Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура. Из истории культуры доисламской Аравии / Ответственный редактор А. Г. Лундин. М.: Наука, ГРВЛ, 1976. 196 с. с ил. (Культура народов Востока: материалы и исследования.)


ВВЕДЕНИЕ

Набатейское государство, когда-то затерянное в горах и пустынях Южной Палестины и Северной Аравии, малоизвестно и, несмотря на интенсивную археологическую работу, которая ведется уже более полутора столетий, плохо изучено. Такое положение в значительной степени определяется состоянием источников. До нас не дошли произведения набатейских писателей; исторические предания набатеев забыты; города и храмы, построенные набатеями, лежат в развалинах; распаханные ими поля занесены песком; хитроумные приспособления для сбора дождевой воды разрушены. Только в сочинениях греческих, римских и эллинизированных ближневосточных писателей можно встретить случайные упоминания о набатеях, об их удивительном с точки зрения классической древности образе жизни, а также об их взаимоотношениях с соседями. Некоторый, хотя и весьма скудный, исторический материал содержат набатейские надписи.

А между тем Набатейское царство было одним из самых древних и (до возникновения Арабского халифата) значительных арабских государств на территории Передней Азии. Арабских — по единодушному свидетельству античной традиции, арабских потому, что набатеи носили арабские собственные имена, а в языке их письменности (арамейском, как и повсеместно на Ближнем Востоке в I тысячелетии до новой эры и в первые века новой эры) ощутимо влияние повседневной арабской речи. Хотя в середине и второй половине I тысячелетия до новой эры произошла арамеизация набатейского общества, мы, обращаясь к его изучению, обращаемся к наиболее раннему известному в настоящее время этапу истории арабского народа в момент, когда он вступил в тесный контакт с переднеазиатским арамейским п эллинистическим миром. Не удивительно, что история набатеев привлекает к себе все более пристальное внимание исследователей.

В результате огромной исследовательской работы нескольких поколений специалистов [см. 75; 20; 158, 726—744; 60; 15; 5 102; 97; 61; 163; 164; 126] [1. Обзор современного состояния науки см. [166].] были установлены основные факты политической истории Набатеи (хотя, естественно, многие проблемы продолжают оставаться дискуссионными); чрезвычайно существен тщательный искусствоведческий анализ памятников набатейской материальной культуры и установление культурных связей набатеев с эллинистическо-иранским миром.

Большое внимание уделялось и изучению хозяйственной жизни набатеев, главным образом торговли [23; 150; 172]. Усиленное внимание к изучению торговых связей Петры привело к тому, что Петра стала рассматриваться в литературе как «караванный город» [151], почти вне связей и контактов с остальными набатейскими территориями. Несомненно, интенсивная караванная и морская торговля должна была сыграть важную роль в развитии набатейского общества, внеся в его облик неповторимые черты. Однако чрезмерное внимание к этой стороне жизни набатейского общества не могло не привести к искажению исторической перспективы. В настоящее время археологическое исследование Негева позволило поставить вопрос о технике и организации набатейского земледелия [123].

Эта большая исследовательская работа является необходимой предпосылкой для разработки ряда общих и специальных проблем истории пабатейской и, более того, переднеазиатской культуры. Важнейшими вехами жизни набатеев были переход от кочевого скотоводства к оседлому земледелию, возникновение антагонистических классов и государства. Своеобразие ситуации состояло в том, что набатеи жили в окружении народов с давними и прочными традициями земледельческого хозяйства, классового общества; государственности. Исследование набатейского общества позволяет более точно представить себе эти процессы в подобных условиях. Набатеи испытали влияние арамейскоязычной и эллинистической ближневосточной цивилизации. Изучение истории набатеев на конкретном материале показывает взаимодействие различных культур и связанные с этим этногенетические процессы, оно откиывает нути к более углубленному изучению того сложного историко- культурного явления, которое условно называют эллинизмом.

В предлагаемой работе автор стремился представить, по возможности полно, набатейскую культуру во всех ее проявлениях и определить основные этапы и наиболее характерные черты развития набатейской культуры, ее место в истории переднеазиатской эллинистической и арабской культур.

PDF-файлы

Полный текст монографии

Ключевые слова


Аравия
архитектура
Древний Восток
Йамбул
Набатея
обрядность религиозная
Остров блаженных
пантеон
племена арабские
право

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type