Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Отчет Сектора Южной Азии Отдела Центральной и Южной Азии ИВР РАН за 2011 г. Версия для печати Отправить на E-mail
28.06.2012

Отчет Сектора Южной Азии Отдела Центральной и Южной Азии ИВР РАН за 2011 год

I. Основные направления исследовательской работы подразделения:

1) Направление «Исследование истории российского востоковедения»

Актуальность данного направления обусловлена нарастающей в отечественной  и зарубежной науке востребованностью теоретических подходов, методов и результатов исследований письменных памятников Востока российскими учеными XIXXX вв., в частности, представителями отечественной индологической и буддологической школ. Задачи преемственности исследовательского опыта и подготовки молодых научных кадров требуют проведения комплексного изучения теоретического наследия представителей тех научных школ, которые развивали проблематику классического востоковедения. Применительно к истории отечественной индологии и буддологии изучение истории востоковедения как направление исследований позволяет раскрыть вклад отечественных ученых в развитие мирового и российского востоковедного источниковедения, в пополнение и изучение коллекций восточных рукописей и старопечатных изданий и в разработку новых теоретико-методологических подходов к переводу и интерпретации письменных памятников, характеризующих различные аспекты традиционных культур Азии.

Методология, применяемая в современном историко-историографическом исследовании наследия и современного состояния отечественных востоковедных школ, базируется на принципе взаимообусловленности синхронных и диахронных явлений культуры и взаимодополнительности исторических и социогуманитарных дисциплин, изучающих данное явление. В изучении истории отечественного востоковедения и, в частности, истории отечественных индологической и буддологической школ применяется комплексный подход, методы историко-генетического и сравнительно-исторического анализа, проблемно-тематического анализа источников, а также биографический метод, направленных на исследование вклада классиков отечественного востоковедения.

Выполняемые впервые монографические описания истории школ отечественного востоковедения и вклада классиков науки в развитие востоковедного источниковедения способствуют восстановлению преемственности проблематики и исследовательского опыта классического востоковедения в современных условиях.

2) Направление «Рукописная и книжная культура Востока»

Актуальность направления. Основным источником для изучения культурного наследия народов Востока являются письменные памятники — рукописи и рукописные книги, обеспечившие сохранение и передачу богатого культурного наследия народов Востока. Рукописная культура дает возможность постичь и определить главные черты восточного менталитета, является опорой и мостом между материальной и духовной культурами. Только изучение этих памятников позволяет исследователю воссоздать картину жизни народов Востока в разные исторические эпохи, правильно понять и оценить вклад этих народов в сокровищницу мировой культуры. Поэтому выявление письменных памятников, их публикация и исследование являются важнейшей научной задачей. Восточная рукописная книга, с созданием которой связаны десятки языков и письменностей, стала проводником нескольких мировых религий, помогала утверждать каноны многих религиозно-этических систем, служила передаче различных идеологических доктрин древности и средневековья.

3) Направление «Традиционные религиозные и философские системы Востока»

Актуальность данного направления применительно к изучению религий и философских систем Южной Азии обусловлена значительностью вклада древней и средневековой Индии в мировую культуру и длительной традицией плодотворных культурных связей России и Индии. Российская индология, бурное развитие которой началось во второй половине XIX века, внесла весомый теоретический вклад в изучение классического философского письменного наследия Южной Азии, религиозно-идеологического процесса в данном регионе, а также в укрепление взаимопонимания между Россией и Индией. Развитие данного направления имеет целью источниковедческий анализ религиозно-философских письменных памятников, образующих духовный ствол истории индийской культуры и базу формирования национального менталитета народов Южной Азии.

Методология, разработанная классиками отечественного востоковедения и современными его представителями, базируется на историческом подходе к анализу явлений духовной культуры. Новизна данного направления состоит в том, что в отечественных исследованиях религиозных и философских систем Востока применяются современные методы, разработанные, в частности, учеными ИВР РАН, ― структурно-герменевтический и категориально-аксиологический методы в совокупности с классическими приемами изучения письменных памятников ― проблемно-тематическим текстологическим анализом, экспликацией понятийно-терминологического аппарата, что позволяет эффективно осуществлять введение в научный оборот, перевод и интерпретацию не изучавшихся прежде письменных памятников.

II. Наиболее перспективные (коллективные либо индивидуальные) темы, разрабатываемые в рамках направлений:

1) В рамках направления «Исследование истории российского востоковедения» продолжается коллективная тема «История санкт-петербургской буддологической школы (1900-е―2000-е гг.)». Руководитель ― д. и. н. М. И. Воробьева-Десятовская.

Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к теоретическому наследию и текущим результатам деятельности отечественной научной школы, созданной в 1900-х гг. акад. С. Ф. Ольденбургом и Ф. И. Щербатским. Вклад санкт-петербургской буддологической школы в изучение письменных памятников северной (санскритской) буддийской традиции, получивших распространение в переводах на китайский, тибетский, уйгурский и другие языки на Дальнем Востоке и в Центральной Азии, исследуется многими современными учеными. Проект репринтной публикации комплектов основанной С. Ф. Ольденбургом научно-издательской серии РАН “Bibliotheca Buddhica” за 1897―1932 гг. осуществляется индийским издательством «Матилал Банарсидас» с 1997 г. Однако до сих пор не предпринималось монографического описания деятельности отечественной научной школы за истекшее столетие с точки зрения ее функционирования, классических теоретических подходов и новых методов, объективно опережающих зарубежные палеографические подходы к изучению буддийских рукописей и методы интерпретации канонических и постканонических религиозно-философских источников. Коллективное исследование направлено на восполнение данного пробела и пропаганду достижений отечественного буддологического источниковедения. В ходе исследования будет осуществлена публикация материалов и документов, хранящихся в Архиве востоковедов ИВР РАН и СПб Филиале Архива РАН по деятельности основоположников школы, их учеников и последователей. Ожидаемые результаты коллективного исследования планируется оформить в виде итоговой монографии.

Методология и краткое обоснование теоретической новизны. Впервые в данном коллективном исследовании история буддологических исследований изучается с применением интегративного историко-культурного подхода и комплекса методов (историко-генетического, сравнительно-исторического, проблемно-тематического) в целях экспликации исторической динамики методологических принципов и теоретических подходов, источниковой базы исследований санкт-петербургской буддологической школы.

За 2011 г. получены следующие результаты: проведен источниковедческий и историко-историографический анализ деятельности ученых санкт-петербургской буддологической школы в 1930‑х гг.; обследованы персональные архивы ученых-буддологов М. И. Тубянского и Е. Е. Обермиллера, хранящиеся в Архиве востоковедов ИВР РАН; подготовлены к публикации не издававшиеся ранее научные труды М. И. Тубянского; написан раздел итоговой монографии —«Направления деятельности санкт-петербургской (ленинградской) буддологической школы в 1930‑х гг.» (объем — 3 а. л.), в котором впервые комплексно представлены теоретические подходы, методы и основные результаты исследований буддийского письменного наследия Южной и Центральной Азии, проводившиеся представителями школы в указанный период.

В перспективе восстановления линии преемственности санкт-петербургской буддологической школы проанализирована позиция И.П. Минаева как историка религии. Выявлено, что в ходе занятий письменными памятниками ведийской эпохи ученый применял исторический подход к анализу религиозных систем, в полной мере реализованный им впоследствии в исследовании письменных памятников буддизма.

Ожидаемые в 2012 г. результаты работы по теме: планируется провести историко-историографический и источниковедческий анализ двух этапов возрождения санкт-петербургской буддологической школы — возобновления изучения буддийского рукописного наследия в 1950-х гг. и исследования истории буддийской философской мысли в 1980-х―2000-х гг. и написать соответствующие разделы итоговой монографии, в которых будет представлен вклад современных представителей школы в развитие отечественного и мирового буддологического источниковедения.

2) В рамках направления «Рукописная и книжная культура Востока»

·       начата индивидуальная тема «Письменные памятники школы веданта в индийском фонде ИВР РАН». Исполнитель ― д. филос. н. Бурмистров С. Л.

Актуальность исследования. Актуальность темы обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, все рукописные памятники, которые предполагается палеографически атрибутировать, перевести с санскрита и исследовать в аспекте философской терминологии, будут введены в научный оборот впервые. Во-вторых, в аспекте содержание памятников, а именно базовых идей веданты, актуальность темы обусловлена главенствующей ролью индуистской традиции веданта в полемике шиваитских школ с буддизмом в IXX вв. и ее историко-культурным значением в формировании современного индийского мировоззренческого дискурса.

Принципиальная новизна исследования. Исследование санскритских рукописей индуистской религиозно-философской школы веданта из индийского фонда ИВР РАН позволит составить их аннотированный каталог и ввести в научный оборот ряд текстов, до сих пор не изученных и не опубликованных. В частности, до сих пор не исследовались религиозные гимны (stotra), авторство которых традиция приписывает Шанкаре. Новаторство исследуемой темы состоит также и в изучении ведантистской гимнографии, которая ранее не исследовалась.

Методология исследования. 1. Палеографический и текстологический анализ. Исследование палеографических особенностей рукописей (материал, характер почерка и т. п.) и специфических черт языка, на котором они написаны, позволит с достаточной степенью точности датировать рукопись и установить место ее написания. 2. Историко-философский анализ. Исследование идей, изложенных в рассматриваемых текстах, и образов, используемых их авторами, позволит выявить значение этих текстов для эволюции философии веданты.

