|
|
|
|
Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура. Из истории культуры доисламской Аравии / Ответственный редактор А. Г. Лундин. М.: Наука, ГРВЛ, 1976. 196 с. с ил. (Культура народов Востока: материалы и исследования.)
ВВЕДЕНИЕ
Набатейское государство, когда-то затерянное в горах
и пустынях Южной Палестины и Северной Аравии, малоизвестно
и, несмотря на интенсивную археологическую работу,
которая ведется уже более полутора столетий, плохо изучено.
Такое положение в значительной степени определяется состоянием
источников. До нас не дошли произведения набатейских
писателей; исторические предания набатеев забыты; города
и храмы, построенные набатеями, лежат в развалинах; распаханные
ими поля занесены песком; хитроумные приспособления
для сбора дождевой воды разрушены. Только в сочинениях
греческих, римских и эллинизированных ближневосточных
писателей можно встретить случайные упоминания о
набатеях, об их удивительном с точки зрения классической
древности образе жизни, а также об их взаимоотношениях
с соседями. Некоторый, хотя и весьма скудный, исторический
материал содержат набатейские надписи.
А между тем Набатейское царство было одним из самых
древних и (до возникновения Арабского халифата) значительных
арабских государств на территории Передней Азии. Арабских
— по единодушному свидетельству античной традиции,
арабских потому, что набатеи носили арабские собственные
имена, а в языке их письменности (арамейском, как и повсеместно
на Ближнем Востоке в I тысячелетии до новой эры
и в первые века новой эры) ощутимо влияние повседневной
арабской речи. Хотя в середине и второй половине I тысячелетия
до новой эры произошла арамеизация набатейского
общества, мы, обращаясь к его изучению, обращаемся к наиболее
раннему известному в настоящее время этапу истории арабского
народа в момент, когда он вступил в тесный контакт
с переднеазиатским арамейским п эллинистическим миром.
Не удивительно, что история набатеев привлекает к себе все
более пристальное внимание исследователей.
В результате огромной исследовательской работы нескольких
поколений специалистов [см. 75; 20; 158, 726—744; 60; 15; 5
102; 97; 61; 163; 164; 126] [1. Обзор современного состояния науки см. [166].] были установлены основные факты
политической истории Набатеи (хотя, естественно, многие
проблемы продолжают оставаться дискуссионными); чрезвычайно
существен тщательный искусствоведческий анализ памятников
набатейской материальной культуры и установление
культурных связей набатеев с эллинистическо-иранским миром.
Большое внимание уделялось и изучению хозяйственной
жизни набатеев, главным образом торговли [23; 150; 172].
Усиленное внимание к изучению торговых связей Петры привело
к тому, что Петра стала рассматриваться в литературе
как «караванный город» [151], почти вне связей и контактов
с остальными набатейскими территориями. Несомненно, интенсивная
караванная и морская торговля должна была сыграть
важную роль в развитии набатейского общества, внеся в его
облик неповторимые черты. Однако чрезмерное внимание к этой
стороне жизни набатейского общества не могло не привести
к искажению исторической перспективы. В настоящее время
археологическое исследование Негева позволило поставить
вопрос о технике и организации набатейского земледелия [123].
Эта большая исследовательская работа является необходимой
предпосылкой для разработки ряда общих и специальных
проблем истории пабатейской и, более того, переднеазиатской
культуры. Важнейшими вехами жизни набатеев были переход
от кочевого скотоводства к оседлому земледелию, возникновение
антагонистических классов и государства. Своеобразие
ситуации состояло в том, что набатеи жили в окружении народов
с давними и прочными традициями земледельческого хозяйства,
классового общества; государственности. Исследование
набатейского общества позволяет более точно представить
себе эти процессы в подобных условиях. Набатеи испытали
влияние арамейскоязычной и эллинистической ближневосточной
цивилизации. Изучение истории набатеев на конкретном
материале показывает взаимодействие различных культур и
связанные с этим этногенетические процессы, оно откиывает
нути к более углубленному изучению того сложного историко-
культурного явления, которое условно называют эллинизмом.
В предлагаемой работе автор стремился представить, по
возможности полно, набатейскую культуру во всех ее проявлениях
и определить основные этапы и наиболее характерные
черты развития набатейской культуры, ее место в истории
переднеазиатской эллинистической и арабской культур.
PDF-файлы Полный текст монографии
Ключевые слова Аравия архитектура Древний Восток Йамбул Набатея обрядность религиозная Остров блаженных пантеон племена арабские право
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
13–14 ноября 2024 г. в ИВР РАН состоятся XIII петербургские тибетологические чтения, посвящённые 300-летию Российской академии наук. |
Подробнее...
|
|
|
|
|