|
|
|
|
Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: Пятые Доржиевские чтения // Ответственный редактор А.О.Бороноев. Ведущий редактор Ц.А.Самбуева. Научные редакторы: И.В.Кульганек, Ю.В.Болтач, Е.Ю.Харькова. СПб.: Гиперион, 2013, 376 с.
В сборнике представлены статьи, подготовленные по материалам докладов и выступлений на Пятых Доржиевских чтениях, которые прошли в Санкт-Петербурге 13—15 июня 2012 г. В Пятых Доржиевских чтениях приняли участие представители ведущих буддологических центров Санкт-Петербурга, Москвы, Улан-Удэ, Элисты, Читы и других регионов и городов России. Особое место в сборнике занимают работы, посвященные личности Агвана Доржиева, его роли в распространении и сохранении буддийской традиции в нашей стране. Авторы освещают актуальные проблемы буддийского мировоззрения, истории буддизма, путей и этапов его распространения в России, его влияния на культуру и повседневную жизнь народов, исповедующих буддизм. В сборник также включены доклады, посвященные буддийской культуре, истории, источниковедению, языкознанию и искусству, научным экспедициям в буддийские регионы, полевым исследованиям.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие — 3
Приветствия — 5
Агван Доржиев (1854—1938): личность, эпоха, современники
Н. Амгалан. Архивный документ об истории буддийского храма в Санкт-Петербурге — 10
Б. С. Дугаров. Агван Доржиев в воспоминаниях окинских бурят — 16
Ш. Сонинбаяр. Далай лама XIII в Монголии — 23
Д. Г. Чимитдоржин. «Агван Доржиев — часть истории Тибета» (Далай-лама XIV) — 27
Буддизм: история, государство, общество
Л. Л. Абаева. Глобализационный, этноинтегрируюший и консолидирующий потенциал буддийской культуры в монголосфере — 33
Т. Ариунболд. О буддийской секте «красношапочников» в Монголии — 38
Ж. А. Аякова. Межкультурный диалог буддийских женщин в глобальном мире — 42
М. Г. Банаева. Буряты и калмыки г. Москвы: социокультурные исследования — 46
Т. Ц. Бардуева. К истории распространения и становления буддизма в Бурятии — 51
Т. В. Бернюкевич. Религиозный синкретизм буддийских верований в России как следствие культурного пограничья — 57
Н. Д. Болсохоева. Чоки Агван Пунцок — буддийский учитель и миссионер — 62
С. Б. Бымбыгыденова. Буддийское духовенство в процессе социальной активизации — 70
М. И. Воробьева-Десятовская. Учение Будды в Средней Азии — 72
Ю. И. Дробышев, С. Д. Сыртыпова, П. Д. Гунин. Экологический потенциал Махаяны — 74
Е. И. Кычанов. Буддийские общины Си Ся и «чанчжу» («постоянно живущие») — 77
Г. Е. Манзанов. Современное состояние буддизма в Байкальском регионе: социологический срез — 81
Э. Мунхцэцэг. Буддийские храмы, построенные по повелению маньчжурских императоров на территории Халха-Монголии в XVIII веке — 87
Т. Д. Скрынткова. Концепция törö в монгольском буд дизме XVII в. — 95
Н. Ц. Хантургаева. Религиозная ситуация в Бурятии (по результатам социологических исследований) — 106
Лама Даши Шаглахаев. Правоспособность религиозных организаций Бурятии как некоммерческих юридических лиц — 114
М. Л. Швецов. Появление и пути развития буддизма в степях Восточной Европы в VI—XV вв. — 120
Vladimir Tikhonov. India as Viewed by Ancient and Mediaeval Koreans — Focused on Karak Kukki — 128
Философия и учение буддизма
Ю. В. Болтач. «Главы [о] зарождении стремления [к] деяниям совершенствования» корейского буддийского наставника Вонхё — 139
С. Л. Бурмистров. «Письма о буддийской этике» Б. Д. Дандарона и западная философия — 148
Б. Ц. Жамбаев. Феномен Итигэлова в контексте специальной теории относительности — 155
У. Б. Жамбаева. Значение учения о бодхичитте в тибетском буддизме — 158
М. Н. Кожевникова. Буддийская концепция «обучения Других» у Арьядевы и в литературе Праджняпарамиты — 163
В. М. Монтлевич. Ранний период развития тантры Ваджрасаттвы в Тибете и России (Ответы на семь позиций письма В. Д. Ковалева) — 171
