Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Болтач Ю.В. Элементы традиции ваджраяны в современном корейском буддизме // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: Третьи Доржиевские чтения. СПб.: «Нестор-История», 2009. С. 92-96.


Современная корейская буддийская традиция ассоциируется по преимуществу с направлением чань (кор. сон), о чем весьма красноречиво говорят сами названия двух ведущих школ традиционного буддизма — чоге-чжон (от названия местности Цао-си, где проповедовал Хуэй-нзн, шестой патриарх школы чань) и тхэго-чжон (по имени наставника Тхэго Поу, который принес в Корею линию преемственности Линь-цзи). Медитация в технике школы Линь-цзи считается у корейских буддистов оптимальным путем к достижению религиозного идеала, а монахи-созерцатели пользуются особым уважением, составляя общепризнанную «элиту» сангхи.

В средние века, однако, корейская буддийская традиция была намного богаче, включая в себя как равноправные элементы все основные направления дальневосточного буддизма. С учением доктринальных школ, делавших акцент на изучении канонических текстов, корейцы познакомились еще в эпоху проникновения буддизма на Корейский полуостров (IV — VI вв.). Созерцательные школы появились в Корее несколько позже, в VII — X вв., почти синхронно с формированием направления Чань в китайском буддизме. Наконец, в Корее с VII в. широко практиковался и дальневосточный вариант ваджраяны (кор. мильгё — букв. «тайное учение»).

В последующие столетия, когда буддизм пользовался всесторонней поддержкой государственной власти, основные направления этого учения развивались в Корее достаточно равномерно. Ведущее место в придворных ритуалах, однако, принадлежало ваджраянской обрядности. В рамках идеологии «буддизма, охраняющего государство» (кор. хогук пульгё), определявшего отношения сангхи и светской власти, эзотерические ритуалы рассматривались в качестве эффективного средства поддержания мира и благополучия в стране, а также защиты ее от внешних вторжений. Примеру правящего дома следовали и аристократы, видевшие в совершении ваджраянских ритуалов быстрый и надежный путь к обретению различных земных благ. Интерес к ваджраяне поддерживался также контактами между корейскими и тибетскими буддистами в конце XIII — XIV вв., когда государство Коре было вассалом империи Юань. Тибетские ламы, прибывавшие в Корею в составе официальных миссий, проводили при дворе сложные тантрические обряды, в которых участвовали не только монгольские принцессы — жены корёских государей, но и сами правители страны. Кроме того, корейские монахи, посещавшие юаньскую столицу, встречались там с тибетскими ламами и даже проводили совместные церемонии…

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


буддизм корейский
Ваджраяна в Корее

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095
p_mo_vol3_no1_1997.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type