Основные научные результаты, полученные по теме. К настоящему моменту проведено первичное обследование Индийского фонда, выделен релевантный круг источников, завершена транслитерация приписываемого Шанкаре трактата «Āptavajraśūcī-upanişad» и ведется работа над его переводом.

Ожидаемые результаты дальнейшего исследования и их значение. Составление специализированного аннотированного каталога санскритских рукописей школы веданта из Индийского фонда ИВР РАН позволит определить основной круг письменных памятников ведантистской традиции из коллекции ИВР РАН.

·       продолжается тема «Введение в научный оборот неатрибутированной аваданы из ЦА фонда ИВР РАН». Руководитель ― д. и. н. М. И. Воробьева-Десятовская.

Актуальность исследования. Впервые факсимиле, транслитерация и перевод рукописи, озаглавленной как «Авадана о ганди»,  были опубликованы во втором выпуске «Памятников индийской письменности из Центральной Азии». В предисловии к изданию упоминается о том, что С. Ф. Ольденбург, просмотрев рукопись, на бумаге, служившей оберткой для манускрипта, написал: «авадана или джатака о ганди». Г. Шопен в своей  работе «Figments and fragments of Mahāyāna Buddhism in India: more collected papers» (2005) атрибутирует манускрипт из коллекции Н. Ф. Петровского как ‘Аджитасена-вьякарана-нирдеша-нама-махаяна-сутра  (далее ― Аджитасена-вьякарана), относящаяся к раннемахаянским текстам. Японский буддолог Ф. Еномото вторит ему. Однако, однозначно атрибутировать текст как сутру или же как авадану пока не проставляется возможным; решить данную проблему и предполагается в рамках данного исследования.

Новизна данного исследования заключается во впервые предоставляемой возможности сравнительного анализа хотанской рукописи Аджитасена-вьякараны из коллекции Н. Ф. Петровского (которая сохранилась лишь частично) и полной версии этого текста, найденной в Гилгите в 1931 г., что позволит, во-первых, выявить степень утраты текста в хотанской версии, а, во-вторых, (и это главное) впервые будет представлен комментированный перевод обоих текстов, развернутый комментарий и реконструкция системы представлений, отраженных в тексте Аджитасена-вьякараны.

Методология исследования. 1. Палеографический и текстологический анализ. Исследование палеографических особенностей рукописей (материал, характер почерка и т. п.) и специфических черт языка, на котором они написаны, позволит с достаточной степенью точности датировать рукопись и установить место ее написания. 2. Историко-философский анализ. Исследование идей, изложенных в рассматриваемых текстах, и образов, используемых их авторами, позволит выявить значение этих текстов для эволюции философии веданты.

Основные научные результаты, полученные по теме. Осуществлено палеографическое  описание рукописи, перевод текста, экспликация терминологии.

Ожидаемые результаты дальнейшего исследования и их значение. Экспликация ключевых моментов в истории развития традиционных идеологий изучаемого региона.

·       продолжается тема «Исследование коллекции Н. П. Лихачева «Письма Голландской Ост-Индской Компании» в собрании рукописей ИВР РАН». Исполнитель ― м. н. с., б/с И. Р. Каткова.

Актуальность исследования писем из коллекции Лихачева обусловлена чрезвычайно малым количеством дошедших до наших дней малайских документов XVIIXVIII вв. На основе российской коллекции писем на малайском (джави, пегон), голландском, португальском и китайском языках из различных государств Малайского архипелага и образцов печатей возможно комплексное исследование дипломатической переписки указанного периода и принципов построения внешнеполитического взаимодействия Голландии с указанными государствами.

3) В рамках направления «Традиционные религиозные и философские системы Востока»

·       продолжается индивидуальная тема «Доктринальные основы религиозно-философской системы кашмирского шиваизма». Исполнитель ― к. ф. н. Иванов В. П.

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования письменных памятников кашмирского шиваизма обусловлена важной ролью этого направления в религиозно-идеологическом процессе, протекавшем в Индии в период средневековья. Кашмир являлся тем историко-культурным центром, в котором развернулась ожесточенная полемика буддийских и индуистских религиозно-философских школ. Опубликованные шиваитские трактаты авторства Раджанакарамы, Абхинавагупты и неопубликованные, хранящиеся в индийском фонде ИВР РАН, позволяют реконструировать те концепции религиозной практики, которые противопоставлялись буддизму со стороны шиваитских школ Кашмира.

