Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Заседание Дальневосточного семинара – доклад Т.Б.Араповой (отчет) Версия для печати Отправить на E-mail
04.06.2015
3 июня 2015 г. состоялось XXXI заседание Дальневосточного семинара отдела Дальнего Востока ИВР РАН, на котором выступила хранитель Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения Татьяна Борисовна Арапова с докладом «Китайский фарфор XIV — начала XVIII вв.».

3 июня 2015 г. состоялось XXXI заседание Дальневосточного семинара отдела Дальнего Востока ИВР РАН, на котором выступила хранитель Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения Татьяна Борисовна Арапова с докладом «Китайский фарфор XIV — начала XVIII вв.». Докладчик дала исторический обзор производства фарфора в Китае при династиях Юань (1271—1368) и Мин (1368—1644), особенностях состава фарфоровой массы и развитии форм сосудов. Докладчик наглядно показала как качество и количество произведенных в это время вещей зависела от внутренней ситуации в стране.

Государственный Эрмитаж хранит четыре предмета династии Юань, что считается довольно представительной коллекцией, поскольку в мире сохранилось очень мало фарфоровых предметов этого периода. Считается, что форма и декор юаньских предметов говорят об их экспортном назначении для дворов Ближнего Востока. Вся поверхность предмета заполнена рисунком, форма бутылей напоминает ближневосточные сосуды. Подобные бутыли и тарелки, вся декорация которых выполнена кобальтом, имеются в других музеях мира. Выделяется своей формой и декоративным предназначением фарфоровая монгольская юрта, не имеющая аналогов.

После смены династии китайский фарфор некоторое время продолжал сохранять элементы юаньского фарфора в производстве и декоре. Однако постепенно он стал приобретать чисто китайские черты, освобождая пространство, где белый фон играет самостоятельное значение. Наблюдается связь декора с живописью и текстом. Особое место в коллекции Эрмитажа занимает императорская плевательница, выполненная в желтом и зеленом цвете. Становятся популярными новые формы ваз в виде тыквы-горлянки или сосудов в подражание формам старинных жертвенных бронзовых сосудов. Конец династии Мин и начало Цин характеризуются простыми формами и рисунками на них, что правомерно связывается докладчиком с временем смуты и периодом разорения печей основного центра фарфорового производства Цзиндэчжэна. С их восстановлением появляются изысканные произведения зеленого и розового фарфора династии Цин, о чем докладчик обещала рассказать на одном из следующих заседаний Дальневосточного семинара.

Т.А. Пан 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Бутыль. Фарфор, роспись кобольтом. XIV в. Собрание Государственного Эрмитажа

Модель монгольской юрты. Фарфор, роспись кобольтом. XIV в. Собрание Государственного Эрмитажа

Ваза-плевательница. Фарфор, желтая и зеленая глазурь с графировкой. Правление Чжэндэ 1506—1521 гг. Собрание Государственного Эрмитажа

 

Последнее обновление ( 05.06.2015 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10936
Монографий1587
Статей9094


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type