|
Ибн ‘Араби, Мухйи ад-дин [Кныш А.Д.] / Ислам. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор С. М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1991.
Ибн ‘Араби, Мухйи ад-дин Абу
‘Абдаллах Мухаммад б. ‘Али ал-Хатими ат-Та’и (1165-1240) крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения о «единстве и единственности бытия» (вахдат ал-вуджуд). Последователи И.‘А. величали его «Величайшим учителем» (аш-шайх ал-акбар) и «Сыном Платона» (Ибн Афлатун). Уроженец андалусского города Мурсия, И.‘А. происходил из древнего и влиятельного арабского рода. Его отец был крупным чиновником сначала в Мурсии, а затем в Севилье, куда семья И.‘А. переселилась, когда ему было ок. восьми лет. В этом городе он получил традиционное мусульманское образование. Среди его учителей называют Ибн Заркуна ал-Ансари, Абу-л-Валида ал-Хадрами, Ибн Башкувала, ученика знаменитого Ибн Хазма — ‘Абд ал-Хакка ал-Ишбили и др. Под воздействием суфийских идеалов И.‘А. довольно рано отказался от светских занятий и принял посвящение в суфии. В поисках авторитетных суфийских наставников он отправился в странствия по Андалусии и Северной Африке. Посетил Марракеш, Сеуту, Беджайю, Фес, Тунис. К тридцати годам И.‘А. приобрел уважение и известность в суфийских кругах благодаря своим способностям к философским и эзотерическим наукам, широте кругозора и благочестию. Большое влияние на формирование воззрений И.‘А. оказали, по-видимому, суфии Альмерии, продолжавшие традиции, восходящие к андалусскому неоплатонику Ибн Масарре (X в.). И.‘А. был также знаком с трудами крупнейших восточномусульманских суфиев и богословов: ал-Харраза,
ал-Хакима ат-Тирмизи, ал-Мухасиби, ал-Халладжа, ал-Газали, Абу Исхака ал-Исфара’ини
и др.
В 1200 г. И.‘А. отправился в хаджж
и остался на Востоке навсегда. С 1201 г. он жил в Мекке, где написал свой
знаменитый поэтический сборник Тарджуман ал-ашвак и трактаты по различным
отраслям суфийского знания. Здесь была начата работа над многотомным сочинением
ал-Футухат ал-маккийа, которое по праву называют «энциклопедией суфизма». В
1204 г. И.‘А. вновь отправился в странствия, на этот раз на север, в Мосул. В
1206 г. во время пребывания в Египте он чуть не поплатился жизнью за свои
экстатические изречения (шатахат), вызвавшие гнев местных факихов. Несколько
лет И.‘А. провел в малоазиатских городах Конье и Малатье, где оставил много
учеников (среди них философ-мистик Садр ад-дин ал-Кунави, сыгравший большую
роль в распространении взглядов своего учителя в Малой Азии и Иране).
С 1223 г. до самой смерти
И.‘А. прожил в Дамаске, пользуясь покровительством религиозных и светских
властей. Здесь он завершил ал-Футухат ал-маккийа и написал свой самый
знаменитый трактат Фусус ал-хикам, ставший объектом более чем 150 комментариев.
В целом творческое наследие И.‘А. насчитывает ок. 300 сочинений. «Величайший
учитель» был похоронен в пригороде Дамаска у подножия горы Касйун. По приказу
султана Селима I в начале XVI в. над его могилой был сооружен роскошный мавзолей,
существующий и поныне.
И.‘А. был знаком с
интеллектуальными течениями своего времени. Он встречался и переписывался с
выдающимися современниками: Ибн Рушдом, Шихаб ад-дином ас-Сухраварди, Фахр ад-дином
ар-Рази, Ибн ал-Фаридом и др. В его учении соединились традиции западного и
восточного суфизма. Во многих его положениях можно усмотреть параллели с
неоплатонизмом, гностицизмом и восточнохристианскими доктринами.
Непосредственным источником ему послужили суфийская теософия, мусульманская
метафизика, калам, а также исма‘илитские доктрины.