Принципиальная новизна. Применяемый метод терминологического эксплицирования позволит создать принципиально новый, перспективный базис для передачи содержания традиции средствами русского языка, что даст возможность осуществления новых, перспективных исследований в данной области знания.

Методология исследования. В рамках проводимых исследований с применением аналитического, исторического, компаративистского и др. методов исследуются базовые тексты традиции, содержащие важнейшие мировоззренческие установки.

Основные научные результаты по теме. В отчетном году завершено проблемно-тематическое и лексикографическое исследование онто-когнитивных констант (таттв) школы кашмирского шиваизма. Осуществлен анализ лингво-философских оснований индуистской тантры, исследована религиозно-праксиологическая компонента системы.

Ожидаемые результаты дальнейшего исследования и их значение. Монографическое исследование теоретических основ религиозной практики индуизма на материале письменных памятников имеет также и научно-практическое значение для расширения диалога культур России и Индии, развернутого на базе Санкт-Петербургской ассоциации международного сотрудничества и Общества культурных связей с Индией.

·       продолжается коллективная тема «Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша) Васубандху (IVV вв.) в исследованиях 1910-х―2000‑х гг.». Руководитель — д. филос. н. Е. П. Островская.

Актуальность исследования обусловлена научной значимостью трактата Васубандху как фундаментального источника по истории буддийской философской мысли в древней и раннесредневековой Индии и приоритетной ролью отечественных исследователей, инициировавших в 1910-х гг. международный проект изучения «Абхидхармакоши» на базе основанной акад. С. Ф. Ольденбургом научно-издательской серии РАН “Bibliotheca Buddhica”. За истекшее столетие отечественными и зарубежными учеными внесен значительный вклад в исследование указанного источника. Однако до сих пор не предпринимался полномасштабный анализ историографии изучения «Абхидхармакоши» и не осуществлялось систематическое источниковедческое описание основных философских концепций, зафиксированных в данном источнике и получивших распространение в Китае, Тибете и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Коллективное исследование направлено на восполнение этого пробела и пропаганду достижений отечественного буддологического источниковедения в области изучения истории буддийской философской мысли. В ходе исследования будут подготовлены к публикации материалы и документы по международному проекту исследования «Абхидхармакоши» за период 1910-х―1930-х гг., хранящихся в Архиве востоковедов ИВР РАН и СПб Филиала Архива РАН. Ожидаемые результаты коллективного исследования планируется оформить в виде итоговой монографии.

Основные научные результаты по теме: проведен историко-историографический анализ исследований «Энциклопедии буддийской канонической философии» (Абхидхармакоши) Васубандху, осуществлявшихся отечественными и зарубежными учеными в 1930-х―1950-х гг. на основе тибетской и китайских версий трактата. Написан соответствующий раздел итоговой монографии, раскрывающий теоретические подходы и методы перевода и интерпретации источника и содержащихся в нем философских концепций. (объем — 2,5 а.л.); подготовлен к публикации хранящейся в Архиве востоковедов ИВР РАН перевод извлечений из «Абхидхармакоши», впервые выполненный с тибетской версии на европейский (русский) язык (Р. 1. Оп. 1, ед.хр. 220).

Проанализирована роль японского буддолога У. Огихары в проекте академика Ф. И. Щербатского: на основе санскритского оригинала комментария Яшомитры к Абхидхармакоше и китайского перевода трактата установить санскритско-китайское терминологические соответствия.

Ожидаемые результаты дальнейшего исследования и их значение: планируется провести историко-историографический и источниковедческий анализ текстологических исследований обнаруженного в 1935 г. санскритского оригинала «Абхидхармакоши»; проанализровать и описать теоретические подходы и методы его жанровой квалификации, перевода и интерпретации, разработанные в 1980-х―2000‑х гг. российскими, японскими и австрийскими учеными; изложить базовые философские концепции буддизма, впервые вскрытые учеными-буддологами ИВР РАН на материале санскритского оригинала источника и широкого круга комментаторской литературы в 1990-х―2000-х гг. Эти результаты коллективного исследования позволят в научно доказательной форме представить приоритеты отечественного буддологического источниковедения в области исследования истории буддийской философской мысли.

III. Список публикаций:

1) Монографии:

Воробьева-Десятовская М. И. Великие открытия русских ученых в Центральной Азии. СПб.: Издательство А. Голода. 2011. 248 с.

Монография М. И. Воробьевой-Десятовской посвящена истории изучения Центральной Азии ― о постепенном заполнении белых пятен на географической карте этого региона, открытии забытых культур, процветавших на территории Центральной Азии в I тыс. н.э., а также о геополитическом соперничестве России и Великобритании ― двух империй, боровшихся друг с другом за влияние на судьбы центральноазиатских стран. Особое внимание в монографии уделено экспедициям отечественных исследователей Н. М. Пржевальского, В. И. Роборовского, П. К. Козлова, которые внесли величайший вклад в изучение Центральной Азии и навсегда закрепили приоритет российской науки в этой области гуманитарного знания. В монографии представлены раритетные материалы, иллюстрирующие деятельность отечественных исследователей центральноазиатского региона.

