Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Семинар «Восточная медицина в современной России» Версия для печати Отправить на E-mail
23.03.2013
4—5 марта 2013 г. в рамках постоянной конференции «Доржиевские чтения», прошел научный семинар «Восточная медицина в современной России». Организаторами его выступил: Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры Ая-Ганга». Семинар прошел при участии Буддийской традиционной Сангхи России, Института восточных рукописей РАН и Государственного Эрмитажа.

Цель его заключалась в проведении научно-экспертной оценки современного этапа изучения и практического освоения методов тибетской медицины в России. Участникам семинара предстояло обозначить основные проблемы в области изучения и практического применения тибетской медицины в наши дни, определить роль «тибетской науки врачевания» в современных условиях, осмыслить перспективы развития тибетской медицины в нашей стране.

Утреннее заседание открыл д. соц. н., президент БОФ «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» А. О. Бороноев, обратившись к присутствующим с приветственным словом. Затем с приветствием в адрес участников собрания выступила директор ИВР РАН, проф., д. и. н. И. Ф. Попова, которая кратко познакомила присутствовавших с историей Института, отметив при этом, что в его собраниях хранятся уникальные медицинские трактаты и фрагменты рукописей по тибетской медицине на тибетском и монгольском языках.

В первый день заседания выступили

  • к. культурологии, н. с. Лаборатории волновой диагностики живых систем Института физического материаловедения СО РАН, Улан-Удэ Н. В. Пупышева с докладом «Философские основы тибетской медицины как одной из буддийских наук»;
  • д. биол. н., проф. Института общей и экспериментальной биологии СО РАН, Улан-Удэ Т. А. Асеева с докладом «Наследие тибетской медицины как объект исследования современной науки»;
  • ректор Агинской Буддийской Академии Ч. С. Сультимов (Еши Пандэ Лама) с докладом «Агинская Буддийская Академия – проводник восточной медицины в Забайкалье»;
  • главный эмчи-лама Буддийской традиционной сангхи России С. Б. Саможапов (Цырен Лама) с докладом «Практика тибетской медицины: опыт современного эмчи-ламы».

Во второй день были заслушаны доклады

  • д. и. н., в. н. с. Отдела этнографии Южной и Юго-Западной Азии МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН М. Ф. Альбедиль — «Об индийских истоках тибетской медицины»;
  • к. ф. н., с. н. с. ИМБиТ СО РАН Н. Д. Болсохоевой — «Кенсур Ч.-Д. Иролтуев (1843—1918) и его вклад в образовательный процесс Ацагатской медицинской школы»;
  • выступавшей также и в первый день семинара Н. В. Пупышевой — «Основы этики с точки зрения буддийской теории “великих элементов”»;
  • преп. буддийской медицины Агинской Буддийской Академии Ю. Ц. Цыденова — «Тибетская медицина в Аге»;
  • преп. фармакологии буддийской медицины Агинской Буддийской Академии Ж. Ж. Дашицыренова — «Основные аспекты врачевания в буддийской медицине».

На семинаре присутствовали врачи-рефлексотерапевты Центра восточной медицины С. Б. Добчинов и Е. С. Ким (Москва), врач-невролог А. Д. Гунзенов, ассистент кафедры физиотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И. И. Мечникова, а также исследователи в области тибетской медицины, работающие в Санкт-Петербурге, — выпускницы Агинской Буддийской Академии В. Н. Колотагина и А. В. Теплякова. Все доклады вызвали оживленное и заинтересованное обсуждение присутствовавших.

Гости из Агинской Буддийской Академии показали собравшимся фильм о развитии тибетской медицине в своем учебно-научном центре. Участники семинара с интересом просмотрели документальный фильм «По путям тибетской медицины» швейцарского режиссера Мартина Заксера.

Сотрудники Отдела рукописей и документов ИВР РАН к. ф. н., н. с. А. В. Зорин и ст. лаб. А. А. Сизова подготовили выставку рукописей по тибетской медицине, хранящихся в фондах ИВР РАН, «Материалы по тибетской медицине в коллекции ИВР РАН», которую они показали в перерыве между заседаниями. Они познакомили также участников с тибетским фондом ИВР РАН. Участники семинара познакомились с работой Сектора Центральной и Южной Азии ИВР РАН, возглавляемой к. и. н. С. Г. Кляшторным. Во второй день работы семинара им была предложена экскурсия по музею ИВР РАН, которую провела д. ф. н., вед. н. с. И. В. Кульганек. В заключительный день работы семинара участники посетили недавно открытые для свободного посещения восточные залы Государственного Эрмитажа, с которыми их ознакомила к. и. н., с. н. с. Государственного Эрмитажа Ю. И. Елихина.

Обсудив представленные доклады, участники семинара сделали следующие выводы:

1. Тибетская медицина является наукой, которая предлагает холистический подход к организму человека и рассматривает его во взаимодействии с окружающей средой. Основы теории и практики тибетской медицины зафиксированы в собраниях текстов, служащих источниками для изучения этой системы медицинского знания в наши дни.

Тибетская медицина — это одна из «пяти больших буддийских наук», теоретические основы которой генетически связаны с буддийской философией. Изучение тибетской медицины отдельно от буддийской философии невозможно. Этическая составляющая деятельности врача в системе тибетской медицины основана на буддийском учении и имеет исключительное значение, являясь частью метода врачевания.

