Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Шестые петербургские тибетологические чтения (отчет) Версия для печати Отправить на E-mail
05.10.2017
19 сентября 2017 г. в ИВР РАН состоялись Шестые петербургские тибетологические чтения, организованные Институтом при участии Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй. В этом году Чтения были посвящены памяти тибетологов и буддийских священников — жертв политического террора 1937 г.

Открыл Чтения председатель первого заседания к. ф. н. А. В. Зорин. Он перечислил имена выдающихся ученых, погибших в тот страшный год: Базара Барадиевича Барадийна (род. в 1878 г.; арестован 20 февраля 1937 г., расстрелян 24 августа того же года), Андрея Ивановича Вострикова (родился в 1902 г., арестован 8 или 9 апреля 1937 г., расстрелян в Москве 26 сентября того же года), Михаила Израилевича Тубянского (родился в 1893 г., арестован 15 августа 1937 г., расстрелян 24 ноября того же года). Также в 1937 г. был арестован и прошел через лагеря ученик Вострикова Бидия Дандарович Дандарон (1914—1974); осенью того же года из ИВ АН СССР была уволена супруга Вострикова Нина Павловна Ярославцева-Вострикова (1902—1988), которая была арестована годом позже и также прошла лагеря и ссылку. А. В. Зорин передал приветствие участникам Чтений от внучки Востриковых Ольги Никитовны Востриковой, проживающей в Кингисеппе Ленинградской области.

Затем слово было предоставлено настоятелю Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй Б. Б. Бадмаеву (Ширетээ Ламе Джампа Доньеду), который подчеркнул важность сохранения памяти о выдающихся буддийских ламах, создававших буддийский храм в Санкт-Петербурге и поддерживавших в нем жизнь вплоть до окончательного разгрома в 1937 г. Теме увековечения их памяти, а также памяти востоковедов, тесно связанных с Дацаном, был посвящен и совместный доклад Б. Б. Бадмаева и И. В. Васильевой, исполнительного директора Фонда развития буддийской культуры, «Мемориал памяти лам и востоковедов в Санкт-Петербургском Дацане». Собравшимся были продемонстрированы фотографии скульптур и памятных досок, установленных в память о Цанид-Хамбо-ламе Агване Доржиеве, Пандидо-Хамбо-ламе Даши Доржи Итигэлову, всем настоятелям храма, всем репрессированным ламам и востоковедам-буддологам (см. иллюстрации под текстом отчета). Многие ламы Дацана были арестованы и отправлены в лагеря еще в 1935 г. В 1937 г. процесс уничтожения центра буддийской культуры в Ленинграде был завершен. В этом году арестованы и казнены были лама-художник Осор Будаевич Будаев (1887—1937), управделами Дацана Доржи-Жалсан Жамсаранович Жамсарано (1900—1937), лама Намжил Цыбенович Цыбенов (1896—1937), лама Жан Цыбикович Цыбиков (1892—1937), лама Дамбин Цыденович Цыденов (1904—1937). Сам основатель храма Агван Доржиев был арестован в ноябре в Бурятии и скончался в 1938 г. в тюремной больнице Улан-Удэ.

В докладе к. филос. н. Т. В. Ермаковой (ИВР РАН) «Последний рубеж: дискуссия о судьбах буддологии в конце 1930-х гг. в документах Архива востоковедов ИВР РАН» была освещена последняя попытка акад. Ф. И. Щербатского спасти петербургскую/ленинградскую буддологическую школу от полного разгрома. В основу доклада лег анализ некоторых архивных документов, отражающих концептуальную борьбу, которую пытался вести Щербатской со своими оппонентами в условиях, когда не только классические индология и тибетология подвергались идеологической атаке как вредные и ненужные советскому обществу направления исследований (в противоположность прежде всего новоиндийским штудиям), но и когда некоторые из его учеников (Барадийн и Востриков) были уже арестованы и находились в заключении.