2) Статьи, тезисы:

·       в реферируемых журналах, входящих в список ВАК

Бурмистров С. Л. Антропология американского прагматизма // Человек, 2011, № 4. C. 104―115. ― 1 п. л.

Бурмистров С. Л. Эстетика неоведантизма и принцип dhvani // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2011, т. 12, вып. 1. C. 16―22. ― 0,5 п. л.

Воробьева-Десятовская М. И. Мечников Л. И. и русская цивилизация XIX века // Вестник  русской христианской гуманитарной академии, 2011, т. 12, вып. 1. C. 23―28.

Островская Е. П. Из истории петербургской буддологической школы: Институт буддийской культуры (1928―1930) // Вестник РХГА. 2011. Т. 12. № 3. С. 22―31.

Ермакова Т. В. Вклад монголоведа А. М. Позднеева в исследование буддийской культуры // Вестник русской христианской гуманитарной академии, 2011, т. 12, вып. 1. C. 41―52.

Шомахмадов С. Х. Космография Южной Азии в письменных памятниках вишнуитской и буддийской традиций // Вестник русской христианской гуманитарной академии, 2011, т. 12, вып. 1. C. 179―189.

·       в прочих периодических изданиях, изданных в России

Бурмистров С. Л. Понятие мистицизма в историографии индийской философии // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга: Доклады, статьи, публикации документов / Сост. М. И. Воробьева-Десятовская и Е. П. Островская. СПб.: Институт восточных рукописей РАН, 2011. C. 91―107. ― 1,2 п. л.

Бурмистров С. Л. Индийская эстетика в ХХ веке: расставание с ведантой // Диалог философских культур: Россия ― Восток ― Запад. Материалы межвузовской конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2011. C. 131―136. ― 0,5 п. л.

Бурмистров С. Л. Девиация и дискриминация как факторы культуры // Культура мира на современном этапе: Материалы Республиканской научно-практической конференции (Уфа, 28 апреля 2011 г.). Уфа: Вагант, 2011. C. 101―107. ― 0,5 п. л.

Бурмистров С. Л. «Социальное отклонение»: что кроется за словом? // Традиция. Духовность. Правопорядок: материалы шестой всероссийской научной конференции (20―21 мая 2011 года). Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2011. C. 5455. ― 0,2 п. л.

Воробьева-Десятовская М. И., Островская Е П. Востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Составители М. И. Воробьева-Десятовская, Е. П. Островская. Редактор Т. В. Ермакова. СПб., 2011. С. 712.

Воробьева-Десятовская М. И. Космос и развитие буддийской философии // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Составители М. И. Воробьева-Десятовская, Е. П. Островская. Редактор Т. В. Ермакова. СПб., 2011. С. 108113.

Воробьева-Десятовская М. И. Буддийские рукописные раритеты из Центральной Азии (1900—1910 гг.) // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Составители М. И. Воробьева-Десятовская, Е. П. Островская. Редактор Т. В. Ермакова. СПб., 2011. С. 240―250.

Воробьева-Десятовская М. И., Шомахмадов С. Х. Проблема исследования неатрибутированной аваданы из коллекции ИВР РАН // Письменные памятники Востока №2 (13) осень — зима 2010. С. 6472. (не вошел в отчет 2010 г.)

Воробьева-Десятовская М. И., Шомахмадов С. Х. Хотанская версия Аджитасена-вьякарана-нирдеша-нама-махаяна-сутры из коллекции ИВР РАН // Письменные памятники Востока №1(14) весна ― лето 2011. С. 26―41.

Воробьева-Десятовская М. И. Материалы Н. Ф. Петровского в ИВР РАН // Письменные памятники Востока №1(14) весна ― лето 2011. С. 184―196.

Воробьева-Десятовская М. И., Островская Е. П. Четвертые Востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга // Письменные памятники Востока №1(14) весна ― лето 2011. С. 284285.

Ермакова Т. В. История формирования и особенности состава личных фондов российских буддологов в Архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН // Память мира: историко-документальное наследие  буддизма. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2526 ноября 2010 г. М., 2011. С. 302308.

Ермакова Т. В. О. О. Розенберг о диалоге культур Европы и Азии // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Составители М. И. Воробьева-Десятовская, Е. П. Островская. Редактор Т. В. Ермакова. СПб., 2011. С. 1426.

