28 марта 2016 г. в ИВР РАН состоялась Восьмая научно-практическая конференция «Путешествия на Восток-2015», организованная отделами Центральной и Южной Азии и Дальнего Востока.
Это мероприятие, проводимое в восьмой раз, стало одним из самых популярных в ИВР РАН. Оно всегда собирает большое количество заинтересованных слушателей. На этот раз участникам были предложены доклады о путешествиях, совершенных востоковедами в 2015 году, как в изучаемые регионы, так и в другие места Востока. Как всегда, основное внимание докладчикам предлагалось сосредоточить на аудио-фото и видеоматериалах. В прошедшей конференции приняли участие не только сотрудники Института восточных рукописей РАН (д. ф. н. И. В. Кульганек, к. и. н. Т. А. Пан, к. ф. н. А. В. Зорин; асп. Д. В. Цветков), но и других научных и учебных учреждений Санкт-Петербурга — д. и. н. И. В. Герасимов (СПбГУ); к. и. н. Ю. И. Елихина (Гос. Эрмитаж); к. и. н. А. А. Хамаганова (ЛГУ им. А. С. Пушкина); асп. А. А. Владимирцева (Институт культуры); к. и. н. А. Ю. Синицын (МАЭ им. Петра Великого). Самым дальним гостем конференции стал д. и. н. В. С. Бойко (Алтайский гос. Университет) — из Барнаула.
Работа конференция проходила в два заседания. На утреннем заседании, председателем которого являлась И. В. Кульганек, прозвучали доклады о поездках в Центральную Азию, Китай, Индию.
А. В. Зорин в докладе «Поездка в Аблай-хит» рассказал о поездке в Восточный Казахстан на место разрушенного до основания буддийского монастыря Аблай-хит (осн. в 1654 г.), который находится в 15 км юго-восточнее с. Никитинки Уланского района в долине р. Аблакетки. Этот знаменитый в истории российского востоковедения джунгарский крепостной комплекс с буддийским храмом был оставлен своими обитателями к началу XVIII в. Несколько позже из его библиотеки в Санкт-Петербург были доставлены многочисленные листы на тибетском и монгольском языках. Ныне путешественник, преодолев примерно 70 км по шоссе из Усть-Каменогорска и небольшое расстояние по бездорожью, может видеть руины крепости, включая фундамент основного здания и ряда других построек, следы двух ворот, ведших в крепость, несколько заросшее озеро в дальнем углу крепости, остатки дополнительной каменной кладки по хребту горы, возвышающейся над крепостью, и прекрасный пейзаж, открывающийся с ее высоты. Докладчик отметил, что его поездка была осуществлена в рамках проекта, поддержанного грантом РФФИ, №14-06-00460.
Фотографии к докладу А. В. Зорина:
Фундамент храмовой постройки Аблай-хита Вид сверху на окружающие горы и озеро, расположенное в дальнем углу крепости
Ю. И. Елихина, бывающая регулярно в Монголии и не раз рассказывавшая о местах, которые она посещала в этих поездках, поделилась информацией о прошедшей в мае 2015 года в Улан-Баторе конференции, посвященной 380-летию Г. Дзанабадзара — выдающегося скульптора, основателя монгольской портретной живописи, имевшего высший духовный титул в Монголии — ундур-гэгэна, создателя одного из видов монгольской письменности — соёмбо, позволявшей писать не только по-монгольски, но и по-тибетски и на санскрите. Конференция была организована правительством и Академией наук Монголии, Институтом археологии и правительством Увэр-хангайского аймака Монголии. Ю. И. Елихина дала краткую характеристику прошедшего мероприятия, назвав основные секции, по которым проходила конференция: «Дзанабадзар — политический, общественный и культурный лидер», «Буддизм в Монголии в XVII—XVIII вв.», «Наследие Дзанабадзара и его изучение», «Письменность, созданная Дзанабадзаром, и ее значение». Несколько подробнее она остановилась на пленарных докладах. Это доклады С. Чулууна «Связи Ундур-гэгэна с Россией»; Ж. Болдбатара «Деятельность Ундур-гэгэна в политическом и социальном аспектах»; Р. Отгонбатара «Некоторые вопросы, связанные с письменностью соёмбо и квадратным письмом»; Г. Пурэвбата «Произведения Г. Дзанабадзара».
Фотографии к докладу Ю. И. Елихиной:
На открытии заседания, посвященном 380-летию Г. Дзанабадзара. Улан-Батор, Монголия, май 2015
Знаменитая Зеленая тара. Г. Дзанабадзар. XVII в. Органичным продолжением выступления Ю. И. Елихиной прозвучало сообщение И. В. Кульганек о современном облике Улан-Батора. Монголовед с сорокалетним стажем поездок в Монголию, она поделилась своими впечатлениями об изменении общего вида, архитектуре, застройке столицы Монголии с начала XXв., предложив собравшимся фотографии Урги (как тогда назывался Улан-Батор) и свои личные фотографии, сделанные начиная с первого посещения Монголии в 1969 году и вплоть до последнего пребывания в столице этой страны в апреле 2015 года, поводом для которого послужило участие в российско-монгольской международной конференции «Культурное наследие монголов: рукописные коллекции и архивные материалы», проводимой Институтом истории и археологии Монгольской академии наук и Институтом восточных рукописей РАН.
