|
Родился 2 марта 1900 г. в Тифлисе.
Окончил в 1929 г. персидский разряд Ленинградского Восточного института, а также факультет языка и мышления ЛГУ. С 1930 г. научый сотрудник Государственного Эрмитажа.
Специализировался по культуре средневекового Ирана, в частности изучал поэтические надписи на изразцах.
Некоторое время вместе с Б.Б.Пиотровским и А.А.Аджяном занимался у И.И.Мещанинова урартской клинописью; летом 1930 г. все трое, а также Е.А.Байбуртян вели в Закавказье археологическую разведку урартских памятников. Затем обратился к изучению средневековой персидской литературы.
С 1935 г. преподавал по совместительству на восточном факультете ЛГУ.
Арестован 5 февраля 1938 г. Приговор: 5 лет ИТЛ, освобождён в 1945. Реабилитирован в 1956 г. Дело пересмотрено и прекращено за недоказанностью обвинения.
Сотрудник Эрмитажа до конца жизни. Активно участвовал в работе постоянно действующего семинара ленинградских иранистов (осн. в 1966). Наряду с эпиграфикой и материальной культурой средневекового Ирана, Кавказа и Средней Азии, темой, к которой Гюзальян обращался на протяжении всей своей научной жизни, был персидский национальный эпос «Шах-наме».
Источник — электронная эницлопедия фонда «Хайазг»
Публикации
[1984]
Хусрав ибн Мухаммад Бани Ардалан. Хроника (История курдского княжеского дома Бани Ардалан). Факсимиле рукописи. Издание текста, перевод с персидского, введение и примечания Е.И.Васильевой. Ответственный редактор Л.Т.Гюзальян. М.: «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1984
[1965]
Гюзальян Л. Т. Надписи на двух сфероконических сосудах из Байлакана // [Православный] Палестинский сборник. Выпуск 13 (76): Памятники письменности и литературы Ближнего Востока. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1964. С. 166—170.
[1962]
Фирдоусӣ. Шāх-нāме. Критический текст. Т. II / Под редакцией Е. Э. Бертельса, составители текста А. Е. Бертельс, Л. Т. Гюзальян, О. И. Смирнова, М.-Н. О. Османов, А. Т. Тагирджанов. М.: Издательство восточной литературы, 1962 (. 16+261 с. (Памятники литературы народов Востока. Тексты. Большая серия, II.)
|