Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Аллах [Пиотровский М.Б.] / Ислам. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор С. М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1991.


Аллах (видимо, от ал-илах — «божество») — имя Бога. До ислама одно из высших божеств аравийского (в частности, мекканского) пантеона. А. в исламе единый и единственный Бог, творец мира и господин Судного дня, пославший к людям Мухаммада в качестве своего посланника. Кратчайший символ веры ислама гласит: «Нет никакого божества, кроме А., и Мухаммад посланник А.!» По мусульманским представлениям, Коран прямая речь А., непосредственно или через ангелов обращенная к Мухаммаду. А. мусульман в принципе идентичен богу иудеев и христиан.

Образ А. — стержень всей коранической проповеди; в основных своих чертах он неизменен как в мекканский, так и в мединский периоды, хотя акценты на разные черты А. в разные периоды различны. Единственность и внутреннее единство А. — одна из главных тем Корана. Вера в А. противопоставляется многобожному язычеству. Он один, единственный, у него не может быть никаких «сотоварищей». «Он Аллах един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один» (К. 112).

В Коране также постоянно говорится о совершенстве, могуществе и величии А. Ему подчинено и повинуется все в мире, ничто не может совершиться без его воли и его знания об этом. Он властвует надо всем и опекает свои творения. По отношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, осознавая могущество и величие А., полностью подчинять себя ему (ислам), быть покорными А., богобоязненными, благочестивыми, во всем верить А. и на его волю и милость всегда полагаться.

Многократно в Коране рассказывается о конкретных проявлениях единственности и величия А. Он единственный творец, создавший все, что существует в мире, в том числе человека и то, чем человек живет. А. творит вещи своим приказом. Он единственный подлинный царь (малик) и судья (хакам) для людей. А. воздает людям за их добрые и греховные поступки. Один из излюбленных сюжетов Корана наказание, которое А. обрушивал на народы и селения, где не захотели слушать его посланников и вели себя неблагочестиво. А. время от времени избирает из людей своих пророков и посланников, призванных нести весть об А. людям. Последним таким посланником провозглашен Мухаммад.

В угодное себе время А. уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет их к себе на суд, где каждому будет воздано за его деяния низвержением в ад — джаханнам или блаженством в раю — ал-джанна. Образ суда А. и его наказаний неверных составляет значительную часть первых проповедей Мухаммада.

А. многократно проявлял и проявляет себя людям в своих творениях. Все существующее на свете это чудо, сотворенное А., это его знамения людям. Одним из дарованных людям чудес А. объявляет и Коран.

Ряд айатов Корана, противоречиво или слишком конкретно описывающих А., вызывал многочисленные споры среди мусульман, а также использовался немусульманами в антиисламской полемике. Однако, с точки зрения мусульманских богословов (и здесь они едины), эти айаты содержат лишь кажущиеся противоречия, которые на самом деле являются взаимодополняющими, хотя и контрастирующими друг с другом элементами, описывающими суть взаимоотношений А. и человека и природу самого А.

В Коране многократно говорится о том, что все, что делает человек, сотворено А., что все в мире происходит лишь с ведома А., по его решению и приказу (см. ал-када’ ва-л-кадар). Одновременно всячески подчеркивается, что человек ответственен за свои поступки, прежде всего за поступки неправедные, что на суде А. каждый получит воздаяние согласно своим поступкам. Контрастность этих суждений об отношениях бога и человека стала поводом для многих сомнений и споров. То же самое произошло с сохранившими элементы образного мифологического мышления аравийцев айатами, где об А. говорится метафорически как о существе, имеющем части тела, как у человека (рука, лицо, глаза), и совершающем человеческие действия (сидит на троне, приходит и т.д.).

Учение об А. стало основой мусульманской религии и богословия, а догмат о единственности и единстве А. (ат-таухид) главным догматом ислама, в соответствие с которым должна быть приведена вся жизнь мусульманина.