К счастью, разгром, учиненный буддизму в нашей стране, сменился постепенным, а в последние годы стремительным его возрождением. Одна из страниц в этой новейшей истории получила отражение в докладе независимого исследователя к. и. н. Е. Ю. Харьковой «Освящение Шигемуниин сумэ и статуи Майтреи в Агинском дацане 11 августа 2017 г. (по личным впечатлениям)». Речь шла о восстановлении не так давно сгоревшего храма в комплексе знаменитого Агинского дацана (Забайкальский край) и о помещении в нем прославленной статуи Майтреи, многие годы пролежавшей в запасниках Музея религии и атеизма в Ленинграде. Презентация сопровождалась большим количеством фотоматериалов.

Второе заседание, под председательством Б. Б. Бадмаева, началось докладом проф., д. и. н. В. Л. Успенского (СПбГУ) «Неотправленное письмо советских буддистов тринадцатому Далай-ламе». Речь шла о напечатанном в Ленинграде в сер. 1920-х гг. письме в адрес Далай-ламы XIII от лидеров буддийского обновленческого движения в СССР. Искусно изготовленное в виде брошюры на тибетском и монгольском языках, это письмо содержало несколько приукрашенное описание положения буддизма в стране Советов и было, по всей вероятности, связано с первоначальным интересом советских властей к установлению контактов с тибетским правительством. Но в связи со сменой курса в отношении Тибета оно, скорее всего, так и не было отправлено. Один его экземпляр был выявлен В. Л. Успенским во время работы в Тибетском фонде СПбФ ИВ РАН (ныне ИВР РАН) и еще один — недавно в РНБ.

Следующий доклад, сделанный к. и. н. А. А. Терентьевым, главным редактором журнала «Буддизм в России» и издательства «Нартанг», был озаглавлен так: «„Природа сознания“ — первая встреча российских и тибетских ученых (август 2017)». В нем докладчик подробно рассказал о недавней встрече группы московских и петербургских ученых (философов, лингвистов, нейрофизиологов) с Далай-ламой XIV и некоторыми другими ведущими деятелями современного тибетского буддизма в Индии. Как следовало из доклада, обильно снабженного фотоматериалами, обе стороны нашли эту встречу (первую в истории) полезной и перспективной.

Доклад к. и. н. Р. Н. Крапивиной (ИВР РАН) «О понятии „путь“ в буддизме Махаяны» был основан на ее многолетних исследованиях философской литературы тибетского буддизма, прежде всего сочинения «Абхисамаяланкара», в парадигме которого и была представлена концепция пути, заявленная в названии доклада.

Завершила заседание к. ф. н. С. С. Сабрукова (ИВР РАН) сообщением «К вопросу об официальном признании буддизма в России (по материалам АВ ИВР РАН)», в котором она остановилась на тексте некоторых архивных документов периода Первой русской революции, в которых отразился сдвиг в отношении официальных властей империи к буддизму. В частности, в этих документах фиксировался отказ от использования некоторых уничижительных характеристик в адрес буддизма как религии.

Третье заседание, которое провел к. и. н. А. А. Терентьев, началось с доклада, заявленного изначально как стендовый. Из-за болезни в Чтениях не смогла принять участие к. и. н. Ю. И. Елихина (Гос. Эрмитаж) с докладом «Культ Амитаюса», поэтому участники Чтений дали возможность прочитать свой доклад к. культурологии А. А. Владимирцевой (ИВР РАН) «О некоторых произведениях Аку Шераба Гьяцо из собрания ИВР РАН». В нем докладчица остановилась на некоторых деталях биографии известного восточно-тибетского буддийского наставника XIX в. (монгола по происхождению) и коротко охарактеризовала весьма широкий состав его сочинений в Тибетском фонде ИВР РАН.

Доклад А. А. Сизовой (ИВР РАН) «Ранняя иконография божества Раху (Рахулы) на материале тибетской танки из коллекции ИВР РАН» был посвящен старинной буддийской иконе, долгое время находившейся на реставрации и наконец ставшей доступной для исследователей. На танке представлен неизвестный иконографический образ одного из довольно популярных божеств индо-тибетского буддийского пантеона — Раху, или Рахулы. Автором был представлен подробный анализ выявленного артефакта, снабженный необходимыми фотоиллюстрациями.

