Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Шестые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир» (отчет) Версия для печати Отправить на E-mail
29.07.2014

Шестые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир»

(Улан-Удэ — Нарын-Ацагат, 13—16 июля 2014 г.)

13—16 июля 2014 года в Бурятии состоялись юбилейные Шестые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир», приуроченные к 160-летию со дня рождения выдающегося бурятского буддиста, ученого и общественного деятеля, учителя Далай-ламы XIII, основателя Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» Хамбо-ламы Агвана Лобсана Доржиева (1854—1938). Организаторами конференции выступили Благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры Ая-Ганга», Буддийская традиционная Сангха России и Институт восточных рукописей РАН, соорганизаторами — Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН и Российская ассоциация монголоведов.

Основной целью конференции является продолжение и развитие заложенных Агваном Доржиевым традиций научного сотрудничества между буддийскими учеными и академическими исследователями.

По уже сложившейся традиции, Доржиевские чтения проводятся раз в два года в исторических местах, связанных с жизнью и деятельностью Агвана Доржиева. За истекшие десять лет Чтения проходили в Санкт-Петербурге, в Иркутске и на Ольхоне, в Улан-Удэ, в Агинском и на Алханае. Шестые Доржиевские чтения состоялись в Улан-Удэ и с. Нарын-Ацагат — на родине Агвана Доржиева.

Накануне открытия конференции для ее участников была организована автобусная экскурсия в Эгитуйский дацан (местопребывание исторической статуи Сандалового Будды) с посещением Шулутского дацана, а также ступы и дома-музея «Тоонто Агвана Доржиева» на месте его рождения в у. Хара-Шибирь, где была проведена встреча с представителями администрации сельского поселения «Первомаевское» и общественностью.

Официальное открытие конференции состоялось 14 июля в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Заместитель председателя Оргкомитета, заслуженный деятель культуры Республики Бурятия Ц. А. Самбуева зачитала приветствие председателя Оргкомитета, д. филос. н., акад. РАЕН А. О. Бороноева. С приветствиями также выступили ректор Агинской Буддийской Академии гэбши Ч.С. Сультимов и проф. Бурятского государственного университета д. соц. н. Э. Д. Дагбаев. На пленарном заседании были заслушаны сообщения, посвященные жизни и деятельности восьми выдающихся бурятских буддистов — Шиэгунэй Жамьяна Зундуя, Галсан Жимба Тугулдурова, Намнанай багши, Доржи Зимба Лобсана Балжира, Лобсана Чойбсана, Доржи Жигмита Данжинова, Жамбал-Доржи Гомбоева и Жимба-Жамсо Эрдынеева (гэбши Ч. С. Сультимов, Агинская Буддийская Академия), взаимоотношениям Агвана Доржиева и известного путешественника Г. Ц. Цыбикова в контексте «тибетского вопроса» (д. и. н. Ю. В. Кузьмин, Байкальский государственный университет экономики и права), сотрудничеству Агвана Доржиева и Пандито Хамбо ламы Чойнзон-Доржо Иролтуева в издательской, просветительской и общественно-политической сферах (д. и. н. Г. С. Митыпова, Бурятский государственный университет), созданному Агваном Доржиевым алфавиту Вагиндра (Соёлма, Ph.D., Хулунбуирский университет), роли Агвана Доржиева в распространении буддизма среди бурят Иркутской губернии (к. и. н. Д. Г. Чимитдоржин, Российская ассоциация специалистов тибетской медицины) и религии в пространстве межэтнического взаимодействия (д. и. н. Д. Д. Амоголонова, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН).

После окончания утреннего заседания участники конференции переехали в с. Нарын-Ацагат (этнокомплекс «Степной кочевник»).

