Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Прозоров С.М. Многообразие форм бытования ислама как историческая основа веротерпимости в современном многоконфессиональном обществе // Ислам в мультикультурном мире — 2012: Сборник материалов и тезисов 2-го Казанского международного научного форума. 29—31 окт. 2012 г. Казань: Арт-Лоджик, 2012. С. 5—7.


При всех различиях в подходах к изучению ислама, в методологии и в способах аргументации, в региональных задачах и в глобальных целях, фактически существующих между учеными, исповедующими ислам, и представителями академического, светского исламоведения, обе эти категории ученых несут общую ответственность за создание атмосферы веротерпимости и уважительного отношения к инакомыслящим в многоконфессиональном обществе, каким является Российская Федерация.

Декларативно эту перманентную для российского общества задачу постулируют, устно и письменно, и мусульманские религиозные и политические деятели, и светские ученые и политики. Однако на практике, судя по публикациям, выступлениям на международных и всероссийских конференциях, в российских СМИ, реального объединения усилий этих двух общественных сил не происходит. Более того, наблюдаются признаки их идеологического размежевания, за которым, как показывает история, следует конфронтация. С одной стороны, активизируются и организуются силы, эксплуатирующие и проповедующие антиисламские настроения в мире, в том числе в России. С другой стороны, очевидна тенденция к идеализации ислама, к пропаганде его исключительности и преимущества перед другими религиями и верованиями. Об этом же свидетельствует наводнившая российский книжный рынок малограмотная и тенденциозная литература, в первую очередь переводная. Идеализация ислама неизбежно сопровождается фальсификацией его истории - будь то сознательно или по невежеству - путем умалчивания или прямого искажения исторических фактов. В этих условиях общество в целом становится заложником ложных сведений об исламе и пристрастных идей, порожденных, в том числе, и фальсификацией исламской истории.

Следствием распространения научных знаний об исламе в российском обществе должно стать осознание многообразия форм бытования ислама как исторического явления и признание их равноправными, равноценными внутри мусульманского сообщества. Ибо ни у мусульманских ученых, ни у светских востоковедов нет объективных критериев для определения «истинной правоверности» той или иной богословско-правовой школы ислама. Более того, всякое противопоставление одной формы истолкования и бытования ислама другой, тем более попытки навязать свою модель «исламского правления» другому сообществу, неизбежно ведут к конфронтации. В то же время именно это многообразие, закрепленное сращивание «нормативного» ислама с духовным субстратом исламизированных народов, способствовало сложению и расцвету исламской культуры и науки и обеспечивало жизнеспособность ислама как идеологической системы.

Признание равноправными разных форм бытования ислама внутри мусульманского сообщества обусловливает признание таковыми формы бытования и других религий и религиозных верований, что в свою очередь должно стать основой веротерпимости в человеческом сообществе.

Проблема межконфессиональных отношений носит глобальный характер, и до недавнего времени идеологи исламского мира занимали в этом вопросе одностороннюю позицию. Однако в 2011 г. кувейтское Министерство по делам вакфов и ислама начало разработку проекта под названием Села («Связь»), предусматривающего налаживание научно- практического сотрудничества в международном масштабе между мусульманскими учеными и не-мусульманскими исследователями исламской цивилизации - ориенталистами (мусташрикун!). Цели проекта — достижение согласия между ними в ходе постоянного межцивилизационного диалога на правах партнерства, снижение напряженности и конфронтации между представителями разных культур и религий. Разработку этого проекта с участием представителей востоковедных школ всего мира намечено завершить в ноябре 2012 г. утверждением совместного документа (Хартии) и плана действий на ближайшие 5 лет.

«Кувейтская инициатива» — это сигнал из мусульманской страны мусульманским ученым и ориенталистам (востоковедам) во всех странах и на всех континентах: давайте объединим наши усилия в изучении арабо-мусульманской культуры, в поисках путей к взаимопониманию и веротерпимости.

Объединение усилий мусульманских ученых и светских востоковедов в области распространения научных знаний об исламе не может быть успешным, пока продолжается наводнение российского книжного рынка низкопробной литературой об исламе. Переводы на русский язык оригинальных источников и литературы по исламу, как правило, сопровождаются их «одобрением» со стороны шайхов ал-Азхара и других исламских образовательных центров. При всем уважении к зарубежным исламским авторитетам трудно признать выбор сочинений и оценку качества их переводов на русский язык объективными. Отсутствие какой-либо цензуры не вселяет надежды на улучшение ситуации в этой области. Считаю целесообразным рассмотреть вопрос о создании своего рода «Консультативного совета» из представителей академического исламоведения и исламских духовных и образовательных центром России, который мог бы стать неким «фильтром» для распространения малограмотной и апологетической литературы по исламу. Рекомендации «Консультативного совета» не будут иметь юридической силы, но совокупный авторитет его членов может оказывать моральное давление на авторов и издателей такой продукции. Кроме того, создание «Консультативного совета» будет не только свидетельством намерений обеих сторон действовать сообща, но и реальным шагом к объединению их усилий.

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


ислам в России

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций6688
Монографий1271
Статей5350
b_perikhanian_1997.jpg
Случайная новость: Объявления
19 декабря 2018 г. (в среду) в 17.30 в Лектории ИВР РАН будет прочитана заключительная открытая лекция сезона 2018, «Японский свиток о демоне Сютэн-додзи» (лектор — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИВР РАН К. Г. Маранджян).
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type