Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Пехлевийская Божественная комедия. Книга о праведном Виразе (Арда Вираз намаг) и другие тексты. Введ., транслитерация пехлевийских текстов, пер. и коммент. О.М.Чунаковой. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 206 с. (Памятники письменности Востока. CXXVI). ISBN 5-02-018225-7


Издание содержит перевод на русский язык одного из самых известных пехлевийских сочинений - «Книги о праведном Виразе» — с широко распространенным сюжетом о вознесении души и ее странствиях в потустороннем мире. В данный том включены также пять других текстов, среди которых интереснейшее сочинение «Объяснение шахмат и изобретение нардов», эпическая поэма «Предание о сыне Зарера», басня «Вавилонское дерево», «Наставление мудреца Ошнара» и любопытный текст «Хосров, сын Кавада, и (его) паж». Представленные сочинения демонстрируют разнообразие форм и тематики произведений пехлевийской литературы, а имена отдельных персонажей и некоторые сюжеты текстов свидетельствуют о связи литературы средневекового Ирана с литературами стран Ближнего Востока и Индии.

из «Введение»

Начиная работу над книгой, я хотела назвать ее «Пехлевийское Шахнаме». Таково распространенное название рукописи МК, четырнадцать текстов и фрагментов которой (объемом от восьми с небольшим страниц до нескольких строк), не вошедших в первые два издания [Книга деяний, 1987; Изведать дороги и пути, 1991], она содержала. Включение в работу двух текстов рукописи К20 — «Книги о праведном Виразе» и «Наставления мудреца Ошнара» — позволило изменить ее концепцию: читателю предлагается не оставшаяся часть рукописи МК, а издание сочинений — на мой взгляд, наиболее интересных — пехлевийской художественной литературы. Естественно, что при этом изменилось и название публикации.

Из рукописи МК в эту работу вошло четыре текста: «Предание о сыне Зарера», «Хосров, сын Кавада и (его) паж», «Вавилонское дерево» и «Объяснение шахмат и изобретение нардов». Оставшиеся тексты рукописи МК, интересные сами по себе, представляют собой так называемую «функциональную» литературу, т.е. служили деловым или религиозно-обрядовым целям. Среди них список городов — «Города Эраншахра» [Markwart, 1931], принадлежащий географическому жанру, к этому же жанру можно отнести небольшой текст «Чудеса и диковины Сакастана» [Utas, 1980, 25 9-2 67] с мифическими сюжетами и описанием местности, из которой происходили цари Эрана и где обрел веру Виштасп; содержащий образцы речей текст «Застольные речи» [Tavadia, 1935]; письмовник «О способах написания писем» [Zaehner, 1937-1939, 93-109]; брачный договор [Периханян, 1960, 67-75; MacKenzie, 1969, 103—109]; небольшой текст «О пришествии обладающего чудесной силой царя Вахрама» [Tavadia, 1955, 29—36], относящийся к апокалиптическому жанру; текст мифологического характера «В день хордад месяца фравардин», описывающий события, которые произошли в шестой день первого месяца зороастрийского календаря, так называемый «большой Новруз» (полный перевод [Jamasp Asana, 1900, 122— 129]). Кроме того, в МК входят фрагмент месяцеслова, посвященного дням вахман и ардвахишт, фрагмент из позднего риваята (перевод идентичной персидской версии см. [Dhabhar, 1932, 435 ел.]) и заговор против вредных тварей (храфстар).

Настоящее издание открывается двумя текстами из рук. К20 [Codices, 1931], которая в данное время находится в Королевской библиотеке в Копенгагене [Vahman, 1986, 10] . Эта рукопись, включающая 173 листа, имеет три помещенных не в хронологическом порядке колофона, датируемых 690, 720 и 700 гг. эры Йездигерда, что соответствует 1321, 1351 и 1331 гг. н.э. В первом колофоне (с. 38r) названо имя переписчика Михрабана, сына Кайхосрова. Судя по состоянию бумаги, рукопись могла быть записана в конце XIV в. или даже в начале XV в. [Codices, 1931, 11]. Текст «Книги о праведном Виразе» занимает с. 2r-29r рук. К20, лист 1 утрачен, и первая страница текста подготовлена мною по изданию Вахмана [Vahman, 1986, с. 19], использовавшего рук. Н6. «Наставление мудреца Ошнара» занимает с. 143r-148r (лист 145 утерян). Третий колофон рук. К20 записан на с. 74r, так что последующая часть рукописи не датирована.

PDF-файлы

Аннотация, Содержание, Введение, Summary

Ключевые слова


«Вавилонское дерево»
«Хосров, сын Кавада, и
зороастризм
«Книга о праведном Виразе»
«Наставление мудреца Ошнара»
«Объяснение шахмат и изобретение нардов»
«Пехлевийское Шахнаме»
«Предание о сыне Зарера»
Сасанидский Иран
тексты пехлевийские

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций7310
Монографий1322
Статей5921
Случайная новость: Объявления
На защиту подана выпускная квалификационная работа аспирантки ИВР РАН 3 года обучения Д. В. Зайцевой «Мамлюкское сочинение по военному делу С 686 из собрания ИВР РАН: история списка, структура и содержание, текстологические и лексические особенности».
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type