Ведущий художник-реставратор ИВР РАН Л. И. Крякина в презентации, озаглавленной «Консервация калмыцких рукописей из коллекции ИВР РАН» подвела основные итоги двухлетней работе по проекту, поддержанному грантом РФФИ (№ 16-06-00382, «Опыт комплексного изучения фрагментов тибетских буддийских текстов на русской бумаге XVIII в. в собрании ИВР РАН»; совместно с А. В. Зориным). Объектом работы является связка тибетских листов XVIII в., в основном происходящих из Калмыкии. Была представлена общая характеристика исходного состояния листов, техник, примененных для их консервации, на отдельных образцах продемонстрированы ее результаты.

К. ф. н. А. А. Туранская (ИВР РАН) в докладе «Тибето-уйгурские литературные связи», носившем предварительный характер, очертила основной круг выявленных источников по изучению заявленной темы — они преимущественно связаны с передачей канонических буддийских текстов, переведенных с санскрита, в тибетской и древнеуйгурской литературных традициях. В отношении этой темы по-прежнему имеется много неясностей и «белых пятен». Продолжающееся изучение материалов сериндийского фонда ИВР РАН, возможно, позволит выявить некоторые новые сведения.

Последнее заседание Чтений, прошедшее под председательством В.Л.Успенского, началось с сообщения к. ф. н. Б. М. Нармаева (СПбГУ) «О тибетских рукописях „Гесара“ в ИВР РАН», в котором докладчик кратко охарактеризовал два списка фрагментов тибетского героического эпоса из Тибетского фонда ИВР РАН, а также микрофильм с копией списка, хранящегося в Улан-Баторе.

К. ф. н. Н. С. Яхонтова (ИВР РАН), выступила с докладом «Тибетская рукописная азбука в стихах из фонда ИВР РАН», посвященным выявленной в ходе инвентаризации разрозненных материалов Тибетского фонда ИВР РАН небольшой (на двух листах малого формата) рукописной азбуки, в которой буквы тибетского алфавита представлены в традиционной разбивке на группы из четырех графем. Однако каждая четвертая графема представлена как составная часть того или иного двухсложного слова (как правило, популярного буддийского термина). Таким образом, текст являет собой стихи, написанные пятисложным размером.

Закрыл это заседание и Чтения в целом к. ф. н. А. В. Зорин (ИВР РАН) докладом «Неизвестные издания тибетского „Сунгдуя“ в коллекции Монгольской национальной библиотеки». Во время командировки в Улан-Батор в июне 2017 г. (в рамках проекта, поддержанного грантом РГНФ/РФФИ, №15-34-01217, «Сборники коротких канонических, апокрифических и постканонических текстов в истории тибетской буддийской литературы») автору доклада удалось выяснить точный состав собрания тибетских изданий «Сунгдуя» в коллекции МНБ и выявить среди них некоторые издания, которые ранее не были введены в научный оборот. В частности, был выявлен вариант монастыря Ташилхунпо, основанный на изданиях монастыря Тактэн (собственно, основном издании данного памятника) и тибетского монастыря Норбу Чойкор. Не исключено, что последний вариант был также выявлен среди ксилографов МНБ — он весьма похож на вариант монастыря Тактэн, но имеет некоторые признаки, не позволяющие его с ним идентифицировать.

Шестые петербургские тибетологические чтения прошли в дружеской атмосфере на хорошем научном уровне. В них приняли участие представители ИВР РАН, Дацана Гунзэчойнэй, СПбГУ, независимые исследователи. Особенно отрадно было видеть на заседаниях группу студентов Кафедры монголоведения и тибетологии Восточного факультета СПбГУ.

А. В. Зорин

Предлагаем Вашему вниманию некоторые иллюстрации к докладу Б. Б. Бадмаева и И. В. Васильевой, любезно предоставленные ими для размещения на сайте ИВР РАН.

Памятная доска на стене храмовой ограды, посвященная Пандидо Хамбо ламе Даши Доржи Этигэлову (авторы: Д. Б. Намдаков, В. Б. Бухаев, 2006)

Памятная доска на стене храмовой ограды, посвященная основателю дацана Цанид-Хамбо ламе Агвану Доржиеву (автор В. Б. Бухаев, 2004)

На прихрамовой территории размещена мемориальная доска, посвященная настоятелям храма

Памятные доски с именами репрессированных лам и востоковедов на доме-общежитии по адресу Приморский пр., 93. Размещены во дворе — между домом и храмовым садом (автор: В. Б. Бухаев)

