|
|
|
|
Кроль Ю. Л. О гипотезе В. Эберхарда относительно рационализации термина «Сын Неба» в IV в. до н. э. — I в. н. э. // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXIII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1990. С. 38—47.
Возражая против мнения, что императорский Китай был деспотическим
государством, В. Эберхард в 1957 г. рассмотрел аргументы в
пользу этого мнения, почерпнутые из сферы культурных представлений
о власти. К таким аргументам он отнес представления, связанные
с титулом императора хуан ди («августейший владыка») и с названием,
укрепившимся за правителем Китая со времен Яжоу, — тянь
цзы («Сын Неба»). Ученый отмечал, что этот титул содержит термин
ди, который употребляется вместо шан-ди («владыка вверху») или
тянь-ди («владыка Небес») и указывает на связь между правителем и
высшим божеством. Он сопоставил термин «Сын Неба», который не был
официальным, но обычно служил названием правителя (за исключением
шанских документов), с легендами об основателях некоторых ранних
династий в Китае, по которым эти основатели родились чудесным образом,
причем только их матери (а не отцы) были людьми. По логике
вещей, такое лицо должно было отличаться от обычных человеческих
существ, как отличался от них древнеегипетский царь, и не подлежать
ни человеческому закону, ни критике; поэтому такой правитель должен
был быть «деспотом», и было бы очень трудно оправдать и переворот,
направленный на его свержение, и создание новой династии...
К содержанию выпуска...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
14 ноября 2023 г. в ИВР РАН состоятся Двенадцатые петербургские тибетологические чтения. Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|