Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Отчет о Седьмых Доржиевских чтениях Версия для печати Отправить на E-mail
21.08.2016

Отчет о Седьмых Доржиевских чтениях «Буддизм и современный мир»

Заседания: 6—8 июля 2016 г., Улан-Удэ

Культурная программа: 10—19 июля 2016 г., Улан-Удэ — Тункинский р-н (п. Аршан) — Окинский р-н (с. Орлик, с. Саяны, с. Хужир) — Монголия (Ханх)

Организаторы: Благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры Ая-Ганга», Буддийская традиционная Сангха России, Институт восточных рукописей РАН, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Конференция «Доржиевские чтения» посвящена памяти Агвана Лобсана Доржиева (1854—1938), выдающегося религиозного и политического деятеля, духовного учителя и буддийского ученого. Подданный России, бурятский лама, он стал наставником XIII Далай-ламы и основал санкт-петербургский дацан Гунзэчойнэй. Чтения были впервые организованы в 2004 году в ознаменование 150-летия со дня рождения Агвана Доржиева и с тех пор проходят регулярно один раз в два года в местах, исторически связанных с его именем. За истекшие двенадцать лет участники конференции побывали в Санкт-Петербурге, в Иркутске и на Ольхоне, в Улан-Удэ, в Агинском, на Алханае и в Нарын-Ацагате. Седьмые Доржиевские чтения прошли в Улан-Удэ — столице Республики Бурятия.

Продолжая традиции научного сотрудничества, заложенные Агваном Доржиевым и буддологами школы академика Ф. И. Щербатского (1866—1942), организаторы конференции наметили ее основными задачами предоставление площадки для развития научного диалога между представителями академической науки и традиционными буддийскими учеными и обеспечение участникам конференции из других регионов возможности проведения необходимых для их работы полевых исследований в исторических местах, хранящих память о развитии буддизма на территории нашей страны.

Постоянными организаторами Чтений выступают Благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» (Санкт-Петербург) и Буддийская традиционная Сангха России. Кроме того, в число организаторов в разные годы входили Агинский национальный музей им. Г. Цыбикова (пгт. Агинское), Администрация Агинского Бурятского округа Забайкальского края, Администрация Республики Бурятия, Администрация города Санкт-Петербурга, Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург), Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Институт восточных рукописей РАН (Санкт-Петербург), Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ), Музей-квартира П. К. Козлова (Санкт-Петербург), Российский этнографический музей (Санкт-Петербург), Российская ассоциация монголоведов, Санкт-Петербургский государственный университет и Фонд Агвана Доржиева (Улан-Удэ). За время своего существования эта конференция из локального научного события превратилась в крупный научный форум, привлекающий внимание не только отечественных, но и зарубежных ученых. На ее заседаниях обсуждаются актуальные темы, связанные с жизнью и деятельностью Агвана Доржиева, с историческими судьбами буддизма в России, с отношениями между буддизмом, государством и обществом в современном мире, с ролью буддизма в культуре монголоязычных народов, с проблемами возрождения буддийской традиции в России, с научными экспедициями в буддийские регионы, а также с хранением и изучением буддийского рукописного, книжного, архивного и художественного наследия. По итогам каждой конференции публикуется сборник научных статей.

Открытие Седьмых Доржиевских чтений состоялось 6 июля 2016 г. в Буддийском университете «Даши Чойнхорлин», находящемся на территории Иволгинского дацана. Конференцию открыла д. ф. н., зав. сект. Центральной Азии отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН И. В. Кульганек. В адрес участников конференции поступили приветствия ректора Буддийского университета «Даши Чойхорлин» им. Дамба Даржа Заяева геше Дымбрыла Дашибалданова; д. соц. н., проф. СПбГУ, президента СПб БОФ «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» А. О. Бороноева; д. и. н., директора ИВР РАН И. Ф. Поповой; к. м. н., депутата Государственной Думы Российской Федерации И. Э. Матханова; заместителя министра культуры Республики Бурятия Н. В. Емонакова; д. соц. н., проф. БГУ, вице-президента Межрегионального общественного движения «Всебурятская ассоциация развития культуры» Э. Д. Дагбаева.