Ю. Ц. Тыхеева, O. A. Шишмарева. Путь буддиста — 177
О. С. Хижняк. Современные западные представления о буддизме: мифы и реальность — 182
Буддийская культура
Источниковедение и языкознание
И. С. Гуревич. Буддизм и язык — 191
A. B. Зорин. Тексты тибетского переводчика и йогина Пэл Гало (XII в.) в древнем тибетском свитке из коллекции Института восточных рукописей РАН — 200
С. Ю. Рыженков. О китайских переводах махаянской «Махапаринирвана-сутры» — 209
A. A. Сизова. О жанровой классификации тибетской «литературы Пути» (на материале «Перечня нескольких редких книг» Аку Шейраб Гьяцо) — 215
A. А. Туранская. Бурятский ксилограф избранных песнопений Миларэпы — 220
Н. В. Ямполъская. Новые сведения о монгольских переводах сутры «Аштасахасрика Праджняпарамита» — 223
Литература и искусство
М. Ф. Альбедиль. Буддийские культовые предметы в музейном пространстве: к истории одной коллекции МАЭ РАН — 230
Б. Б. Бадмаев, И. В. Васильева. Сохранение традиций и эволюция в реконструкции убранства дацана Гунзэчойнэй — 234
Л. С. Дампилова. Образ Миларайбы в современной бурятской поэзии — 242
Ю. И. Елихина. Буддийская бронзовая курильница, подаренная Санкт-Петербургскому дацану в 2011 г. — 248
А. Н. Соловьев. Тысячелетие Прибежища Руси. Потанные драгоценности — 252
H. A. Субангулова. Дидактические и социальные аспекты сакрального в дзэн-буддийских искусствах — 258
Е. В. Сундуева. Легенды о первом бурятском Хамбо Ламе Дамба-Дарже Заяеве в сартульском фольклоре — 262
Медицина
Е. А. Валеева Фаррингтон. Духовный и психологический аспекты тибетской медицины — 267
A. B. Теплякова. Медицинское сочинение Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхае и его значение для современного мира — 276
Е. Ю. Харькова. Становление медицинской традиции в Тибете
согласно сочинениям Муге Самтэна Гьяцо (1914—1993) — 279
Буддизм в этнокультурных традициях
С. Г. Батырева. К проблеме этнической специфики иконографии буддизма (по материалам экспедиции в Западную Монголию) — 286
З. А. Будаева. Буддийские мотивы в бурятском новогоднем
празднике Сагалган — 291
В. В. Лыгденова. Праздник богини Янжимы в Баргузинском районе Республики Бурятия (по материалам полевой экспедиции) — 297
В. Н. Мазурина. О деятельности этнографического ансамбля в Бурятии. 20-ые годы XX в. (по материалам архивов Санкт-Петербурга и восточного собрания ГМИР) — 301
Л. Ц. Малзурова. Культовые места Тунки — 307
М. М. Содномпилова. Домашний алтарь в современном бурятском жилище: традиция и обновление — 312
Исследования Центральной Азии
A. И. Андреев, Т. Ю. Гнатюк. Этнографические исследования российских экспедиций в Центральной Азии
(конец XIX — начало XX вв.) — 318
Т. В. Ермакова. Деятельность А.М.Позднеева в буддийских регионах Российской империи (по материалам Архива востоковедов ИВР РАН) — 327
B. Ю. Жуков, И. В. Кулъганек. Программа Хангайской экспедиции Ученого комитета МНР в 1928 г. — 330
О. Н. Полянская. Поездка B. Л. Котвича в Монголию в 1912 г. по материалам архива Польской академии наук — 334
Э.А. Томша. Центрально-Азиатская экспедиция Н. К. Рериха (1923—1928 гг.). История, исследования, результаты — 338
Тезисы
C. Д. Сыртыпова. Святые места Трансбайкалья, связанные с именем А. Доржиева — 347
Сообщения
Б. Ц. Батомункин. Об особенностях бараньей лопатки (Кладезь мудрости степной цивилизации) — 348
A. A. Губин. Буддизм в Прибайкалье — 355
A. B. Федорова. Средневековый монастырь-университет Ратнагири (Восточная Индия, штат Орисса) — 362
Об авторах сборника — 364
PDF-файлы Аннотация, Предисловие, Приветствия, Об авторах сборника, Содержание
Ключевые слова Бурятия Агван Доржиев буддийская культура
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
25–26 ноября 2024 г. в ИВР РАН пройдут ХVIII Всероссийские востоковедные чтения памяти О.О. Розенберга. Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|