Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Вторые петербургские тибетологические чтения Версия для печати Отправить на E-mail
18.10.2013
8 и 10 октября 2013 г. в ИВР РАН прошли Вторые петербургские тибетологические чтения. Как и в предыдущем году, организаторами Чтений выступили директор ИВР РАН, проф., д. и. н. И. Ф. Попова (председатель), с. н. с. ИВР РАН, к. ф. н. А. В. Зорин и ст. лаб. ИВР РАН А. А. Сизова (секретарь). Основной задачей Чтений является объединение ученых из разных учреждений науки, образования и культуры Санкт-Петербурга, а также других городов Российской Федерации, занимающихся широким кругом вопросов, связанных с изучением Тибета, его истории, литературы, религии, особое внимание уделяется письменному наследию Тибета.

На Вторых чтениях с докладами выступили 12 ученых из Санкт-Петербурга (8 представляли ИВР РАН, 2 — СПбГУ, 1 — Гос. Эрмитаж, 1 — независимый исследователь) и 1 гость из Москвы. Кроме того, деятельное участие в работе Чтений приняли представители Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» во главе с его настоятелем Б. Б. Бадмаевым.

Открыли работу Чтений директор ИВР РАН, проф., д. и. н. И. Ф. Попова, и настоятель буддийского храма Б. Б. Бадмаев, которые приветствовали участников мероприятия в Зеленом зале ИВР РАН. В завершение своего выступления Б. Б. Бадмаев вручил И. Ф. Поповой более 60 оригинальных тканых оболочек для хранения тибетских книг.

Затем И. Ф. Попова открыла пленарное заседание, посвященное 150-летию выдающегося российского востоковеда и организатора науки, многолетнего директора Азиатского музея и Института востоковедения АН СССР Сергея Федоровича Ольденбурга (1863—1934). К. филос. н. Т. В. Ермакова (ИВР РАН) в своем выступлении рассмотрела две публикации С. Ф. Ольденбурга, посвященные истории развития буддийского искусства в Непале, отметила новаторский характер статей в отношении научной периодизации исследуемого материала, коснулась темы научных контактов С. Ф. Ольденбурга с зарубежными коллегами-востоковедами. К. ф. н. А. В. Зорин (ИВР РАН) представил результаты своего текстологического и археографического исследования различных изданий сборника канонических, апокрифических и постканонических буддийских текстов «Сунгдуй», связанного с именем Таранатхи; уникальный набор его изданий, имеющийся в ИВР РАН, позволил выделить две основные линии развития памятника и детально рассмотреть их развитие с XVII по XX вв. (доклад представлял собой уточненную и расширенную версию сообщения, прозвучавшего в июле 2013 г. на семинаре Международной ассоциации тибетологов в Улан-Баторе). По окончании пленарного заседания участники осмотрели выставку «Издания сборника „Сунгдуй“ на тибетском и монгольском языках», организованную А. В. Зориным и А. А. Сизовой; на ней были представлено двенадцать изданий памятника на тибетском языке и шесть — на монгольском.

В первый день работы Чтений состоялось еще два заседания. Первое из них было посвящено архивам и коллекциям, председателем выступил проф., д. и. н. В. Л. Успенский. Выступление к. и. н. С. Х. Шомахмадова (ИВР РАН) представляло собой презентацию новонайденного в Сериндийском фонде ИВР РАН ксилографа письмом «сиддхам», содержащего текст одной из буддийских дхарани, — 1 небольшой лист с текстом на одной стороне; докладчик кратко охарактеризовал сам Сериндийский фонд, особенности письма «сиддхам» и его репрезентации в данном памятнике; внимание присутствовавших привлекли также два китайских иероглифа, напечатанных в центре листа (очевидно, до того как на него был нанесен текст дхарани и вне прямой связи с ним) и являющихся переводом санскритского термина «дхармадхату». К. ф. н. С. С. Сабрукова (ИВР РАН) представила перечень тибетологических материалов, имеющихся в фонде А. М. Позднеева из Архива востоковедов ИВР РАН, среди которых — материалы по системе традиционного буддийского образования, некоторые документы политико-правового характера, переводы медицинских текстов и т. д.