Ермакова Т. В. Концептуальные идеи в трудах А. И. Вострикова, Е. Е. Обермиллера, М. И. Тубянского // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Составители М. И. Воробьева-Десятовская, Е. П. Островская. Редактор Т. В. Ермакова. СПб., 2011. С. 2737.

Ермакова Т. В. Документы по деятельности акад. Ф. И. Щербатского 1920-х — начала 1930-х гг. // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Составители М. И. Воробьева-Десятовская, Е. П. Островская. Редактор Т. В. Ермакова. СПб., 2011. С. 200214.

Ермакова Т. В. Институт буддийской культуры АН СССР (1928—1930 гг.) // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Составители М. И. Воробьева-Десятовская, Е. П. Островская. Редактор Т. В. Ермакова. СПб., 2011. С. 251260.

Иванов В. П. Классификация определений предложения Пуньяраджи во второй книге «Вакьяпадии» Бхартрихари». Шабдапракаша // Зографский сборник. Вып. 1. СПб, 2011. С. 157174.

Иванов В. П. XXXI Зографские чтения: Проблемы интерпретации традиционного индийского текста (Санкт-Петербург, 17―19 мая 2010 г.) // Письменные памятники Востока №2(13) осень ― зима 2010. С. 303305 (не вошло в отчет 2010 г.).

Островская Е. П. Евгений Алексеевич Торчинов // Письменные памятники Востока. 2010. Вып. 2(13).  С. 172―173. (Объем 0,137 а.л.; не учтено в отчете 2010 г.).

Островская Е. П. История формирования и особенности состава буддийской части Индийского фонда Института восточных рукописей РАН // Память мира: историко-документальное наследие  буддизма. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2526 ноября 2010 г. М., 2011. С. 220227.

Островская Е. П. Ленинградская буддология в начале 1930-х годов // Письменные памятники Востока №2(13) осень ― зима 2010. С. 231246. (не вошло в отчет 2010 г.).

Островская Е. П. Воробьев-Десятовский В. С. // Письменные памятники Востока №1(14) весна ― лето 2011. С. 260262.

Островская Е. П. Пролегомены к «Абхидхармакоше»: теоретический вклад О. О. Розенберга // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Составители М. И. Воробьева-Десятовская, Е. П. Островская. Редактор Т. В. Ермакова. СПб., 2011. С. 5669.

Островская Е. П. Комплексное исследование «Абхидхармакоши»: религиозные идеологемы и категории культуры // IV Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир». Сборник материалов конференции. 3 августа 2011 г. СПб.: Нестор-История, 2011.  С. 177―191.

Шомахмадов С. Х. Об одной неатрибутированной рукописи из коллекции ИВР РАН // Память мира: историко-документальное наследие  буддизма. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2526 ноября 2010 г. М., 2011. С. 188195.

Шомахмадов С. Х. Некоторые наблюдения над текстом неатрибутированной аваданы из коллекции Н. Ф. Петровского // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Составители М. И. Воробьева-Десятовская, Е. П. Островская. Редактор Т. В. Ермакова. СПб., 2011. С. 8286.

·       в зарубежных изданиях

Воробьева-Десятовская М. И. ― К 50-летию Института восточной философии в Токио (на яп. яз.) // The Journal of Oriental Studies. Tokyo. 2011. Vol. 50. No.2. P. 72―75.

Каткова ИР.  ― Notes on Sufisn on Malay Archipelago: Tariqah Sammaniyah // Journal of Amin Research Cultural Center No 1, 2011. Institute of Islamic Thought and Civilization, Kuala-Lumpur. P. 107―149.

Каткова ИР. ― The Cultural Crossroads: St.Petersburg, Batavia, Amsterdam // IIAS Newsletters 56, Autumn 2011, Leiden. P. 5.

Каткова ИР. ― Islamic Manuscripts of Western Java // The VIIth Islamic Manuscript Conference. Islamic Manuscripts in South and Southeast Asia. 12-14 July 2011 at Magdalene College, University of Cambridge. P. 56―57.

3) показатели РИНЦ (количество публикаций, индекс цитирования)

всего публикаций ― 11.

IV. Список докладов

Бурмистров С. Л. VI Всероссийская научная конференция «Традиция. Духовность. Правопорядок». Тюмень, Тюменский юридический институт МВД России, 20―21 мая 2011 года. Доклад «‘Социальное отклонение’: что кроется за словом?».

Бурмистров С. Л. Республиканская научно-практическая конференция «Культура мира на современном этапе». Уфа, 28 апреля 2011 года. Доклад «Девиация и дискриминация как факторы культуры». Институт гуманитарных исследований АН РБ.

