Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
История ассириологии в ИВР РАН Версия для печати Отправить на E-mail
18.01.2006

Ассириология в ИВР РАН

Ассириология — комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих историю, культуру и языки народов, которые в древности писали клинописью. Ассириология в более узком смысле — комплекс дисциплин, изучающих историю, культуру и языки древней Месопотамии (Ассирии и Вавилонии).

Особенность ассириологии состоит в том, что она занимается рядом языков, большинство из которых не родственны между собой; в ее сферу входят аккадский язык, урартский язык, хурритский язык, хаттский язык, хеттский язык, лувийский язык, палайский язык, шумерский язык, эблаитский язык и эламский язык.

Изобретенное в конце 4-го тыс. до н. э. шумерами на Юге Месопотамии пикто-графическое (рисуночное) письмо в дальнейшем развилось в клинопись, которую приспособили для своего языка жившие севернее аккадцы, а позднее и многие другие народы древней Передней Азии. Соответственно языкам, ассириология подразделяется на шумерологию, хеттологию и т. д. Внешне похожие на месопотамскую клинопись, угаритская и древнеперсидская письменности генетически с ней не связаны и устроены совершенно иначе, а потому в сферу собственно ассириологии не входят. Однако ими занимаются чаще всего тоже ассириологи, поскольку и в Угарите, и в древней Персии были хорошо известны и широко применялись настоящие клинописные языки. Обучение клинописи в древности повсюду осуществлялось посредством переписывания и заучивания определенного набора шумерских и аккадских текстов, что и приводило — при всей этнической пестроте — к некоторому культурному единству («клинописная» культура распространилась по всему древнему Ближнему Востоку, включая даже Египет). По этим причинам занятия любой отраслью ассириологии требуют знания шумерского и аккадского языков, что и создает основу для объединения.

Клинописные тексты стали известны в Европе еще в 17 в., а первые попытки их дешифровки были предприняты в 18 в., но ассириология получила научную базу лишь в 19 в. В 1802 г. Ф.Гротефенду удалось правильно определить 9 знаков древнеперсидской клинописи, но его работа осталась незамеченной. В 20—30-х гг. эта письменность была успешно дешифрована усилиями Р.К.Раска, Э.Бюрнуфа, К.Лассена и особенно Г.К.Роулинсона. Хотя древнеперсидская письменность не относится к сфере собственно ассириологии, ее дешифровка дала возможность использовать трехъязычную часть (древнеперсидский, аккадский, эламский языки) Бехистунекой наскальной надписи персидского царя (Иран, около 521г. до н. э.) в качестве трилингвы, т.е., основываясь на понятной (древнеперсидской) части надписи, дешифровать остальные две. Они были дешифрованы (эламская не полностью) в 40—50-х гг. трудами Г.К.Роулинсона, а затем удалось понять и одноязычные тексты — трудами Ж.Опперта, Э.Хинкса и У.Ф.Толбота. Решающий эксперимент был произведен в 1857 г., когда четырем исследователям были разосланы копии вновь найденного клинописного текста на аккадском языке, и сделанные ими переводы совпали во всех существенных деталях. Этот год и считается годом рождения ассириологии.

В 20—40-х гг. начались первые научные раскопки в Месопотамии, и в руки исследователей попали десятки тысяч клинописных текстов, давших богатый материал для выяснения лексики и грамматики аккадского и шумерского языков.

Первая научная грамматика аккадского языка (1889 г.) и первый словарь этого языка (1896 г.) были созданы Ф.Деличем. Интерпретация шумерского языка, несмотря на обнаружение клинописных шумеро-аккадских «словарей» (силлабариев) и билингв, была затруднена невозможностью использовать сравнительно-историческую методику, т.е. сравнение исследуемого языка с другими лучше известными родственными языками: среди всех известных живых и мертвых языков родственники шумерского пока не обнаружены. Существовало мнение, что шумерский язык — не язык, а «жреческая тайнопись». Лишь в 1905 г. Ф.Тюро-Данженом был издан первый перевод шумерских надписей, а в 1923 г. А.Пёбель издал первую шумерскую грамматику. Однако многие проблемы шумерской грамматики и лексики еще не решены. Поэтому интерпретации одноязычных шумерских текстов остаются в ряде случаев спорными, а получить связное чтение самых ранних (так наз. архаических) текстов пока не удается (возможно, что последние являются не текстами в точном смысле этого слова, а мнемоническими записями, понятными только тем, кто знал, о чем идет речь, хотя в некоторых случаях есть возможность составить представление об их содержании).