Работа конференции велась по следующим направлениям: Агван Доржиев и буддизм в России, традиционный буддизм в России и Монголии, фольклористика, литературоведение, философия, археология, этнография, буддийское искусство и музейные собрания, буддийская традиция в наши дни, традиционные буддийские науки, архивные исследования. По теме «Агван Доржиев и буддизм в России» были представлены доклады: «Религия и политическая идентичность: бурятское духовное пространство в имперской России» (Д. Д. Амоголонова, д. и. н., в. н. с. Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН); «Роль А. Доржиева в распространении практики Калачакры в России» (Р. Д. Содномов, гэбшэ, проректор по научной работе Буддийского университета «Даши Чойнхорлин»); «Трансформация и модернизация буддийской теории и практики под влиянием деятельности Агвана Доржиева» (Л. Л. Абаева, д. и. н., г. н. с. Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН); «Жизнь и судьба Агвана Доржиева» (С. П. Ангаева, д. и. н., проф., декан эколого-гуманитарного факультета Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления; Ю. Ц. Тыхеева, д. филос. н., доц. каф. истории, культурологии и архивного дела Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления); «Агван Доржиев в Оке. Культовые святыни Саян» (Д. Г. Чимитдоржин, к. и. н., н.с. Анинского дацана), а также сообщение «Буддийский традиционализм Дандарона» (Р. А. Зобков, независимый исследователь).

В этот же день были заслушаны сообщения на секции «Традиционный буддизм в России и Монголии»: «Мистерия Цам и история ее развития в России» (Б. В. Бадмацыренов, лама Дуйнхор дацана); «Буддийская церковь и ее взаимоотношения с государственными властями на 1935—1936 гг. в СССР» (Э. С. Шулунов, студент каф. религиоведения и теологии Бурятского государственного университета).

Второй и третий день конференции (7 и 8 июля) проходили в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН в г. Улан-Удэ.

По теме «Фольклористика, литературоведение» прозвучали доклады: «Окинская версия эпоса “Хан Харангуй”: буддийские мотивы и образы» (Дугаров Баир Сономович, д. ф. н., в. н. с. Института монголоведения буддологии и тибетологии СО РАН); «Коды Д. Равжи в современной монгольской поэзии» (Л. С. Дампилова, д. ф. н., г. н. с. Института монголоведения буддологии и тибетологии СО РАН); «Откуда пошли шаманы и ламы: фольклорные повествования о происхождении религии у монгольских народов» (Д. А. Носов, к. ф. н., м. н. с. Института восточных рукописей РАН).

На секции «Философия» были прочитаны сообщения: «Представления буддистов о жизни и смерти» (Н. Ц. Хантургаева, к. соц. н., доц. Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления); «Роль сакрального в буддийской сотериологии» (Н. А. Субангулова, асс. Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина); «Проблемы сравнительного философского изучения буддизма» (И. С. Урбанаева, д. филос. н., г. н. с. Института монголоведения буддологии и тибетологии СО РАН).

Тема «Археология, этнография» была представлена докладами: «Музей антропологии и этнографии и байкальские экспедиции Бернгарда Эдуардовича Петри» (Е. С. Соболева, к. и. н., с. н. с. Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН); «Религиозные туристические маршруты Национального музея Республики Бурятия» (Э. С. Найданова, зав. историко-краеведческим центром им. М. Н. Хангалова, Национальный музей Республики Бурятия).

Заключительное заседание второго дня конференции было посвящено сообщениям на тему «Буддийское искусство и музейные собрания»: «Буддийская скульптура из собрания Челябинской областной картинной галереи» (В. В. Деменова, к. иск., доц. каф.истории искусств, директор департамента «Факультет искусствоведения и культурологии» Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина); «Коллекция Хамбо ламы Ч. Иролтуева (по фондовым собраниям Национального музея РБ)» (С. Б. Бардалеева, эксперт по культурным ценностям (предметы отправления религиозных культов и ДПИ, произведения скульптуры (буддизм) Восточно-Сибирского управления Министерства культуры РФ)); «Некоторые бурятские тангка из коллекции Эрмитажа» (Ю. И. Елихина, к. и. н., с. н. с. отд. Востока Государственного Эрмитажа).