Бурмистров С. Л. Международная научно-практическая конференция «Культурология в контексте гуманитарного знания», Курск, Курский государственный университет, 6―7 октября 2011 года. Доклад «Человек и культура в классической веданте и неоведантизме».

Бурмистров С. Л. Международная научно-практическая конференция «Роль религии в современном обществе: опыт, проблемы, перспективы», Петропавловск, Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева, 28―29 октября 2011 года. Доклад «Сурендранатх Дасгупта и философия йоги».

Бурмистров С. Л. V всероссийские востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга, Санкт-Петербург, ИВР РАН, 14―15 ноября, 2011 года. Доклад «Дхарма и science fiction: буддийские идеи в научной фантастике».

Бурмистров С. Л. XXVIII Всероссийская конференция Научного центра философской компаративистики и социогуманитарных исследований «Ценностные миры в современной философии: компаративный горизонт», Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 18 ноября 2011 года. Доклад «Стигма и дестигматизация: аксиологический аспект».

Воробьева-Десятовская М. И. Ежегодная научная сессия  ИВР РАН 2010 г. «Изучение письменного наследия народов Востока как основа классического востоковедения» (статус: городской). 29 ноября ― 1 декабря 2010 г. Санкт-Петербург, ИВР РАН. Пленарный доклад «В. В. Григорьев — географ, историк» (не вошло в отчет 2010 г.).

Воробьева-Десятовская М. И. Открытое заседание Сектора Южной Азии Отдела Центральной и Южной Азии, посвященное памяти доктора философских наук, профессора, ведущего научного сотрудника ИВР РАН Валерия Исаевича Рудого (06.02.1940―29.08.2009) (статус: городской). 09 февраля 2011 г. Санкт-Петербург, ИВР РАН. Доклад «Памяти Валерия Исаевича Рудого».

Воробьева-Десятовская М. И. III Всероссийские Культурологические чтения памяти Л. И. Мечникова. 27 мая 2011 г. Санкт-Петербург. РХГА. Пленарный доклад «Академик В. П. Васильев об истории буддийской философии (тексты на тибетском и китайском языках)».

Воробьева-Десятовская М. И. V всероссийские востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга, Санкт-Петербург, ИВР РАН, 14―15 ноября, 2011 года. Доклад «О. О. Розенберг, санкт-петербургская буддологическая школа и современный японский буддизм».

Ермакова Т. В. Ежегодная научная сессия  ИВР РАН 2010 «Изучение письменного наследия народов Востока как основа классического востоковедения» (статус: городской). 29 ноября ― 1 декабря 2010 г. Санкт-Петербург, ИВР РАН. Доклад «Дискуссия о бурято-монгольских дацанах 1932 г. (по материалам Архива востоковедов ИВР РАН)» (не вошло в отчет 2010 г.).

Ермакова Т. В. III Всероссийские Культурологические чтения памяти Л. И. Мечникова. 27 мая 2011 г. Санкт-Петербург. РХГА. Доклад «У. Огихара ― японский буддист-буддолог».

Ермакова Т. В. Российско-Казахстанская (международная) научная конференция «Палласовские чтения». Г. Палласовка (Волгоградская обл.). 9―10 сентября 2011 г. Доклад «П. С. Паллас как этнограф».

Ермакова Т. В. V всероссийские востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга, Санкт-Петербург, ИВР РАН, 14―15 ноября, 2011 года. Доклад «Роль У. Огихары в проектах санкт-петербургской буддологической школы».

Иванов В. П. Ежегодная научная сессия ИВР РАН 2010 «Изучение письменного наследия народов Востока как основа классического востоковедения» (статус: городской). 29 ноября ― 1 декабря 2010 г. Санкт-Петербург, ИВР РАН. Доклад «Прана в практиках индийских недвойственных тантр» (не вошло в отчет 2010 г.).

Иванов В. П. Заседание Совета молодых ученых ИВР РАН, 04 мая 2011 г. Санкт-Петербург, ИВР РАН (статус: институтский). Доклад «Жанр в древней санскритской литературе».

Каткова И. Р. Ежегодная научная сессия ИВР РАН 2010 «Изучение письменного наследия народов Востока как основа классического востоковедения» (статус: городской). 29 ноября ― 1 декабря 2010 г. Санкт-Петербург, ИВР РАН. Доклад «Малайские письма из коллекции Н. П. Лихачева в собрании ИВР РАН» (не вошло в отчет 2010 г.).

Каткова И. Р. 12―14 июля 2011 ― Кэмбридж, Великобритания. The Seventh Islamic Manuscripts Association Conference.  Manuscripts of South and Southeast Asia.  Доклад: “Islamic Manuscripts of Western Java”.

