необходимую составную часть каждой философской системы, и с этой точки зрения мы можем говорить об индийской логике...
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
6–7 марта 2024 г. Институт восточных рукописей РАН совместно с Восточным факультетом Санкт-Петербургского государственного университета и Институтом Конфуция при СПбГУ проводит 9-ю всероссийскую научную конференцию молодых востоковедов «Китай и соседи». |
Подробнее...
|
|
|
|
|