Эта же тема была продолжена на утреннем заседании заключительного дня конференции, на котором были представлены доклады: «Коллекция буддийского искусства в собрании Иркутского областного художественного музея: история формирования и опыт атрибуции» (Е. М. Кабунова, зав. Галереей скульптуры Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева); «Иконография Будды Амитабха в Тибете» (И. Н. Содномова, менеджер департамента истории Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»); «История формирования буддийских коллекций в музеях Иркутска» (А. И. Шинковой, к. и. н., искусствовед Иркутского областного краеведческого музея).

На секции «Буддийская традиция в наши дни» прозвучали сообщения: «Основные этапы формирования религиозного синкретизма у баргузинских бурят в конце XIX—начале XXI вв. в общественно-политическом и социокультурном контексте» (В. В. Лыгденова, к. филос. н., н. с. Института археологии и этнографии СО РАН) и «Буддийские виртуальные сообщества ВКонтакте: стратегии социологического исследования» (Т. Б. Бадмацыренов, к. соц. н., доц. каф. политологии и социологии Бурятского государственного университета, директор Центра социально-политических исследований БГУ «Альтернатива»).

Тема «Традиционные буддийские науки» была представлена докладами: «Kun bzang ’khor lo Муге Самтэна Гьяцо — памятник тибетской комбинаторной литературы» (Е. Ю. Харькова, к. и. н., независимый исследователь); «Принципиальные особенности терминологии буддийских наук» (Н. В. Пупышева, к. культ., н. с. Института физического материаловедения СО РАН); «Тибетские медицинские источники: некоторые итоги и перспективы изучения» (Т. А. Асеева, д. б. н., в. н. с. Института общей и экспериментальной биологии СО РАН; Н. А. Кузнецова, к. и. н., главный специалист отдела документационного и информационного обеспечения Бурятского научного центра СО РАН; «История изучения трактата “Чэн ши лунь” в буддийских монастырях Восточной Азии» (Н. А. Астахаев, независимый исследователь).

На заключительном заседании были заслушаны сообщения по теме «Архивные исследования»: «А. Барченко и поиски российской Шамбалы» (С. П. Нестёркин, д. ф. н., в. н. с. Института монголоведения буддологии и тибетологии СО РАН); «Жизнь и наука монголоведа А. В. Бурдукова (1883—1943) — по материалам Архива востоковедов ИВР РАН» (И. В. Кульганек, д. ф. н., зав. сект. Центральной Азии отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН).

После окончания работы конференции её участникам была предложена культурная программа, целью которой было посещение ряда мест в Тункинском и Окинском районах Бурятии, связанных с деятельностью цаннид-хамбо Агвана Доржиева, а также ознакомление с природными объектами, которые являются святынями этносов байкало-саянского региона. Кроме того, в маршрут поездки было включено озеро Хубсугул (район Ханх Монголии), которое буряты, монголы и окинские сойоты считают одной из доминант сакрального ландшафта, включающего озеро Байкал, высочайшую вершину Восточных Саян Мунко-Саридак и комплекс минеральных источников Шумак.

В культурной программе конференции приняли участие М. Г. Банаева, С. Б. Бардалеева, Ю. И. Елихина, Е. С. Соболева, Н. А. Субангулова, Ю. Ц. Тыхеева, Е. Ю. Харькова, Д. Г. Чимитдоржин, А. И. Шинковой.

Несмотря на ряд непредвиденных обстоятельств, культурная программа была выполнена в полном объеме, с некоторыми изменениями в маршруте. В связи с ливневыми дождями сообщение с Окинским районом временно было прервано, и в результате утром 10 июля участники культурной программы выехали не в Орлик, а в поселок Аршан (Тункинский район Бурятии), расположенный в 480 км от Улан-Удэ. Тункинский район находится в долине реки Иркут между хребтами Хамар-Дабан и Восточные Саяны, богат памятниками природы, истории и культуры, относится к особо охраняемым природным территориям России — весь район занимает Тункинский национальный парк, образованный в 1991 г.

Поселок Аршан расположен в живописном предгорье Восточных Саян, там, где река Кынгырга (бур. «бубен, барабан») выходит из горного массива, образуя множество порогов и двенадцать водопадов. Эта местность славится своими углекислыми минеральными водами. Уже двести лет назад эмчи-ламы знали метод определения целительных сил этих минеральных источников, каждый из которых они снабдили надписью, пояснявшей от каких болезней следует пить воды. В 20-х гг. XX в. Аршан стал курортом государственного значения, там были открыты несколько санаториев. 10 и 11 июля участники культурной программы совершали прогулки вдоль русла реки Кынгырга, пили воды источников, которые сохраняются в естественном состоянии. Некоторые члены группы, поднявшись выше по течению реки, смогли увидеть знаменитые водопады.

