Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Прозоров С.М. Интеллектуальная элита Мавараннахра и Хурасана накануне монгольского нашествия (по материалам рукописи биографического словаря ал-Андарасбани, 2-ая половина XII в.) / International Conference on Islamic Civilization in Central Asia / 4-7 сентября 2007. Астана, Казахстан. 2007.


Составление биографического словаря ал-Андарасбани относится к периоду духовного и культурного расцвета Хваризма. В последней четверти XII в. Хваризм и его главный город, Гургандж, были региональным центром учености с библиотеками, школами, мечетями. Однако вскоре этот цветущий край подвергся опустошительному нашествию монголов: Хваризм был разрушен, библиотеки сожжены, ученые, не сумевшие спастись бегством, истреблены. Огромное письменное наследие, созданное многими поколениями служителей науки, безвозвратно погибло. В этом контексте следует рассматривать сохранившуюся часть биографического словаря Хваризмийского ученого как осколок уничтоженной культуры, как содержательный памятник арабо-язычной литературы до-монгольского Хваризма.

Творческая деятельность ал-Андарасбани проходила в Гургандже в общении с учениками аз-Замахшари (автора знаменитого му‘тазилитского комментария к Корану), занимавшими почетное положение в обществе, о чем свидетельствуют их титулы. Одним из его учителей-наставников был любимый и преданный ученик аз-Замахшари Абу-л-Му’аййад Муваффак б. Ахмад ал-Макки (ум. в 1172 г.), ссылки на которого в рукописи сопровождаются перечнем его почетных прозваний — ас-садр ал-хатиб, ахтаб ал-хутаба’ («главный проповедник»), садр аш-шари‘а («оплот шари‘ата»). Это был известный оратор, руководивший проповеднической службой в городской мечети, факих, литератор, поэт. Значительная часть биографических сведений о «гордости Хваризма», как величали аз-Замахшари, приведена со ссылкой на Муваффака б. Ахмада либо взята непосредственно из его элегии на смерть аз-Замахшари.

Тесные отношения у автора словаря были с другим титулованным учеником аз-Замахшари — Абу Салихом ат-Тарджумани, который в течение семи лет изучал под руководством аз-Замахшари его знаменитый му‘тазилитский комментарий к Корану «ал-Кашшаф» и другие предметы.

Своими «друзьями» автор словаря называет Абу-л-Ма‘али ал-Хакими ал-Хваризми, со слов которого он цитирует чужие стихи об аз-Замахшари, и Мухаммада ал-Хаджжа, всю жизнь сопровождавшего аз-Замахшари, а затем ставшего учеником самого ал-Андарасбани.

Большой интерес представляет Та’рих Хваризм («История Хваризма») Махмуда ал-Хваризми, которую автор словаря слушал непосредственно под руководством последнего и на которую он неоднократно ссылается. Это — Хваризмийский факих-шафи‘ит, мухаддис, историк, суфий, слушал хадисы в Хваризме, Марве, Бухаре, Самарканде, Багдаде, проповедовал в знаменитой мадрасе ан-Низамийа в Багдаде. За глубокое овладение «наукой о хадисах» получил почетное прозвище ал-хафиз ал-мутлак. Ас-Сам‘ани отмечал также глубокие познания Махмуда ал-Хваризми в области методологии права и расхождений между школами факихов. Его сочинение ал-Кафи фи-л-фикх имело высокую репутацию не только в среде шафи‘итов. «История Хваризма» состояла из восьми объемистых томов, или частей. Автографом этого сочинения пользовался автор знаменитого географического словаря Йакут ал-Хамави (ум.в1229 г.), в частности, он заимствовал из него сведения об известном богослове-аш‘арите и философе аш-Шахрастани (ум. в 1153 г.), об ученике аз-Замахшари — Абу-л-Хасане ал-‘Умрани (ум. в 1165 г.) и т.д. «История Хваризма» сохранилась в сокращенной редакции аз-Захаби. Ас-Субки, видевший первый том «Та’рих Хваризм», цитирует из него «Введение» (ал-Мукаддима).

Словарь ал-Андарасбани вобрал в себя информацию из широкого круга арабо-язычных источников, в том числе ныне утраченных либо сохранившихся в сокращенном виде в более поздних переводах на фарси. Особый интерес представляют биографии лиц, деятельность которых проходила в религиозно-культурных центрах Средней Азии — в Хваризме, Марве, Бухаре, Самарканде и т.д. В этих биографиях нашли отражение местные историко-биографические традиции, реальные быт и нравы, специфика бытования ислама в конкретных социально-исторических условиях, формирование сословия местных духовных авторитетов, их роль в пропаганде и передаче религиозных знаний, в установлении тесных и взаимно обогащающих духовных связей с ближними и дальними регионами мусульманского мира. Об этом свидетельствуют, в частности, биографии выдающихся мусульманских ученых, известных далеко за пределами Мавараннахра, — ал-Бухари и аз-Замахшари. Кроме того, в них содержатся факты, отсутствующие в других источниках.

Материалы словаря свидетельствуют о том, что среднеазиатский регион был частью единого культурного пространства мусульманского мира, что в городах Мавараннахра и Хурасана сложились свои научные школы, местные династии ученых, что выходцы из этого региона не только учились у столичных авторитетов, но и сами преподавали в знаменитых мадрасах Багдада и Найсабура, что их сочинения были известны во всем мусульманском мире. Достаточно назвать такие имена, как ал-Хваризми, ал-Матуриди, ат-Тирмизи, ас-Сам‘ани и др. Труды этих ученых составили золотой фонд мусульманской науки. Свою нишу в истории мусульманской культуры занял и биографический словарь Хваризмийца ал-Андарасбани.

PDF-файлы

Ключевые слова


ал-Андарасбани
Мавараннахр
Хваризм
Хурасан

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций8587
Монографий1406
Статей7111
Случайная новость: Объявления
25 октября 2019 г. в ИВР РАН состоится конференция «Место встречи — Йемен», посвященная 90-летию со дня рождения П. А. Грязневича (19.IX.1929 — 12.II.1997) и А. Г. Лундина (25.XII.1929 — 12.X.1994). Предлагаем вашему вниманию программу конференции.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type