|
|
|
|
Колесников А.И. Конференция, посвященная истокам персидского Ренессанса (The Rise of the Persian Renaissance) // Письменные памятники Востока, 2(9), 2008. С. 322—324.
Международная конференция «Начало персидского Ренессанса» состоялась 14—15 июля 2008 г. в Вадхам-колледже Оксфордского университета. Она была организована в рамках совместной программы действий трех европейских университетов (Лейденского, Кембриджского и Оксфордского) по изучению истории персидской литературы и культуры. Сама программа была обсуждена и одобрена на учредительном заседании Европейской лиги незападных исследований (ELNWS) в июле 2006 г. Первым шагом на пути реализации этой программы стала конференция «Традиции в персидской лингвистике и литературе», организованная Лейденским и Оксфордским университетами в Лейдене в июле 2007 г.
Организаторами конференции в Вадхам-колледже выступили доцент Восточного факультета СПбГУ Ф. И. Абдуллаева, работающая ныне в Оксфорде, и иранский литературовед из Лейденского университета А. Сейид-Гохраб. Главным содержанием двухдневной конференции должно было стать обсуждение феномена «внезапного» возрождения персидской культуры в IX—X вв. после двух веков «молчания», наступивших после завоевания Ирана арабами в VII в. и отмеченных почти полным отсутствием письменных источников иранского происхождения из этой эпохи.
Золотой век персидской культуры, продлившийся около шести столетий, начался в историческом Мавераннахре, на землях древнего Согда к северу от Амударьи при иранофильской династии местных правителей Саманидов (875—999) и был ознаменован бурным развитием всех видов литературного творчества на языке дари (классическом новоперсидском). Исследователям предстояло осветить предпосылки и основные тенденции грандиозного культурного явления с разных позиций. Поэтому к участию в конференции помимо литературоведов были привлечены и специалисты из смежных областей иранистики (лингвисты, историки, религиоведы, искусствоведы), а также работники музеев и книгоиздатели, чьи профессиональные интересы касаются проблем (пересекаются с проблемами) персидского Ренессанса.
Рабочими языками конференции были английский и персидский, что отражало интересы докладчиков и аудитории. В программе было заявлено 18 докладов, по 9 на каждый день заседаний. Представительство активных участников (авторов текстов) выглядело следующим образом: 6 человек из Великобритании, 5 из России, 4 из США, 3 из Ирана, 1 из Германии. Фактически иранцев на конференции было больше за счет докладчиков из диаспоры, представителей прессы и просто любителей древностей. Если добавить к ним заинтересованных специалистов востоковедного профиля из университетов Оксфорда и Кембриджа, Британского музея и Школы ориентальных и африканских исследований, то общее число присутствовавших на заседаниях первого дня конференции достигало 60 чел. Регламент заседаний (по 40 мин. на доклад) позволял каждому докладчику довольно подробно изложить суть темы и выслушать суждения коллег.
Следует отдать должное организаторам конференции, которые на основании анализа представленных заранее тезисов попытались распределить материал по хронологическому и тематическому принципам. Таким образом, первый день работы конференции был посвящен сюжетам, лишь косвенно связанным с тематикой персидского Ренессанса либо предваряющим персидское Возрождение. Каждое заседание в программе помечено сопроводительной ремаркой, раскрывающей его содержание.
Первое проходило под девизом «До эпохи Молчания» (Before the Silence), иначе — речь шла о домусульманской эпохе. На заседании были обсуждены три доклада:
О. М. Ястребовой (РНБ, Санкт-Петербург) о ранней персидской версии «Арда Вираф-наме», Николаса и Урсулы Симс-Вильямсов (Лондонский ун-т) «Человек с шкурой пантеры: Рустам до Фирдоуси», В. С. Куртис (Британский музей) о преемственности и культурной самобытности в древнем Иране.
Второе заседание — «На краю (Ренессанса)» (On the edge) — было ограничено двумя докладами: В. Ю. Крюковой (Кунсткамера, Санкт-Петербург) о культовых нишах в Центральной Азии до ислама и в исламскую эпоху и А. Судавара (Нью-Йорк) «Митраистские общества: устойчивая структура иранских религиозных братств».