Утром 11 июля группа посетила один из дацанов Тункинской долины — Хандагайтайский (Хойморский) дацан, основанный по воле Агвана Доржиева в 1917 г. Устав Хандагайтайского дацана основывался на принципах обновленчества, одним из идеологов которого был А. Доржиев. В 1930-е гг. Хандагайтайский дацан постигла та же участь, что и другие бурятские дацаны. В 1991 г. в местности Святая поляна, близ поселка Аршан, жители Тунки восстановили Хандагайтайский дацан. С 1996 г. этим дацаном, получившим название Бодхидхарма, руководит лама Даши Шаглахаев, ученик и помощник ламы Д-Х. Самаева (1954—2005), настоятеля Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй с 1991 по 1997 г. Участники культурной программы встретились с ламой Даши, который сам неоднократно участвовал в конференции Доржиевские чтения, и приветствовали его от имени Оргкомитета конференции.

Днем 11 июля участники культурной программы побывали в местности Вышка, в 5 км от села Жемчуг, на горячих источниках минеральных вод (Жемчугская скважина). Расположенный там лечебный комплекс «Жемчужина» предлагает целый ряд оздоровительных процедур. Еще одна достопримечательность этой местности — здание Буддийской академии, основанной ламой Д-Х. Самаевым, которое в настоящее время ремонтируется.

Ранним утром 12 июля участники культурной программы выехали в Окинский район, двигаясь по трассе Култук-Монды (Тункинскому тракту). Административный центр Тункинского района п. Кырен, который находится в 70 км на юго-запад от Аршана, миновали без остановки: впереди были 184 км нелегко пути до с. Орлик, центра Окинского района. Короткую остановку сделали неподалеку от с. Шимки, в 8 км от Кырена, где находится известное место поклонения Тамхи Баряаша. Здесь в тенистой березовой роще установлена беседка и скульптурная композиция в виде курительной трубки. Это место связано с легендой о хане (хате) Шаргай-нойоне, сыне тенгри, покровителе и защитнике западных бурят. Напротив Тамхи Баряаша расположена гора Байтог, очертаниями напоминающая лежащего человека. Согласно легенде, Шаргай-нойон, охраняющий западную границу Тунки, любит курить трубку, лежа в часы отдыха.

Проехав 83 км от Кырена, группа достигла п. Монды, расположенного всего в 10 км от подножия священной горы Мунко Саридак (бур. «вечный голец»), или Бурэн-хан, которая хорошо видна от этого населенного пункта. Мунко Саридак, высочайшая вершина Саян (3492 м), является для местного населения (бурят, монголов и окинских сойотов) частью сакрального ландшафта.

Дорога на с. Орлик, которая уходит на северо-запад от горы Мунко Саридак, пролегает через Окинское плато, на котором берут начало реки Ока, Иркут и Китой. Участники культурной программы останавливались на 48-ом км дороги Монды-Орлик, у оз. Окинское (Ахын-нуур), где берет начало р. Ока Саянская (Аха), самая большая река, стекающая с Восточных Саян в Ангару. Окинские сойоты, коренные жители бассейна этой реки, называют ее Ок-хем («стрела-река»). Чуть в стороне от дороги находится место поклонения окинцев Ахын эхинэй мургэл. Здесь построен деревянный павильон, а чуть выше — сойотский деревянный чум-урса; ближе к дороге установлены коновязи-сэргэ.

Во второй половине дня 12 июля группа прибыла в с. Орлик (Орлиг), административный центр Окинского района. Этот район, расположенный в Восточных Саянах, отличается трудно-доступностью, природными богатствами и обилием культурно-исторических памятников. С. В. Обручев назвал горную Оку «Тибетом в миниатюре», а местные жители — «Землей Гэсэр-хана». Среди этносов, населяющих Окинский район, следует упомянуть окинских сойотов, малочисленный народ, находящийся на грани исчезновения. 24 марта 2000 г. вышло Постановление Правительства России «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации», в этот Перечень, благодаря усилиям ламы Д-Х. Самаева, были внесены окинские сойоты.