Различные аспекты природы А. обсуждались и разъяснялись в хадисах, в тафсирах, в специальных богословских сочинениях (см. калам). Две главные проблемы из обсуждавшихся — сущность природы Аллаха (вуджуд Аллах, ат-таухид) и природа его деяний (аф‘ал та‘ала, ал-‘адл). Большое внимание уделялось роли разума в познании божества, но главные дискуссии на протяжении VIII—XII вв. вызывала проблема качеств (атрибутов) А. и их соотношения с его сущностью. Традиционалисты требовали принимать содержащиеся в Коране упоминания о качествах А. без рассуждений би-ла кайфа (см. ал-хашавийа, ат-ташбих). Другие течения VIII—IX вв. стремились очистить ислам от элементов, казавшихся им отклонениями от чистого единобожия, и отрицали существование у А. качеств или толковали их символически (см. ал-джахмийа, ал-му‘тазила). С IX—X вв. распространились представления о реальном существовании у А. свойств, неразрывно связанных и слитых с его божественной сущностью; иногда их понимали как «состояния» этой сущности, одновременно и существующие, и не-существующие (см. калам, хал, ал-Аш‘ари, ал-Матуриди). В связи с божественными качествами особое значение и распространение приобрели обозначавшие эти качества «имена» А. (см. ал-асма’ ал-хусна) и списки качеств А., подразделявшие их на разные категории (см. ас-сифат). Предметом разногласий было реальное содержание таких качеств А., как «видимость» (лицезрение его людьми в День суда и праведниками в раю см. ал-джанна) и «речь». С вопросом о сотворенности или несотворенности «речи Аллаха» связан один из важных богословских споров VIII—X вв. — о сотворенности или несотворенности Корана (см. ал-Кур’ан). Одной из форм дискуссии о качествах А. было обсуждение возможных толкований (или отказа от толкования) «антропоморфических» выражений в Коране.

Проблема «деяний» А. — это прежде всего решение вопроса о том, как сочетать принцип справедливого воздаяния А. людям за их поступки с его всемогуществом и творением им всех человеческих поступков. Мусульманское богословие, по существу, зародилось в конце VII—VIII в. с обсуждения этих вопросов (см. ал-кадарийа, ал-джабрийа, ал-мурджи’а). Традиционалисты отказывались от окончательного решения проблемы, исходя из текстов Корана и хадисов. Некоторые богословские школы допускали способность человека творить свои поступки (см. ал-му‘тазила). В X—XII вв. сложилось несколько концепций, примиряющих конечную зависимость всякого поступка человека от воли божества с конкретными действиями человека по осуществлению этого поступка через «выбор», «приобретение», «способность к его совершению» и т.д. (ихтийар, касб, истита’а), т.е. через диалектическое понимание зависимой, или «вынужденной», свободы человеческих поступков (см. ал-када’ ва-л-кадар).

Многие аспекты проблемы связи между А. и людьми нашли развитие в шиитских воззрениях на имамат (см. ил-имама, аш-ши‘а, ал-исма‘илийа). В суфизме проблема природы А. стала рассматриваться как проблема пути познания божества, постижения его сущности не разумом, но интуицией через внутреннюю реализацию таухида в сердце человека посредством любви (махабба), упования во всем на А. (таваккул) и аскетизма (зухд). Две главные суфийские концепции взаимоотношений человека и А. предполагают нисхождение А. в сердце мистика (вахдат аш-шухуд) и растворение человека в божественной сущности (вахдат ал-вуджуд) (см. также ат-тасаввуф).

Для мусульманских философов А. был предметом рассуждений иного плана, чем в богословии. Они уделяли главное внимание познанию божества с помощью разума, рациональным доказательствам необходимости его существования. Для них А. — высшее и необходимое совершенство, высший Разум и высшая Любовь. А. творит мир, воплощаясь в нем через иерархию эманации (см. ал-фалсафа).

* * *

Лит-ра: ал-Газали. Ихйа’ 1, 38–116, 4, 2–166, 216–325; ал-Багдади. Усул ад-дин, 76–152; ан-Насафи. ‘Ака’ид, 28–33; ал-Джурджани. Шарх, 465–544; Wensinck. Handbook, 17–18; он же. Creed; он же. Les preuves de l’existence de Dieu dans la theologie musulmane. Amsterdam, 1936; A. Tritton. Muslim Theology. L., 1947; Gardet, Anawati. Introduction; Watt. Free Will; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 241–284, Watt. Belief; D. B. Macdonald. Allah. — EI, I, 316–327; L. Gardet. Allah. — EI, NÉ, I, 406–417.

PDF-файлы

Ключевые слова


Аллах
ИЭС

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095
b_maranjian_co_2001_vol1.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type