|
|
|
|
Булаг. Религиозная литература монголов (пер. с монг. В. Л. Успенского) // Монголика-V. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. С. 119—123.
В
своей многовековой истории монголы познакомились с различными религиями. Их древнейшим верованием является шаманизм, который возник в незапамятные времена и сформировался во
времена Монгольской империи. Хотя на протяжении многих веков шаманизм неоднократно подвергался притеснениям, даже в культуре современных
монголов заметен его неизгладимый след. Основатель династии Юань — Хубилай Сэцэн-хан (правл.
1260—1294) пригласил из Тибета Пагба-ламу Лодой-Джалцана (1235—1280), сделал его своим на-
ставником в религиозных вопросах и, объявив тибетский буддизм школы Сакья государственной
религией, правил исходя из принципа равноправия
двух законов — государственного и религиозного.
Но тогда буддизм не смог получить широкого распространения среди монголов. Лишь после того
как в конце XVI в. тумэтский Алтан-хан пригласил
третьего далай-ламу Содномджамцо и монгольские
князья приняли от него различные религиозные
посвящения, буддизм «желтошапошной» школы Гелуг-па, основанной Дзонхавой, получил широчайшее распространение и стал главной религией монголов. Одолев шаманизм, буддизм вскоре вытеснил
его и стал главенствующим фактором во всех сферах общественной и духовной жизни монголов...
К содержанию сборника... PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова литература монгольская
|
|
|
|
|