Вечернее заседание было посвящено сообщениям по религиоведению и буддийской историографии. Были прочитаны доклады о трансформации образа шаманистского божества Хан Шаргай-нойона под влиянием буддизма (д. ф. н. Б. С. Дугаров, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН), о буддийском факторе в шаманских обрядовых материалах бурят (д. ф. н. Л. С. Дампилова, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН), о сюжетных элементах фольклорного происхождения в комментарии Кьюра Йондзина на «Ламрим» (А. А. Сизова, Институт восточных рукописей РАН), о вкладе бурятского эмчи-ламы Д. Ендонова (1870—1937) в составление тибетских медицинских иллюстраций — важного компонента образовательного процесса Ацагатской медицинской школы (к. ф. н. Н. Д. Болсохоева, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН), о текстах на китайском, киданьском и санскритском письме, обнаруженных в погребении киданьского сановника Сяо Паолу (В. П. Зайцев, Институт восточных рукописей РАН); об истории строительства трех первых буддийских храмов на Хоккайдо (к. и. н. В. В. Щепкин, Институт восточных рукописей РАН), об одном из ключевых текстов корейской буддийской традиции — сочинении корейского буддийского наставника Пуриль Почжо-кукса Чинуля (1158—1210) «Наставления людям, впервые [обращающим] помыслы [к] учебе» (к. и. н. Ю. В. Болтач, Институт восточных рукописей РАН), а также о влиянии буддизма на образные системы мифологических и этиологических рассказов монголов (к. ф. н. Д. А. Носов, Институт восточных рукописей РАН). После окончания вечернего заседания перед участниками конференции выступил известный исполнитель традиционной бурятской музыки Виктор Жалсанов.

Доклады, представленные в Ацагате на второй день работы конференции, были посвящены исследованию архивных и музейных коллекций и буддийскому искусству. Прозвучали сообщения о роли дзэн-буддийских искусств в духовном совершенствовании адепта (Н. А. Субангулова, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; наглядной иллюстрацией к этому выступлению явилась проведенная докладчиком в перерыве между заседаниями традиционная японская чайная церемония, «гостями» на которой были участники конференции), о судьбе коллекции буддийского искусства князя Э. Э. Ухтомского (д. и. н. М. Ф. Альбедиль, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН), о собраниях буддийского искусства Екатеринбурга, Челябинска, Ирбита (к. иск. В. В. Деменова, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина), о деятельности Н. И. Воробьева — путешественника, этнографа и собирателя (В. Н. Мазурина, Государственный музей истории религии; к. филос. н. Т. В. Ермакова, Институт восточных рукописей РАН), о типологии традиционных бурятских ножей (Б. Ц. Батомункин, Русское географическое общество), об истории формирования фонда буддийской литературы главной библиотеки польского города Щецин — «Поморской Книжницы» (В. А. Беляева-Сачук, Ph. D., Щецинский университет), о рукописной книге «Повесть о Молон-тойне», созданной выдающимся бурятским философом, математиком, переводчиком и художником Г.-Ч. Цэбэгийном (Е. В. Aсалханова, Иркутский государственный технический университет), о собрании личных вещей и документов Ганджурвы гэгэна Д. Норбоева, хранящейся в Национальном музее Республики Бурятия (С. Б. Бардалеева, Национальный музей Республики Бурятия), о постановке преподавания тибетской медицины в Агинском медицинском колледже им. В. Л. Чимитдоржиева (Э. Э. Бадмаева, Агинский медицинский колледж им. В. Л. Чимитдоржиева), об устной истории шэнэхэнских бурят и сохраняющихся в их среде преданиям об Агване Доржиеве (Сарангэрэл, Ph.D., Центральный университет национальностей) и об истории развития буддизма в городе Щецин (д. ф. н. К. Пясецки, Щецинский университет). В завершение второго дня работы конференции ее участники посетили музей Агвана Доржиева в с. Ацагат и Ацагатский дацан.