Следующее заседание касалось вопросов культуры и философии Тибета, провел его к. ф. н. А. В. Зорин. Первой выступила к. и. н. Ю. И. Елихина (Гос. Эрмитаж), которая рассказала об иконографии бодхисаттвы Манчжушри в буддийском искусстве Индии, Китая, Тибета, Монголии, Японии, Кореи; доклад был основан на уникальном собрании фотоматериалов (более 90 снимков), отражающих как коллекцию Государственного Эрмитажа, так и научные поездки автора доклада по странам изучаемой культуры. К. и. н. А. А. Терентьев (независимый исследователь, главный редактор журнала «Буддизм в России») в своем докладе представил все собранные им варианты толкования термина «Акаништха», обычно понимаемого как обозначение высшей небесной области в рамках сансарического бытия, однако, как следует из материалов доклада, возможны и иные толкования. В дискуссии по этому поводу приняла активное участие к. и. н. Р. Н. Крапивина (ИВР РАН), представившая трактовку термина согласно учению текста «Абхисамаяланкары», где Акаништха понимается как место, в котором происходит мгновенное достижение состояния Пробуждения. Это выступление послужило своего рода прологом к ее собственному докладу, посвященному презентации основного содержания и значения V—VII глав названного выше сочинения.

Во второй день работы конференции состоялось два заседания. Тематика докладов первого из них была связана с историографией и социологией Тибета, в качестве председателя выступил к. и. н. А. А. Терентьев. Заседание открылось докладом проф., д. и. н. В. Л. Успенского (СПбГУ), посвященным истории Хошутского ханства ойратов, созданного Гуши-ханом в районе Кукунора и оказавшего сильное влияние на расстановку политических сил в Центальной Азии в XVII—XVIII веках. Сообщение М. А. Солощевой (СПбГУ) детально описывало ситуацию междоусобного конфликта 1727―1728 годов, сложившуюся во внутренней политике Тибета в результате напряженности в отношениях тибетских калонов (ведущих чиновников) между собой (докладчицей была представлена графическая схема родства калонов и возникших на ее основе клановых отношений). Также доклад включал в себя анализ политики цинского императора Юнчжэна, проводимой в отношении данного вопроса. В. С. Толокнов, аспирант Института этнологии и антропологии РАН (г. Москва), прочитал доклад о путях сохранения этнической идентичности тибетцев в современном мире, рассказав об устройстве жизни тибетских сообществ в условиях диаспоры и о сложившихся в этой среде организациях (на примере Тибетского молодежного конгресса). Сообщение включало в себя выдержки из интервью с представителями тибетской диаспоры, проживающими в Индии, США и других странах.

Второе заседание под председательством к. и. н. Р. Н. Крапивиной было посвящено лингвистике и лексикографии. К. и. н. Ю. В. Болтач (ИВР РАН) подробно проанализировала функции тибетской частицы ལ་ в тибетском тексте с целью выявить их соотношение с функциями китайского предлога 於 в переводах с тибетского на китайский язык. К. ф. н. Н. С. Яхонтова (ИВР РАН) в своем докладе рассказала о соотношении структуры и содержания тибетского алфавитного словаря под названием «Mngon brjod kyi ming rnams ka ‘phreng du bsgrigs pa blo gsar ku nda bzhad pa’i zla zer» из собрания ИВР РАН и известного словаря «Украшение ушей мудрецов» (оба словаря относятся к жанру mngon brjod). Доклад А. А. Сизовой (ИВР РАН) был посвящен тибето-монгольскому словарю, содержащему терминологию одного из ключевых сочинений Цзонхавы – «Ламрим Ченмо». В сообщении было представлено описание структуры словаря и различные способы пояснения терминов, встречающиеся в данном тексте.

Чтения вызвали интерес у коллег, не участвовавших непосредственно с докладами. На заседаниях присутствовали сотрудники ИВР РАН, студенты СПбГУ, независимые исследователи, буддийское духовенство Санкт-Петербурга.

По окончании конференции было заявлено о подготовке сборника материалов Первых и Вторых чтений, который будет издан при организационном и идейном участии Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй».

Следующие Чтения состоятся в 2014 г. и, возможно, будут иметь статус международной конференции — при сохранении базовой линии на развитие русскоязычной тибетологии в последующие годы.

А. В. Зорин

А. А. Сизова

ФОТООТЧЕТ

Открытие Чтений

С приветственным словом выступает Директор ИВР РАН И. Ф. Попова

Выступает настоятель Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» Б. Б. Бадмаев

Б. Б. Бадмаев вручает И. Ф. Поповой ткани для хранения тибетских книг

Пленарное заседание

Выступает Т. В. Ермакова

Выступает А. В. Зорин

Рабочие эпизоды Чтений

Выступает С. С. Сабрукова, председатель В. Л. Успенский

Р. Н. Крапивина и Б. Б. Бадмаев

Выступает Ю. И. Елихина, председатель А. В. Зорин

Выступает А. А. Терентьев

Выступает Р. Н. Крапивина

Выступает В. Л. Успенский

Выступает М. А. Солощева

Выступает В. С. Толокнов

Выступает Ю. В. Болтач

Фото А. А. Сизовой

Последнее обновление ( 06.06.2015 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций9564
Монографий1471
Статей7999


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type