В культурно-историческом аспекте тибетская медицина представляет собой результат синтеза древних систем медицинского знания Индии, Китая, Тибета, Греции, Персии и других стран. Распространяясь вместе с буддизмом, тибетская медицина укоренилась в Монголии; в Забайкалье она существует уже более 200 лет, вобрав в себя медицинский опыт монгольских народов, и в настоящее время правомерно говорить о региональных вариантах тибетской медицины — монгольском и бурятском. Таким образом, тибетская медицина является бесценной частью культурного наследия народов РФ, традиционно исповедующих буддизм.

2. Участники конференции были единогласны в том, что академическая наука достигла больших успехов в комплексном изучении тибетской медицины на основе тибетских и монгольских письменных памятников, многие из которых сегодня переведены на русский язык. Основными направлениями исследований ТМ, которые проводит Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН, являются источниковедческое, ботаническое, фармакогностическое, химико-технологическое, фармакологическое и токсикологическое. Описаны лечебные и фармакологические свойства лекарственных средств ТМ. В ИОЭБ и Лаборатории волновой диагностики живых систем Института физического материаловедения СО РАН ведутся экспериментальные исследования с целью интеграции знаний тибетской медицины и современных научных подходов, разрабатываются новые фитопрепараты и БАДы, которых уже около 50. Ученые-тибетологи Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН успешно решают многие вопросы источниковедения, лексикографии, серьезно работают над актуальными проблемами иллюстрирования медицинских трактатов, которые играют исключительно важную роль в учебном процессе медицинских (манба) дацанов, расположенных в разных географических зонах Тибета, Монголии и этнической Бурятии.

3. В то же время было отмечено, что еще недостаточно взаимодействие между носителями традиции — практикующими эмчи-ламами — и исследователями тибетской медицины, работающими в стенах академических институтов. Участники конференции считают, что без развития подобных контактов невозможно добиться полного понимания медицинской терминологии и содержания многих медицинских текстов, требующих комментариев современных эмчи-клиницистов, а также полного понимания доказательной медициной методов диагностики, терапии и профилактики заболеваний, предлагаемых тибетской медициной.

4. В настоящее время на территории РФ существует не имеющее аналогов религиозное учебное заведение — Агинская Буддийская Академия (Забайкальский край), — где тибетская медицина преподается в ее аутентичной форме традиционными методами, что способствует сохранению в нашей стране тибетской науки врачевания. Кроме того, в Академии изучаются методы диагностики и лечения китайской и монгольской медицин.

С целью адаптации к современной медицине и интеграции традиционных медицинских знаний в отечественное здравоохранение на базе Агинской Буддийской Академии был открыт Агинский медицинский колледж — государственное автономное образовательное учреждение. Для студентов-медиков Академии обязательным является параллельное обучение на вечернем отделении Колледжа, где они получают среднее медицинское образование.

5. Как показывает опыт, своеобразие теории, диагностические методы тибетской медицины, а также рекомендуемые ею методы терапии и профилактики заболеваний и сегодня достаточно эффективны, что подтверждается клинической практикой традиционных врачей Тибетского автономного района, провинций Ганьсу, Цинхай и Сычуань Китайской народной республики, Северной Индии, Непала и Монголии. Это порождает насущную задачу подготовки квалифицированных эмчи-лам, которые могли бы восполнить недостаток медицинских кадров в дацанах Буддийской традиционной сангхи России и специализированных клиниках восточной медицины.

6. При большой эффективности в решении задачи сохранения здоровья человека и востребованности у населения возможности тибетской медицины в современной России не используются в полной мере. Даже при высокой степени изученности методов тибетской медицины она слабо внедряется в практику российского здравоохранения, так как для этого не полностью разработана нормативно-правовая база.

7. Определенное беспокойство вызывает частое и неправомерное использование термина «тибетская медицина» в названиях самых разных клиник, часто не имеющих к тибетской медицине никакого отношения. Это ведет к развитию ложных представлений о теории и практике тибетской медицины, особенно в европейской части РФ. В связи с этим правомерно поставить вопрос об организации ассоциации врачей восточной медицины, которая объединила бы квалифицированных врачей Республики Бурятия, а затем и всей нашей страны.

По результатам работы семинара участники семинара приняли следующие решения:

1. Признать работу, проделанную на семинаре плодотворной и полезной. Просить БОФ Общество урятской культуры «Ая-ганга» организовывать подобные семинары с периодичностью один раз в год.

2. Поручить Т. А. Асеевой и Ч. С. Сультимову разработать план совместных мероприятий для расширения сотрудничества академической науки и представителей традиционной тибето-монгольской медицины.

3. Для успешной государственной аккредитации АБА и Буддийского Университета Даши Чойнхорлин им. Д. Д. Заяева необходимо просить ректора БГУ В. С. Калмыкова оказать содействие в разработке образовательных программ по фармакогнозии, анатомии, физиологии, патологии и других медицинских дисциплин.

4. Во избежание нанесения вреда здоровью населения и дискредитации методов тибетской медицины неквалифицированными врачами необходимо рассмотреть возможность основания Российской ассоциации врачей восточной медицины тибето-монгольской традиции.

5. Поручить БОФ Общество бурятской культуры «Ая-ганга» издать сборник материалов семинара, а также разместить на сайте «Ая-ганги» аудио- и видео-материалы семинара.

д. ф. н. И. В. Кульганек

к. ф. н. Е. Ю. Харькова

ФОТООТЧЕТ

Выступает Н. В. Пупышева

Выступает М. Ф. Альбедиль

Выступает Н. Д. Болсохоева

Во время обсуждения одного из докладов. Вопрос задает Е. Ю. Харькова

Во время одного из заседаний

Коллективный портрет участников семинара в Музее востоковедения ИВР РАН

Последнее обновление ( 23.03.2013 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций9817
Монографий1511
Статей8136
p_bp_i_1992.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type