Фотографии к докладу И. В. Кульганек:
Ночной Улан-Батор
Проспект Мира — центральная магистраль Улан-Батора
А. А. Хамаганова расширила географию монгольской тематики своим рассказом о путешествии по Транссибу от Читы, являющейся столицей Закайкальского края, до китайского города Бэйдайхэ. После Читы маршрут ее следования шел через станцию Забайкальск с пересадкой в г. Маньчжурии на китайский поезд, где произошла смена ширины колеи на европейскую, далее по китайской территории — через Харбин. Именно на Харбинскую железную дорогу, в прошлом известную как КВЖД, южную ветвь Транссиба, пришлась большая часть поездки А. А. Хамагановой. Путешественница дала интересную историческую справку о том, что в этом году исполняется 120 лет со дня подписания между Россией и Китаем секретного концессионного договора, дававшего право России на постройку железнодорожной магистрали через Маньчжурию с ее дальнейшим выходом к берегам Желтого моря, по причине чего трехцветный флаг КВЖД развевался на всех ее станциях до 1919 года.
А. А. Хамаганова поделилась своим ярким впечатлением о современной Харбинской железной дороге, которую отличают скорость, четкое регулирование пассажиропотока, соблюдение графика, зеленые насаждения в пять и более рядов вдоль всей полосы, постоянная работа по улучшению инфраструктуры. Конечным пунктом ее следования был морской курортный город Бэйдайхэ, основанный в конце XIX в. по указу Цинского императора Гуан Сюя, племянника вдовствующей императрицы Цы Си, и ставший в настоящее время излюбленным местом отдыха китайцев и многих россиян из-за своих прекрасных пляжей, живописной природы и исторических достопримечательностей.
Фотографии к докладу А. А. Хамагановой:
Вид на Бэйдайхэ, парк Ляньфэншань
Уголок в парке Бэйдайхэ с нравоучительным лубком
Новая китайская традиция — предсвадебная фотосессия
С докладом «Путешествие в Индию: проблемы реставрации Махабодхи в Бодхгае» выступила А. А. Владимирцева Она рассказала о современном состоянии и проводимой реставрации выдающегося памятника буддийской архитектуры Махабодхи, построенного на месте достижения просветления Буддой Шакьямуни. Она проанализировала индийский опыт консервации и сохранения культовой архитектуры, выявила ряд проблем в отношении реставрации этого памятника, с которыми столкнулся британский индолог, «отец индийской археологии» А. Каннингем (1814—1893), проанализировала ход современных восстановительных работ и предложила методику и систему мер по повышению уровня реставрационных работ в бодхгайском комплексе.
Фотографии к докладу А. А. Владимирцевой:
Восточный фасад храма Махабодхи, Бодхгая, Индия.
Профилированные карнизы, храм Махабодхи, Бодхгая, Индия
Вечернее заседание вела Т. А. Пан.
Своим сообщением она продолжила китайскую тематику, начатую А. А. Хамагановой. В докладе «По следам древних тангутов (Иньчуань, сентябрь 2015)» она остановилась на поездке в сентябре 2015 г. в Иньчуань (Нинся-Хуэйский автономный район Китая), который расположен юго-западнее современного Пекина. Именно здесь находилась столица легендарного государства Си Ся, просуществовавшего почти два века и завоеванного Чингис-ханом в 1227 г. В его окрестностях сохранилось довольно много остатков памятников тангутской культуры, таких как Парные пагоды Байсыкоу, находящиеся на горе, образованной яшмовыми породами, буддийский монастырь X в., при раскопках которого был найден тангутский подвижной шрифт, заповедник с наскальными изображениями, многие из которых имеют надписи на тангутском языке, многочисленные императорские мавзолеи, занимающие территорию около 40 кв. км., расположившиеся вдоль восточного склона горы Хэланьшань в 25 км. от столицы. На настоящее время здесь обнаружено 8 императорских гробниц и 70 гробниц членов семьи. Все они имеют вид круглых или восьмиугольных буддийских пагод, украшены цветной глазурью и представляют собой мавзолейную архитектуру государства Си Ся. В настоящий момент могильные комплексы сильно разрушены. Сохранились лишь остатки строений из желтой глины. Деревянные конструкции сгорели или были уничтожены временем.