Доска слева: БАНЗАРАКШЕЕВ Даши Доржи, 1884 — (?), уч. степень «Дорамбо-лама». Репрессирован в 1935; БАТУЕВ Тогмит Батуевич, 1902 — (?), лама. Репрессирован в 1935; БУДАЕВ Осор Будаевич, 1887—1937, лама-художник. Расстрелян; ГАРМАЕВ Цырен-Доржи Дондукович, 1902 — (?), лама. Репрессирован в 1935; ДУГАРОВ Дава-Самбу, 1898 — (?), лама, служил при дворе Далай –ламы XIII. Репрессирован в 1935; ЖАЛСАНОВ Нима Жалсанович, 1899—1989, лама. Репрессирован в 1935; ЖАМСАРАНО Доржи-Жалсан Жамсаранович 1900-1937, член Духовного совета Бурятии, управделами Храма. Расстрелян; ЖАМЬЯНОВ Осор Жамьянович, 1902 — (?), лама. Репрессирован в 1935; НОРБОЕВ Данзан (1888—1935), лама, уч. степень «Лхарамба», 5-ый хубилган монгольского Ганжирвы-гегена. Погиб в Ленинграде; САМБУЕВ Батма-Цырен Самбуевич, 1914 — (?), лама. Репрессирован в 1935; СОДНОМПИЛОВ Доди Содномпилович, 1889-(?), управделами Тибето-Монгольской миссии. Репрессирован в 1935; ЦЫБЕНОВ Намжил Цыбенович, 1896—1937, лама. Расстрелян; ЦЫБИКОВ Жан Цыбикович, 1892—1937, лама, служащий Тибето-Монгольской миссии. Расстрелян; ЦЫДЕНОВ Дамбин Цыденович, 1904—1937, лама. Расстрелян  

Доска справа: Деятелям науки и культуры – жильцам и гостям дома: БАДМАЕВ Николай Николаевич (1879—1939) врач, директор клиники восточной медицины. Расстрелян; БАРАДИН (Барадийн) Базар Барадиевич, (1878—1937); востоковед, драматург. Расстрелян; БАРЧЕНКО Александр Васильевич (1881—1938) биофизик, парапсихолог. Расстрелян; ВЛАДИМИРЦОВ Бори́с Я́ковлевич (1884—1931) - монголист, этнограф, академик АН СССР; ВОСТРИКОВ Андрей Иванович (1902—1937); тибетолог, доктор филологии и литературы. Расстрелян; ЖАМСАРАНО Цыбен Жамсаранович (1881—1942); монголист, литератор. Репрессирован в 1937; ЗОДБОЕВ Балжир Роднаевич, 1886—1937, тибетский врач. Расстрелян; ЛЫКСОК Жабэ (Жахвэ), (1881—1937), тибетский врач, оборудовал в 1915 г. в доме лазарет для мобилизованных в армию; МАЛОНОВ Данзан (…— 1928) лама, участник тибетской экспедиции Н.Рериха (1926); ОБЕРМИЛЛЕР Евге́ний Евге́ньевич (1901—1935) санскритолог, тибетолог, переводчик; ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Федорович (1863—1934) востоковед, академик РАН (1908); ОЧИРОВ Бадма-Намжил, лама, обучался в Тибете, лектор института живых восточных языков; РУДНЕВ Андрей Дмитриевич (1878—1958), востоковед – монголист; ТЕПКИН Лувсан-Шараб (1880—1951), лама-гелунг Калмыкии, обучался в Тибете, лектор института живых восточных языков. Репрессирован в 1931; ТОМИРГОНОВ Чайжи-Дава, 1893—1937, тибетский врач. Расстрелян; ЩЕРБАТСКОЙ Фёдор Ипполи́тович (1866—1942) востоковед, академик РАН (1918). Почётный член научных обществ Великобритании, Германии, Франции; ЭРДЫНЕЕВ Шагдур (1882 — …), лама, участник монгольской экспедиции П.Козлова (1935). Арестован в 1935; ЮВАЧЕВ Д.И. (Даниил Хармс) 1905—1942. Поэт, писатель. Арестован в 1932, 1941

 

Последнее обновление ( 05.10.2017 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций3249
Монографий1150
Статей2053


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type