|
|
|
|
Колесников A.С., Стрижак Ю.Н. Персоналии диалога культур России и Востока: Э.Э.Ухтомский // Четвертые востоковедные чтения памяти О.О.Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов. СПб., 2011. С. 156—167.
Проблема диалога культур находит оригинальное выражение во взглядах
малоизученного, но интересного русского мыслителя Эспера Эсперовича Ухтомского (1861–1921) — дипломата, путешественника, своеобразного религиоведа
конца ХIХ — начала ХХ вв. Ухтомский отразил особенности интеллектуальной атмосферы той эпохи — интерес к Востоку, к Азии, попытки сравнения
культур России, Востока и Запада, религий — буддизма, индуизма, конфуцианства и православия, размышлений о месте и роли России по отношению к этим
двум великим культурным регионам, поиски выхода из европоцентристской парадигмы. Одним из самых болезненных для него вопросов был вопрос о «вселенской
миссии» России и русской культуры по отношению к другим культурам мира, и
прежде всего для Китая, Монголии и Тибета, и эта миссия понималась им как
взаимное проникновение с культурой Востока. В отличие от многих современников, Ухтомский был настроен скорее почвеннически и подчеркивал то, что русская
культура никогда не будет принята Западом на равных, хотя и не отрицал
множество благ, которые можно заимствовать из западной культуры. Главное
при этом — правильно использовать их. Хотя его трудно отнести определенно к
какому-то конкретному направлению в философии, он, безусловно, не западник,
но и не славянофил. Он воспринимает Россию как одну из множества культур,
самобытную, но ничем принципиально среди них не выделяющуюся. Невозможность полноценного принятия Западом русской культуры связана, по-видимому,
с тем, что Россия находится на стыке двух миров и включает в себя не только
обширные территории с населением, принадлежащим к восточной культуре и
цивилизации, но и значительную инокультурную компоненту. Проблемой же для
России является то, что она идентифицирует себя по преимуществу с западной
культурой, и это затрудняет для нее принятие своей восточной составляющей.
Можно в этом найти некоторое влияние философии В.С.Соловьева, учеником
которого был Э.Э.Ухтомский: впрочем, в отличие от Соловьева, Ухтомский
в вопросе о диалоге культур ориентировался не столько на христианские ценности,
сколько на принцип взаимного уважения и взаимопроникновения культур...
К содержанию сборника PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова история России Ухтомский, Эспер Эсперович
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
4—6 декабря 2023 г. состоится Ежегодная научная сессия ИВР РАН «Письменное наследие Востока как основа классического востоковедения». Предлагаем вашему вниманию программу Сессии. |
Подробнее...
|
|
|
|
|