Фотографии к докладу Т. А. Пан:
Парные пагоды Байсыкоу
Наскальные изображения с надписями на тангутском языке
Дорога к мавзолейному комплексу
Китайская тема была завершена сообщением Д. В. Цветкова «Храм Мяоинсы осенью в Пекине». Построенный в 1288 г. непальским архитектором Аранико, он относится к тибетско-буддийской традиции школы Гелуг эпохи династии Юань и имеет несколько названий, такие как «Храм божественного воздаяния» и «Храм Белой ступы». Белая ступа, представляющая собой самое старое буддийское сооружение в тибетском стиле в Китае (постр. 1271—1279), находится именно здесь. Большая часть построек на территории храма, сохранившихся до наших дней, относится к периоду династии Мин. В настоящее время здесь располагается музей китайско-непальской дружбы и выставочный зал с коллекцией буддийских реликвий, подаренных в 2009 г. тибетским храмом Вэньдоу дасы.
Фотографии к докладу Д. В. Цветкова:
Белая ступа храма Мяоин-сы
Курильница в храме Мяоин-сы
Статуя непальца Аранико, по плану которого был построен храм Мяоин-сы
На мусульманский Восток предложил перенестись слушателям В. С. Бойко, сделавший сообщение «Афганистан и Пакистан: центр и периферия». Он рассказал о своих впечатлениях от встреч с различными общественно-политическими деятелями, работниками культуры названных стран, показал красочные фотографии этнографического характера.
Наибольший интерес вызвало выступление И. В. Герасимова «Султанаты и суфийские братства в районе Голубого Нила». Прекрасный знаток Судана и блестящий рассказчик показал фотоматериалы о поездке студентов и преподавателей Восточного факультета СПбГУ в январе-феврале 2015 г. в Хартум — столицу Судана и отдаленные от административного центра страны места, расположенные на Голубом Ниле: Вад Мадани, Сеннар, Маирно, Джебель Мойа. Докладчик сообщил интересные сведения о небольшом городке Маирно, в который переселились выходцы из Нигерии, сохранившие свой язык, элементы культуры и письменное наследие, представленное арабскими и арабографичными рукописями. Горный район Джебель Мойа, являвшийся одним из центров влияния кланов этнической группы ал-фундж, необычен своим географическим положением — он находится на каменной гряде, возвышающейся на несколько сотен метров над пустыней. В населенном пункте Дар ас-Салам, являющемся одним из центров суфийского братства тиджанийа, расположенном недалеко от Сеннара, основана «халва» — кораническая школа, где проходят обучение юные мюриды. В городке ал-Илафон, расположенном недалеко от Хартума, сохранились особо почитаемые захоронения (куббы) местных праведников и сакральные предметы, относящиеся к XVIII в. В настоящее время в этой местности наиболее значительные позиции принадлежат братству кадирийа.
Фотографии к докладу И. В. Герасимова:
Маирно, встреча с представителями суфийского братства
Крокодилы в Маирно
Горный район Джебель Мойа
Городок ал-Илафон
О красивейшем месте в Токио рассказал А. Ю. Синицин. Его сообщение «Парк Тинзансо (Цубакияма) и музей университета Кокугакуин (декабрь 2015 г.).» было посвящено ландшафтному парку отеля «Тиндзансо» в Токио, находящемуся в месте, известном ранее как Цубакияма — «Камелиевая гора», где произрастали дикие камелии. В период Эдо, во второй половине XVII в., здесь была хижина «Басё-ан», где великий поэт Мацуо Басё (1644—1694) любовался камелиями. В XIX в. это место было изображено на гравюре Андо Хиросигэ «Приют Басё на Камелиевой горе возле канала Сэкигути» из серии «Сто знаменитых видов Эдо». Позже на этой территории была обустроена резиденция «Тиндзансо» первого премьер-министра Японии Ямагата Аритомо (1838—1922), которую неоднократно посещал император Мэйдзи для проведения важных совещаний. В 1925 г. здесь был устроен прекрасный ландшафтный парк, куда были свезены из разных мест Японии ценнейшие старинные арт-объекты, такие как каменные изваяния, каменные фонари и деревянная трехъярусная пагода XVI в., являющаяся объектом национального культурного наследия Японии. В 1948 г. парк был восстановлен после разрушений, причиненных американскими бомбардировками, в начале XXI века здесь была проведена масштабная реконструкция, и в настоящее время парк стал одним из немногих мест в ультрасовременном Токио, где воссоздана атмосфера старой Японии.
Фотографии к докладу А. Ю. Синицина:
Андо Хиросигэ. Цубакияма хижина Басё
Тиндазнасо. Камелии, декабрь 2015
Тиндзансо. Листья клена и камелия
Тиндзансо. Пагода
Конференция проходила, как всегда, в атмосфере заинтересованности и доброжелательности. Она показала неослабевающий интерес востоковедов к посещению не только стран изучаемого региона, но и других восточных стран.
И. В. Кульганек
Т. А. Пан |