В 1906 г. на городище Богазкёй была раскопана Г.Винклером древняя столица Хеттского царства с огромным клинописным архивом. Благодаря догадке Б.Грозного обнаруженный здесь язык был определен как индоевропейский, что дало возможность применить методы изучения индоевропейских языков, и интерпретация хеттского клинописного (неситского) языка продвинулась очень быстро. Обнаруженные здесь же хаттские (протохеттские) тексты, вкрапленные в хеттские надписи, поддаются интерпретации с трудом (понятны лишь тексты, снабженные хеттским переводом), и связных переводов одноязычных хаттских текстов получить не удается: хотя этот язык, возможно, является родственником нынешних абхазо-адыгских языков, расстояние во времени слишком велико.

Монументальные урартские надписи были обнаружены на Армянском нагорье еще в 19 в., обнаружено и некоторое количество табличек. Интерпретация урартского языка была выполнена в основном трудами И.Фридриха и А.Гётце, а также И.И.Мещанинова, Г.В.Церетели, Г.А.Меликишвили, Н.В.Арутюняна и И.М.Дьяконова, но не может пока считаться завершенной. Еще меньше удалось продвинуться в интерпретации родственного урартскому хур-ритского языка. Родство этих языков с нынешними нахско-дагестанскими можно считать доказанным, но и здесь слишком велико расстояние во времени. С большими трудностями встречается и интерпретация эламского языка. Не лишено вероятности родство этого языка с дравидийскими языками Индии, но и здесь все то же расстояние во времени. Далека от завершения также и дешифровка лувийских иероглифических надписей, а в дешифровке урартской иероглифики делаются первые шаги. Ведется работа над интерпретацией обнаруженных текстов из Эблы, обещающих и уже принесших значительные открытия. Раскопки в Месопотамии и других «клинописных» регионах ежегодно приносят гораздо больше материалов, чем их способны обработать ассириологи (количество хранящихся в различных собраниях клинописных текстов превышает, видимо, миллион).

В 19 в. ассириология была лишь вспомогательной отраслью библеистики, занимавшейся изучением Библии во всех ее аспектах, но к началу 20 в. стала самостоятельной и бурно развивающейся областью науки. Ассириологиические научные школы начали складываться с 19 в. в Германии, Англии и во Франции; позднее появились школы также в США, Японии, Италии, Чехословакии. Активно работают ассириологи и ряда других стран, в том числе арабских стран и Турции. Основные зарубежные центры ассириологии — в Берлине, Будапеште, Лондоне, Мюнхене, Париже, Праге, Риме, Филадельфии, Чикаго. Важнейшие хранилища клинописных памятников за рубежом: Лувр, Британский музей, Берлинский, Стамбульский, Багдадский, Пенсильванский и ряд других музеев в Италии, ФРГ и США.

В России первые ассириологические публикации в 90-х гг. 19 в. были осуществлены египтологами В.С.Голенищевым и Б.А.Тураевым. Коллекции клинописных памятников были собраны В.С.Голенищевым и Н.П.Лихачевым (хранятся в Эрмитаже и Музее изобразительного искусства им. А.С.Пушкина). Образцовое издание шумерских документов из собрания В.С.Лихачева было осуществлено в 1908—15 гг. первым русским ассириологом-профессионалом М.В.Никольским. Преподавание аккадского языка было начато в Петербургском ун-те П.К.Коковцовым. В середине 10-х гг. развернулась деятельность великого В.К.Шилейко, издавшего ряд клинописных памятников и выполнившего их переводы. Ученик последнего А.П.Рифтин в 1933 г. возобновил преподавание ассириологии в Ленинграде, чем и положил начало самостоятельной советской школе ассириологов-филологов. Первоначально ассириология в СССР была по преимуществу исторической дисциплиной. Филология, и специально лингвистические исследования приобрели значительный размах в послевоенные годы. Нынешняя Петербургская школа ассириологов состоит в основном из учеников Игоря Михайловича Дьяконова, который, в свою очередь, был учеником А.П.Рифтина. Таким образом, непрерывная преемственность в нашей науке сохраняется уже сто лет.

Именно он сделал ассириологию комплексной наукой, изучающей историю, языки и культуру народов, писавших клинописью, и оказал огромное влияние на мировую науку.

В настоящее время в Секторе древнего Востока работают следующие ассириологи: 1) Чл.-корр. РАН М.А.Дандамаев (Нововаилонский период в древней Месопотамии, Древний Иран). 2) Д. филол. н.  И.Т.Канева (Шумерский язык). 3) К. филол. н. Г.Х.Каплан (аккадский язык). 4) Н.О.Чехович (Нововавилонский период). 5) Д. и. н. В.А.Якобсон (История древней Месопотамии, переводы литературных текстов). Подробнее см. раздел Personalia.

д.и.н. В.А.Якобсон

Последнее обновление ( 17.04.2012 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций6324
Монографий1248
Статей5010


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type