Согласно плану поездки, участники культурной программы разместились на базе Орликской средней образовательной школы. Вечером 12 июля встретились с сойотским хамбо-ламой Данзаном Норбу Аюшеевым, который возглавляет дацан Пунцог Намдоллин, где один из дуганов является личным домом Агвана Доржиева. Лама Данзан Норбу рассказал о своей деятельности, о насущных проблемах защиты и сохранения природных и буддийских сакральных мест Тункинской долины и Окинского района, редких видов животных, таких как снежный барс (ирбис). Примечательно, что снежный барс запечатлен на гербе Окинского района. В 2015 г. был учрежден «Фонд изучения, сохранения снежного барса (ирбиса) и редких видов горной фауны». Учредителями данного фонда выступили иркутские ученые, исследователи снежного барса в Восточной Сибири, бизнесмены, а также жители Окинского района.

Утром 13 июля группа посетила дацан Пунцок Намдоллин, а затем, поднявшись выше в горы под руководством ламы Данзана Норбу, увидели пещеру, которая когда-то использовалась для уединенной практики созерцания местными ламами.

14 и 15 июля участники культурной программы знакомились с достопримечательностями Окинского района. Группа посетила традиционные места поклонения, расположенные в окрестностях сел Саяны и Хужир. После проливных дождей и разлива горных рек доступными оказались несколько важных объектов: стела хонгодоров, расположенная к западу от с. Саяны, близ подножия горы Хаан-Уула; гора Хаан-Уула, одна из основных святынь окинцев, под которой, согласно легенде, хранится меч Гэсэра; гора Хара Хошуун с образом Зеленой Тары в окрестностях местечка Монголжон; храм-беседка Гэсэра, построенный в 1995 г. в горах близ с. Хужир в честь 1000-летия эпоса «Гэсэр»; водопад Малый Жомболок (Бага Жомбологэй хуюр) в местности Сайлак, в 50 км от с. Орлик.

Утром 16 июля участники культурной программы выехали в сторону п. Монды, а затем направились в сторону границы с Монголией к пропускному пункту Монды-Ханх, который находится на перевале Мунгийн-Даба, всего в 11 км от п. Монды. Миновав границу, группа направилась в сторону оз. Хубсугул, до которого оставалось 22 км.

Расположившись в туристическом комплексе на самом берегу озера Хубсугул, участники культурной программы получили возможность посмотреть спортивный праздник Наадам, который проводился в степи близ озера в сомоне Ханх 17 июля. В программе праздника были скачки, традиционная борьба и стрельба из лука.

19 июля участники конференции вернулись в Кырен.

Члены Оргкомитета конференции Седьмые Доржиевские чтения
д. ф. н. И. В. Кульганек, к. и. н. Е. Ю. Харькова

ФОТООТЧЕТ

Буддийский университет «Даши Чойнхорлин». Первый день работы конференции

ИМБТ СО РАН. На заседании

ИМБТ СО РАН. После окончания работы конференции

Участники культурной программы в Хандагайтайском (Хойморском) дацане

Массив Мунко Саридак, с вершины которого открывается вид на оз. Хубсугул

Ахын эхинэй мургэл. Коновязи-сэргэ

Сойотский деревянный чум-урса

Снежный барс, «охраняющий» вход в дуган дацана Пунцок Намдоллин

Герб Окинского района РБ

Дацан Пунцок Намдоллин. Дом Агвана Доржиева

Дацан Пунцок Намдоллин. Дуган Гэсэра

Стела хонгодоров. Лебедь, которого держит на поднятых руках человек, — тотем хонгодоров. Вокруг скульптуры расположены шесть сэргэ, что символизирует шесть районов, населенных хонгодорами

На вершине горы Хаан-Уула построен дуган, вокруг которого установлены 13 каменных кладок в честь 13-ти Северных хозяев (Арын арбан гурбан эзэд)

Зеленая Тара, возникшая на горе Хара Хошуун в местности Монголжон

Вид с горы Хара Хошуун

Озеро Хубсугул

Во время праздника Наадам

Фото 1—3 И. В. Кульганек; фото 4—8, 10—14 и 16—20 Е. Ю. Харьковой

« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10936
Монографий1587
Статей9094


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type