Как мистик И.‘А. отстаивал
преимущества интуитивного, боговдохновенного знания перед рационализмом и
схоластикой. Основу его метода составили аллегорическое истолкование Корана и
сунны и всеобъемлющий синкретизм. Используя кораническую символику и мифологию,
он детально разработал суфийскую космогонию, учение о роли «божественной
милости» (ар-рахма) и теофании (таджалли) в творении, о человеке как о «малом
мире», «образе бога» и причине творения (см. ал-инсан ал-камил), систематизировал
и дополнил суфийские представления о «стоянках» (макамат) и «состояниях» (ахвал)
мистического пути, об иерархии суфийских «святых» (аулийа’) и ее главе —
«мистическом полюсе» (кутб), о соотношении «пророчества» (нубувва) и «святости»
(вилайа) и т.п. Наиболее оригинальным в учении И.‘А. является положение о
«промежуточном» мире (ал-барзах, ‘алам ал-мисал), соединяющем две абсолютно
противоположные стороны божественного Абсолюта: трансцендентную и материальную.
Проникая в эту недоступную обычному разуму область, «творческое воображение»
мистика постигает сокровеннейшие тайны бытия.
Обширное наследие И.‘А. оказалось
источником, из которого на протяжении столетий черпали философские и оккультные
знания его многочисленные последователи, среди которых были знаменитые иранские
поэты и мыслители: Кутб ад-дин Ширази, Фахр ад-дин ‘Ираки, Са‘д ад-дин Фаргани,
Джами. Идеи И.‘А. развивали: аш-Шазили и шазилийа, Ибн Саб‘ин и аш-Ша‘рани на
мусульманском Западе; Да’уд Кайсари, Кутб ад-дин Изники и др. в Малой Азии; ал-Кашани,
‘Абд ал-Карим ал-Джили, ‘Абд ал-Гани ан-Набулуси и маулавийа в Иране, Сирии и
Йемене. Учение И.‘А. легло в основу шиитской философии, разработанной Хайдаром Амули
(ум. в 1385 г.), Мир Дамадом (ум. в 1631-32 г.) и Мулла Садрой (ум. в 1640 г.).
Вопрос о влиянии И.‘А. на европейскую мысль (Раймон Луллий, Данте, Спиноза)
пока не решен.
И.‘А. был одной из самых
противоречивых фигур мусульманского средневековья. Его взгляды резко
критиковали богословы Таки ад-дин ас-Субки, Ибн Таймийа, ат-Тафтазани, а также
крупнейший арабский историк Ибн Халдун. В защиту И.‘А. выступали ас-Суйути, ас-Сафади,
ал-Фирузабади и многие другие мусульманские авторитеты.
Споры вокруг наследия И.‘А. не
утихают и поныне. В начале 70-х годов нашего века религиозные круги Египта,
связанные с «Братьями-мусульманами» и другими группировками, призывающими к
возвращению к «чистоте» первоначального ислама, добились запрета на издание и
распространение его книг. Некоторые мусульманские философы (‘Абд ар-Рахман Бадави)
стремятся использовать его учение для создания «альтернативных» и «самобытных»
философских систем, доказать приоритет мусульманской мысли в некоторых ключевых
вопросах философии.
***
Лит-ра: Ибн ‘Араби. Ал-Футухат; он же. Фусус; он
же. Раса’ил. 1—2. Хайдарабад, 1961; он же. Мухадарат ал-абрар; Nyberg. Schriften; он же. The Tarjuman al-ashwaq;
a collection of mystical odes by Muhyi’ddin Ibn al-‘Arabi. Text and transl., by
R. A. Nicholson. L., 1911; R. Deladrière. La profession de foi d’Ibn ‘Arabi
Texte, trad., et comment, de la «Tadkira». Lille, 1975; D. Gril. Le
«Kitab al-inbah ‘ala tariq Allah» de ‘Abdallah Badr al-Habasi: un
témoignage de renseignement spirituel de Muhyi 1-din Ibn ‘Arabi.—
Annales islamologiques. Cairo, 1979, 15, 97–164; он же. Le livre de l’arbre et quatre oiseaux
d’Ibn ‘Arabi (Risalat al-ittihad al-kawni). — Там же, 1981, 17, 53—111; он же. Personnage; Ibn ‘Arabi. Bezels; ал-Китаб ат-тизкари; Кныш. Мировоззрение; он же. Проблемы; Afifi. The
Mystical Philosophy; Yahia. Histoire; Corbin. Imagination; Izutsu.
Study, 1; Chodkiewicz. Sceau; см. лит-ру к ст. вахдат ал-вуджуд. PDF-файлы Ключевые слова Ибн ‘Араби, Мухйи ад-дин ислам ИЭС суфизм
|