На третий и последний день работы конференции ее заседания прошли в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Доклады этого дня затрагивали в основном архивно-источниковедческую, филологическую и философскую проблематику. Были представлены сообщения о визите монгольского посольства в Санкт-Петербург в 1911 г. с просьбой о принятии Халхи под протекторат России (к. ф. н. Е. А. Хамаганова, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина), о деятельности выдающегося тибетского ученого и просветителя Муге Самтэна Гьяцо (1914—1993) (к. и. н. Е. Ю. Харькова, независимый исследователь), о переписке астронома Пулковской обсерватории А. А. Кондратьева с его сыном — монголоведом С. А. Кондратьевым, участником экспедиции П. К. Козлова в Монголию 1923—1926 гг. (д. ф. н. И. В. Кульганек, Институт восточных рукописей РАН; к. и. н. В. Ю. Жуков, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет), о религиозной ситуации в японском обществе X—XII вв. по материалам литературного памятника XIII в. «Рассказы, собранные в Удзи» (Д. Г. Кикнадзе, Институт восточных рукописей РАН), о культе Маччхендранатха-Падмапани Локешвара в Непале (В. Н. Мазурина, Государственный музей истории религии), о сравнительной характеристике литературно-книжной традиции калмыков и ойратов Западной Монголии (к. ф. н. Д. Н. Музраева, Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН), о материалах по документации лексики, связанной с буддизмом, в русских печатных источниках XVIII—нач. XXI вв. (д. ф. н., д. и. н. А. А. Бурыкин, Институт лингвистических исследований РАН), о буддийских и шаманских терминах в толковом словаре «Зерцало маньчжурско-монгольской словесности» 1717 г. (Э. Мунхцэцэг, Санкт-Петербургский государственный университет), об аксиологических доминантах обновленческого движения буддийского духовенства в контексте деятельности Агвана Доржиева (д. и. н. Л. Л. Абаева, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН), о базовых различиях между западным и буддийским мышлением (к. культ. Н. В. Пупышева, Институт физического материаловедения СО РАН), о буддийской критике современного научного мировоззрения в произведениях Б. Д. Дандарона (к. филос. н. А. В. Щербина, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)), о статусе буддизма в современном буддологическом дискурсе (к. филос. н. С. П. Нестеркин, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН) и о деятельности ученика Агвана Доржиева — калмыцкого ламы Нгаванга Вангьяла (1901—1983) (к. филос. н. Ж. А. Аякова, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова).

Итоги конференции были подведены в заключительных выступлениях членов Оргкомитета И. В. Кульганек и Ц. А. Самбуевой.

В Шестых Доржиевских чтениях приняли участие исследователи из многих регионов России — Санкт-Петербурга, Элисты, Екатеринбурга, Иркутска, Улан-Удэ, Агинского, а также из-за рубежа — Польши, Чехии, КНР. На конференции было представлено тридцать восемь докладов, посвященных жизни и деятельности Агвана Доржиева, а также истории, источниковедению литературе и искусству буддизма, хранению и изучению буддийского рукописного, книжного и архивного наследия, взамоотношениям буддизма, государства и общества в современном мире. Многие выступления вызывали оживленную дискуссию, свидетельствующую об актуальности избранных докладчиками тем. Формат конференции, предоставляющей ее участникам возможность посещения исторических мест, связанных с важнейшими моментами истории буддизма в России, а также непосредственного общения с носителями буддийской традиции, представляется весьма перспективным и служит залогом дальнейшего развития этого научного мероприятия.

Ю. В. Болтач, к. и. н., с. н. с. отдела Дальнего Востока ИВР РАН

ФОТООТЧЕТ

Участники конференции в Эгитуйском дацане

Во время заседания в Нарын-Ацагате. Доклад д. ф. н. Б. С. Дугарова (ИМБТ СО РАН)

Экскурсия участников и гостей конференции в Ацагатский дацан

Во время заседания в ИМБТ СО РАН. Доклад д. ф. н. И. В. Кульганек (ИВР РАН)

 
Последнее обновление ( 23.11.2015 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10936
Монографий1587
Статей9094


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type