|
|
|
|
Прозоров С.М. Арабская рукопись неизвестного сочинения ал-Муфаддала ал-Джу‘фи (ум. до 183/799 г.) по ранней шиитской догматике // Русские учёные об исмаилизме / Под ред. С.М.Прозорова, Х.Элназарова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2014. С. 229—240.
В Институте восточных рукописей РАН (С.-Петербург) хранится арабская рукопись (85 л.)1 неизвестного сочинения ал-Муфаддала ал-Джу‘фи Китаб ал-адилла ‘ала-л-халк ва- т-тадбир ва-р-радд ‘ала-л-ка’илина би-л-ихмал ва-мункири ал-‘амд би-ривайат ал-Муфаддал ‘ан ас-Садик. Это наставления имама Джа‘фара ас-Садика (ум. в 148/765 г.) шиитскому мухаддису ал-Муфаддалу ал-Джу‘фи (ум. до 183/799 г.), индивидуальная подготовка его к пропаганде шиитского мировоззрения, разъяснение ему широкого круга аргументов в опровержение конкретных или потенциальных оппонентов.
Сочинение относится к периоду острой религиознополитической борьбы в Халифате, в ходе которой в окружении имама Джа‘фара ас-Садика началась специализация религиозных знаний, формирование жанров религиозно- политической литературы шиитов, разработка шиитской догматики.
Ключевая идея поучений Джа‘фара ас-Садика: человек должен понять, что все элементы макро- и микрокосма свидетельствуют о божественном господстве (ар-рубубийа), преднамеренности сотворения, целесообразности и гармонии сотворенного. Для доказательства этого Джа‘фар ас-Садик приводит примеры из области природных явлений, астрономии, животного мира, разнообразия видов, форм и цветов сотворённого, сокрытого в недрах земли и видимого на её поверхности, человеческого разума, очевидного и сокровенного знания и т. д. В совокупности эти «доказательства» Джа‘фара ас-Садика свидетельствуют о его энциклопедических знаниях природы человека и окружающего мира.
Другая ключевая идея наставлений Джа‘фара ас-Садика: управление миром и божественное присутствие на земле продолжается, хранителем и толкователем сокровенных знаний о мироздании, заложенных в Коране, является «семья дома Пророка» (ахл ал-байт). Дальнейшее развитие эта исходная идея получила в шиитском исламе, где сложилось представление о том, что видимым доказательством (ал-худжжа) божественного присутствия на земле должен быть посредник между Аллахом и людьми.
Термин ал-худжжа использовался в учениях и практике исмаилитов. Представление об ал-худжже заняло прочное место в догматике шиитов-имамитов, утверждавших, что земля не может быть лишена ал-худжжи из потомков ‘Али б. Аби Талиба, «видимого» или «скрытого», по воле Аллаха руководящего общиной. Последним ал-худжжей они признали 12-го «скрытого» имама Мухаммада б. ал-Хасана.
[К сборнику: Русские учёные об исмаилизме] PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова Джа‘фар ас-Садик ал-Муфаддал ал-Джу‘фи рукописи арабские ал-худжжа
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
31 мая 2023 года, в среду, состоится очередное заседание иранистического семинара «Фрейманские чтения». Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|