Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

M. Kemper. Tekke Takeovers and Hagiographical Writing, 15th to 20th Centuries: Hajji Bektash, Hajjim Sultan, Demir Baba and Qaraja Ahmed // Письменные памятники Востока, 2(7), 2007. С. 144—167.


Главные сюжеты бекташийской агиографической традиции представлены в восходящей к концу XV в. Вилайат-наме Хаджжи Бекташа. В первой части статьи автор сопоставляет это агиографическое сочинение с одноименным «житием» Хаджжим Султана, которого считают учеником Хаджжи Бекташа. Оба Вилайат-наме обосновывают святость своих героев, связывая их введение в братство с шайхом Ахмадом Йасави, архетипом тюркского «святого» из Туркестана. В этом и других отношениях «житие» Хаджжим Султана явно повторяет, если не копирует Вилайат-наме Хаджжи Бекташа. Любопытно, что реакцией на появление первого стало Приложение к Вилайат-наме Хаджжи Бекташа, в котором подчеркивается первенство и преобладание Хаджжи Бекташа над Хаджжим Султаном. В развитии агиографии обоих шайхов заметны тесные связи между их линиями и забота о единстве подвижной сети отделений бекта- гииййа. Пришедшееся на XV-XVI вв. создание единой организации братства как объединения разных синкретичных суфийских общин отразилось в центральном для Вилайат-наме Хаджжим Султана рассказе о захвате бекташиййей обители Саййида Гази.

Во второй части статьи рассматривается захват обителей-текке сегодня и использование в этих целях бекташийской агиографии. В современной Болгарии текке Дамир Баба, традиционно почитаемое также христианами, стало центром, объединившим турецких алевитов из области Делиорман, прибегающих для обоснования своих прав на него к древней агиографии этого «святого». После роспуска суфийских братств Ататюрком и последующего упадка многих суфийских обителей в Турции бекташийские текке также стали сегодня играть все большую роль. В середине 60-х годов XX в. здесь появляются ассоциации алевитских общин, пытающиеся восстановить некоторые текке, превратив их в алевитские культурные центры. Вместе с ними алевиты унаследовали от бекташиййи могилы и «жития» ее «святых». Начиная с 80-х годов алевитские деде и другие представители духовной элиты братства публикуют множество популярных турецких изданий и переводов бекташийской агиографии, что говорит о растущем интересе алевитов к этим шейхам. Алевитские историки создают новые агиографические работы о почитаемом в одном из стамбульских текке шейхе Караджа Ахмеде, «жития » которого прежде написано не было. Хотя в бекташийской агиографии 70-90-х годов XX в. хорошо заметны следы современной эпохи, она также обнаруживает преемственность с восходящей к XV-XVI вв. бекташийской традицией, повторяя не только ее излюбленные темы, но и приемы, рассмотренные в настоящей статье на примере Вилайат-наме Хаджжи Бекташа и Хаджжим Султана.

[К оглавлению номера 2(7) ППВ за 2007 г.]

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


агиография бекташийская
Дамир Баб
Караджа Ахмад
текке бекташийские
Хаджжи Бекташ
Хаджжим Султан

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10936
Монографий1587
Статей9094
Случайная новость: Объявления
28 июня 2023 г. в ИВР РАН пройдет конференция «Актуальные проблемы буддологических и индологических исследований–15». Предлагаем вашему вниманию программу.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type