На третьем заседании — «Все еще на краю» (Still on the edge) — были обсуждены доклады А. И. Колесникова (СПбФ ИВ РАН) об арабо-мусульманских клише в поздних зороастрийских сочинениях и О. Грабара (Ин-т продвинутых исследований, Принстон, США) об истоках персидской живописи. Из-за отсутствия второго автора доклад прочел его коллега Р. Скелтон.
Научную программу первого дня конференции завершило четвертое заседание, проходившее под девизом «На другом краю» (On another edge), с докладами А. Д. Притулы (Гос. Эрмитаж, Санкт-Петербург) «Сирийские стихи с персидским подходом» и А. Ирани (Тегеран) «Характер обучения в первые века ислама». Второй доклад, прочитанный по-персидски, был включен в программу вместо доклада отсутствовавшего Ф. де Блуа, заявленная тема выступления которого («Среднеперсидская литература и новоперсидская литература: преемственность или нарушение традиции?») могла бы стать предметом отдельного заседания.
Второй день заседаний был почти полностью посвящен характеристике персидского Ренессанса. Пятое заседание прошло под девизом гедонического Ренессанса в поэзии. Были зачитаны и обсуждены доклады А. Мирансари (Большая исламская энциклопедия, Тегеран) об эстетике ранних персидских од вину, Н. Ю. Чалисовой (Рос. гуманитарный ун-т, Москва) «Вино как великий целитель», К. Талаттофа (Аризонский ун-т) «Искрящееся и восхитительное: вино в поэтике Рудаки».
На шестом заседании — «После Молчания, первые усилия к Возрождению» (After the Silence, first attempts of revival) — была рассмотрена тема преемственности древних культурных традиций в новых условиях. Ей были посвящены доклады А. Сейид-Гохраба (Лейденский ун-т) о традиции жанра загадок в персидской литературе до ислама и после арабского завоевания и Ф. И. Абдуллаевой (Оксфордский ун-т) «Доисламское в исламском: праздник ״садэ“ в ранней персидской поэзии».
На седьмом заседании — «Начало Ренессанса» (Thе rise of the Renaissance) — оживленную дискуссию вызвал доклад А. Пикока (Британский ин-т персидских исследований, Анкара) «Гардизи, Сельджуки и персидский Ренессанс». Прения развернулись вокруг даты начала Ренессанса, поскольку докладчик относил ее к XI в. Выступавшие, апеллируя к другим источникам, отмечали, что Возрождение имело место уже в IX в. и продолжалось после XI в. при династиях иранского и не только иран
ского происхождения. Доклад С. Шармы (Бостонский ун-т) «Обретенные женские голоса в ранней персидской поэзии» был встречен более спокойно.
На последнем, восьмом заседании председательствовал Э. Босворт, призывавший докладчиков не забывать об историческом контексте культурного возрождения в Иране. Именно этому был посвящен доклад Э. Герцига (Оксфордский ун-т) «Персидское Возрождение в сочинениях иранского национализма», т. е. в трудах иранских историков нового времени — Зарринкуба, Али Шариати, Джафарьяна и др. Главный редактор журнала «Бухара» А. Дехбаши (Тегеран) представил в отдельном докладе проект научного издания персидской литературной классики.
Прошедшая в Оксфорде научная конференция «Начало персидского Ренессанса» удачно вписалась в контекст подготовки к тысячелетнему юбилею поэмы «Шахнаме» великого персидского поэта Фирдоуси, который широкая научная общественность будет отмечать в 2010 г.
[К оглавлению номера 2(9) ППВ за 2008 г.] PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова Ренессанс персидский
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
23—26 мая 2023 г. в Санкт-Петербурге пройдут Сорок четвертые (XLIV) Зографские чтения «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста». Предлагаем вашему вниманию программу конференции. |
Подробнее...
|
|
|
|
|