Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Ермакова Т.В. Буддологическое наследие монголоведа А.М. Позднеева и современность // Монголоведение в Санкт-Петербурге: ретроспектива и современность. Программа. Тезисы. Международный Круглый стол (10 июня 2019 г. Санкт-Петербург). СПб.: 2019. С. 12—13.


В истории российского монголоведения А.М. Позднеев (1851–1920) занимает почетное место первого исследователя живого монгольского буддизма. Ученый установил его историко-культурную уникальность, связал особенности буддийской культуры Монголии с доминирующим хозяйственно-культурным типом — кочевым скотоводством.

Исключительное значение монастырей для сохранения и развития буддийской культуры, организации религиозной жизни буддийского сообщества на теоретическом уровне было обосновано в российской буддологии О.О. Розенбергом и, позднее, подтверждено в полевых наблюдениях Б.Б. Барадийна. В эмпирическом плане этот подход ранее реализовал А.М. Позднеев, проанализировавший жизнь монгольского буддийского монастыря и его связи с мирянами.

В ходе обобщения результатов экспедиционных наблюдений в Монголии 1880-х гг. А.М. Позднеев впервые представил буддийскую монастырскую повседневность в виде системной целостности, в которой аналитически устанавливается институциональный (монастыри), социальный (статусы внутри сообщества), визуально-пространственный (сакральные территории), темпоральный (календарь служб) и практически-религиозный (структура ритуала) аспекты. Эта схема не устарела и оптимально подходит для решения задач исследования живой буддийской традиции в современной Монголии.

Монашество А.М. Позднеев рассмотрел согласно канонической структуре статусов начиная от послушника. В описание жизни монахов включены такие существенные аспекты, как обучение, распорядок дня, система управления монастырем, монастырские профессии.

Визуально-символический аспект монастырской повседневной жизни проанализирован ученым в ходе наблюдения сакрального пространства — территории монастыря и расположения зданий на ней, архитектурных особенностей и интерьера храмов. Закономерно, что особое внимание Позднеев уделил описанию алтарной части храма, символике подношений. Несомненный интерес представляет подробная роспись ритуалов, сопровождающих выбор места для возведения храма, закладку строения.

Темпоральный аспект повседневности зафиксирован Позднеевым в подробном описании ритуалов буддийского годового цикла и хозяйственного календаря. Не ставя задачи аналитической реконструкции ритуалов, он подробно зафиксировал их предметный, акциональный, вербальный и мотивационный аспекты, способом организации материала избрав последовательность действий в рамках обрядового комплекса.

Наряду с календарным типом ритуалов исследователь рассмотрел обряды жизненного цикла и ритуалы, проводимые в специальных случаях по заказу верующих (болезнь, гадание о благоприятных днях для важных дел, освящение жилища, имущества, скота). Отражены и ритуалы, сложившиеся в рамках центральноазиатской региональной формы буддизма и специфичные именно для нее — это буддийские службы на овоо (изначально — сакральные локусы шаманистов) и ритуалы, проводимые в целях защиты стад от болезней и падежа (последнее было особенно актуально для Монголии — традиционно скотоводческой страны).

На основе текстов-наставлений для проведения ритуала Позднеев подробно восстановил сценарии таких масштабных действий, как цам (представление в рамках культа божеств-защитников), круговращение Майдари (санскр. Майтреи) — почитание весьма популярного в Монголии и Бурятии Будды будущего, праздник в честь Дзонхавы — одного из наиболее чтимых деятелей буддийской истории в Тибете.

С начала 1990-х гг. в ходе социальных преобразований в Монголии роль буддизма возросла в процессе поиска новых оснований социокультурной идентичности монгольского общества. Началось возрождение буддийской общины. Монастыри расширили содержание их связей с мирянами и, что особенно важно, с остальной частью населения, не входящей в буддийскую общину. Буддисты-миряне соблюдают буддийский праздничный календарь, для крупных монастырей характерно формирование приходов с устойчивым составом общины. Практика окказиональной обрядности по частным просьбам сохранилась, ее репертуар модернизирован.

Современное возрождение буддизма в Монголии — процесс, зародившийся в комплексном социокультурном контексте на фоне значительных утрат буддийской культуры в предшествующий период. Законодательно инициированная практика возрождения исторических и организации новых монастырей в Монголии делает востребованным системное описание монгольской буддийской жизни во время ее расцвета. Буддологическое наследие А.М. Позднеева, таким образом, может быть востребовано как источниковый ресурс для религиоведческого исследования.

К содержанию сборника...

PDF-файлы

Полный текст

Ключевые слова



На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций7403
Монографий1342
Статей5993
Случайная новость: Объявления
20 июня 2018 г. (среда) в 14:00 состоится заседание Ученого Совета, на котором будет заслушан доклад к. и. н. В. Ю. Климова «Миссия Резанова: судьба подарков, предназначавшихся японской стороне».
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type