|
|
|
|
Елихина Ю.И. Культ бодхисаттвы Авалокитешвары и его земных воплощений в истории тибетской государственности VII-XIX вв. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Научный руководитель В.Л.Успенский. СПб., 2006. 20 с.
Актуальность темы. Сакрализация личности правителя встречается практически у всех народов на разных этапах их исторического развития. В Тибете в процессе адаптации буддизма к специфическим географическим, этническим и лингвистическим условиям, возникла новая система власти: особый вид теократии – власть через перевоплощение, которая представляет собой уникальное явление в человеческой культуре. Эта система получила распространение почти во всем ареале тибетского буддизма, например, у монгольских народов.
Буддизм, который на протяжении многих веков занимал доминирующее положение не только в духовной, но и политической и экономической жизни тибетцев, породил у этого народа особый тип религиозной государственности. В середине XIII в. в Тибете возник институт так называемых «тулку» (тиб. sprul-sku; монг. «хубилган») – «перерожденцев», своего рода «живых богов», наиболее почитаемыми и влиятельными из которых с XVII в. являются Далай-ламы. Они почитаются как земные воплощения бодхисаттвы Авалокитешвары – божества, символизирующего милосердие и сострадание. Это божество исключительно популярно в Китае и некоторых других странах, где распространен буддизм, но согласно тибетским представлениям, именно Тибет является страной его местопребывания и находится под его особым покровительством.
Поэтому в традиционной тибетской историографии некоторые тибетские цари, включая основателя государства царя Сронцзан Гампо (ок. 620-649), а также другие крупные политические и духовные деятели были объявлены (зачастую ретроспективно) воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары.
Авалокитешвара — одно из наиболее почитаемых божеств буддийского пантеона. Согласно данным письменных источников и археологических памятников культ бодхисаттвы Авалокитешвары появился в северной Индии приблизительно во II в. н.э. К IV в. Авалокитешвара стал одним из самых популярных бодхисаттв в Индии. В Тибете этот культ получает распространение с VII в. во время правления Сронцзан Гампо. Выяснение истоков культа Авалокитешвары в Тибете, возникновение представления о правителях Тибета как о его воплощениях важно для правильного понимания не только многих фактов прошлой истории, но и современной жизни тибетцев. Необходимо помнить, что Далай-ламы по-прежнему являются объектом почитания монголов и буддийских народов России: бурят, калмыков, тувинцев. Поэтому предпринятое изучение существенно расширяет наши представления о социально-моделирующей функции тибетского буддизма. Эти особенности позволяют отметить междисциплинарный характер предпринятого в диссертации исследования и признать предлагаемую тему представляющей несомненный интерес для широкого круга специалистов. PDF-файлы Полный текст автореферата
Ключевые слова Авалокитешвара буддизм тибетский государственность тибетская Далай-лама тулку
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
7 октября 2024 г. (понедельник) в 14:00 в каб. 146 («Кабинет изучения Лотосовой Сутры») состоится заседание комиссии по аттестации аспирантов ИВР РАН. |
Подробнее...
|
|
|
|
|