Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Первая международная научная конференция «Историко-культурные связи Монголии и Тибета» (отчет) Версия для печати Отправить на E-mail
21.09.2017
21—24 июля 2017 г. в Хэнань-Монгольском автономном уезде пров. Цинхай КНР прошла Первая международная научная конференция «Историко-культурные связи Монголии и Тибета» (в рамках проекта «Один пояс и один путь»). Организаторами конференции выступили Северо-Западный университет национальностей, г. Ланьчжоу (прежде всего Институт монголоведения при нем), и правительственные структуры Хэнань-Монгольского АО.

Основными направлениями работы конференции были объявлены:

1. История изучения монголо-тибетских отношений;
2. Культурные связи между Монголией и Тибетом;
3. Тибетский буддизм и монгольское общество;
4. История и культура Хэнань-Монгольского автономного уезда;
5. Историография отношений между Монголией и Тибетом;
6. Взаимодействие монгольской и тибетской филологии;
7. Сравнительное изучение монгольского и тибетского фольклора;
8. Культурные изменения и этническая идентичность в рамках изучения монголо-тибетских отношений;
9. Важные исторические фигуры и основные исторические события, связанные с Монголией и Тибетом;
10. Комиссия по вопросам Монголии и Тибета и исследования по делам Монголии и Тибета;
11. Изучение монгольских переводов тибетской классики и литературы;
12. Монгольские монахи и их тибетские работы.

Основными участниками конференции были ученые из КНР, России и Монголии (было только три участника из Западной Европы и одна российско-американская участница). Многочисленная делегация из нашей страны представляла несколько научных центров: прежде всего Элисту (во главе с д. ф. н. Б. А. Бичеевым, основным куратором конференции с российской стороны), Улан-Удэ (во главе с д. ф. н. Б. С. Дугаровым) и Москву, а также Санкт-Петербург, Кызыл и Якутск. Совпадение по срокам проведения этой конференции и конференции по изучению монгольского Ганджура в Улан-Баторе не позволила приехать на данное мероприятие группе петербургских монголоведов, поэтому единственным представителем Петербурга был к. ф. н., с. н. с. ИВР РАН А. В. Зорин. Полный состав участников и программу пленарных и секционных заседаний можно узнать из специально выпущенной организаторами брошюры (скачать в формате PDF). Также были напечатаны два тома научных статей на монгольском, тибетском, китайском, английском и русском языках — пяти рабочих языках конференции. (Статья А. В. Зорина из этого сборника доступна на сайте ИВР РАН.)

Хэнань-Монгольский АО находится на довольно большом расстоянии от Ланьчжоу. Северо-Западный университет национальностей предоставил транспорт иностранным участникам — дорога заняла около 8 часов в один конец. Конференция проходила в административном центре АО, который имеет китайское название Юганьнин, но последнее, судя по всему, не очень распространено в обиходе. На вывесках и в устной речи обычно используется тибетское слово «Малхо» или его китайский эквивалент «Хэнань», что означает «юг [Хуан]хэ». Население АО — преимущественно этнические монголы-хошуты, бережно хранящие память о своей идентичности как монголов, тем не менее они подверглись сильному влиянию тибетской культуры и даже не говорят по-монгольски: в быту здесь используется амдосский диалект тибетского языка.

Крупных населенных пунктов в АО нет, все городские поселения напоминают, скорее, разросшиеся поселки, но заметна тенденция к их укрупнению и развитию инфраструктуры. Достаточно сказать, что в Юганьнине повсеместно стоят трансформаторы солнечной и ветряной энергии. Весьма впечатляет посетителей местный музей, на который были потрачены немалые средства. Его жемчужиной является, безусловно, занимающий целый этаж 300-метровый шелковый свиток-танка, на котором изображены сцены из биографий знаковых фигур общей монгольской истории с постепенным наведением фокуса на локальную историю хошутов в Цинхае. Последней такой знаковой фигурой, представленной в этих сценах, является женщина-правитель местного уезда, сохранявшая свою власть до момента победы КПК в гражданской войне в Китае. Завершает эту визуальную историческую хронику идеализированная сцена мирной передачи ею власти. В действительности же она подверглась репрессиям, а ее особняк, находящийся в соседнем от центрального ныне городского поселения, был разрушен в годы Культурной революции. Не так давно на его месте было построено новое здание по образцу старого и в нем воссозданы прежние интерьеры. Любопытно, что на верхнем этаже у него имеется действующая буддийская часовня, как это имело место и в прошлом. Для участников конференции была организована экскурсия в этот музей, напротив которого находится также довольно большой буддийский монастырь. Ряд культовых сооружений буддизма имеется и в Юганьнине. Стоит отметить, что в этих местах (как и вообще в Восточном Тибете) в буддийских храмовых постройках допускается вывешивание портрета Далай-ламы XIV (только не на самых видных местах).

В целом местные организаторы конференции постарались наполнить программу культурными мероприятиями: пленарное заседание и ужины проходили в гигантской юрте, специально созданной для различных торжеств неподалеку от Хуанхэ. На живописном лугу подле нее происходили выступления местных музыкантов, танцевальных коллективов, в последний вечер с наступлением сумерек (около 9 часов вечера) был проведен ритуал зажжения костра с круговым ходом. Научная часть конференции проходила в современном здании с приспособленными для чтения докладов залами.

На обратном пути в Ланьчжоу российским и монгольским участникам конференции выпала возможность заехать в Лавран — знаменитый монастырь тибетского буддизма (в ИВР РАН хранится коллекция тибетских книг, привезенных оттуда Б. Барадийном, в течение восьми месяцев в 1906 г. прожившем в этом центре буддийской учености).

Затем часть российских исследователей совершила из Ланьчжоу самостоятельно организованную поездку на озеро Кукунор и в монастырь Кумбум, основанный на месте рождения Чже Цонкапы, основателя тибетской буддийской школы гэлук. Из-за дальности расстояния и недостатка времени поездка получилась несколько смазанной: полюбовавшись видами великого озера Центральной Азии, в Кумбум прибыли уже в темноте, около 9 часов вечера, и все храмы были закрыты для посещения. Однако ночная прогулка по улицам монастыря, под легким дождем, вдоль тускло белеющих, зеленеющих и голубеющих в темноте стен и сводов храмов и ступ имела немалое очарование. Стоит отметить, что заслуга в организации этой поездки полностью принадлежит секретарю конференции — тибетской аспирантке РГГУ Декьи (Дайцзи Бамао).

А. В. Зорин

ФОТООТЧЕТ

Юрта для торжественных мероприятий в городском поселении Юганьнин, Хэнань-Монгольский АО

Открытие конференции

Концерт в честь участников конференции

На заседании секции литературы: выступает д. и. н. И. Р. Гарри

Посещение музея в заново построенном имении бывшей правительницы уезда

 

Главная магистраль г. Юганьнин

Краеведческий музей г. Юганьнин

Зал с 300-метровым свитком-танкой, изображающим историю монголов и, в частности, хошутов

Некоторые сцены, изображенные на свитке

Танец вокруг установки для зажжения костра в последний день конференции

Посещение буддийского монастыря в г. Юганьин

В монастыре Лавран

У озера Кукунор

В ночном Кумбуме: А. В. Зорин и Б. С. Дугаров

Последнее обновление ( 25.09.2017 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10968
Монографий1592
Статей9118
p_mo_vol4_no2_1998.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type