Проблема генезиса древнетюркских руноподобных графем, привлекшая внимание исследователей еще в конце прошлого века, не может считаться разрешенной и в наши дни. Филологами, историками, этнографами высказано много различно оцененных в ходе развития науки предположений1 относительно происхождения древнетюркской руники, в том числе следующие: возникновение руники из родовых тамг; пиктографическое или идеографическое происхождение руники; генетическая связь Древнетюркской руники с англосаксонскими и скандинавскими рунами; финикийская алфавитная основа руники; арамейская гипотеза с рядом вариантов: собственно арамейская, парфянская, пехлевийская (среднеперсидская), согдийская, согдийско-хорезмийская, согдийско-пехлевийско-бактрийская2; сложение руники на основе индийского письма кхарошти (также, вероятно, арамейского происхождения); наконец, гипотезы, объединяющие элементы различного происхождения, - «арамейско-тамговые» й «арамейско-идеографические».
Автор настоящей статьи приводит доводы в пользу согдийского генезиса древнетюркской руники.