Каткова И. Р. 28―30 ноября 2011 ― Джакарта, Индонезия ― Университет «Индонезия». Конференция «Малайские рукописи в России», доклад : “Malay Manuscripts in the collection of St.Petersburg Institute of Oriental Manuscripts”.

Каткова И. Р. 23-24 сентября 2011 Бахчисарай, Крым, Украина. Конференция Фонда Марджани: «Исламский текст и арабская графическая традиция», доклад ― Малайская арабографическая традиция».

Островская Е. П. Ежегодная научная сессия  ИВР РАН 2010 «Изучение письменного наследия народов Востока как основа классического востоковедения» (статус: городской). 29 ноября ― 1 декабря 2010 г. Санкт-Петербург, ИВР РАН. Доклад «Понятие «абхидхарма» в интерпретации Васубандху (IV―V вв.)» (не вошло в отчет 2010 г.).

Островская Е. П. III Всероссийские Культурологические чтения памяти Л. И. Мечникова. 27 мая 2011 г. Санкт-Петербург. РХГА. Пленарный доклад «Буддийская культура Индии в свете учения Л. И. Мечникова о речных цивилизациях».

Островская Е. П. V всероссийские востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга, Санкт-Петербург, ИВР РАН, 14―15 ноября, 2011 года. Доклад «М. И. Тубянский (1893—1937) как представитель санкт-петербургской буддологической школы».

Шомахмадов С. Х. Ежегодная научная сессия  ИВР РАН 2010 «Изучение письменного наследия народов Востока как основа классического востоковедения» (статус: городской). 29 ноября ― 1 декабря 2010 г. Санкт-Петербург, ИВР РАН. Доклад «История изучения Аджитасена-вьякараны» (не вошло в отчет 2010 г.).

Шомахмадов С. Х. XXXII Зографские чтения «Проблема интерпретации традиционного индийского текста» (статус: всероссийский). 2325 мая 2011 г. ИВР РАН ― СПбГУ ― МАЭ РАН. Доклад «Интерпретация символов ‘ом’ и ‘сиддхам’ в мангала-шлоках санскритских рукописей».

Шомахмадов С. Х. III Всероссийские Культурологические чтения памяти Л. И. Мечникова. 27 мая 2011 г. Санкт-Петербург. РХГА. Доклад «Благопожелательные символы в санскритских буддийских рукописях из Центральной Азии».

Шомахмадов С. Х. Седьмая международная востоковедная конференция (Торчиновские чтения) «Метаморфозы». 2225 июня 2011 г. Санкт-Петербург, СПбГУ. Доклад «Представления об Индии в Европе и на Руси в средние века».

Шомахмадов С. Х. V всероссийские востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга, Санкт-Петербург, ИВР РАН, 14―15 ноября, 2011 года. Доклад «Фрагменты Алмазной сутры из Дуньхуанского фонда ИВР РАН: описание, датировка, предварительные замечания».

Шомахмадов С. Х. Заседание Совета молодых ученых ИВР РАН, 04 мая 2011 г. Санкт-Петербург, ИВР РАН (статус: институтский). Доклад «Проблемы жанровой атрибуции буддийской нарративной литературы (на примере хотанской рукописи «Авадана о ганди» из коллекции ИРВ РАН)».

Всего докладов: 29

международных: 6

всероссийских: 13

городских: 8

институтских: 2

V. Участие в инициативных проектах (РГНФ, РФФИ, международные фонды)

1. Коллективный  продолжающийся проект, поддержанный РГНФ (10-01-00252а, 2010―2012), «История изучения буддизма в материалах и документах 1900―1920-х гг. Архива востоковедов Института восточных рукописей РАН». Руководитель — д.и.н. М. И. Воробьева-Десятовская. Проведена государственная регистрация темы проекта в ЦИТИС. Регистрационный номер НИОКР 01201172784.

VI. Участие в работе международных научных обществ и организаций, ученых и экспертных советов и т. д.

Каткова И. Р. Член Ассоциации исламских рукописей (The Islamic Manuscript Association, Cambridge University UK) с 2006 (эксперт по малайским исламским рукопиcям).

Каткова ИР. Член Ассоциации изучения Юго-Восточной Азии в Великобритании (Association of South-East Asian Studies in the United Kingdom ― ASEASUK) с 2009.

 Каткова И. Р. Экспертная деятельность в рамках двух проектов Британской библиотеки по оцифровке рукописей на Западной Суматре (Индонезия).

Каткова И. Р. Сотрудничество с Национальным Архивом Нидерландов (Гаага) по теме «Документы Голландской Ост-Индской Компании».

Воробьева-Десятовская М. И. Член экспертного Совета РГНФ по истории.

Островская Е. П. Член диссертационного совета Д 210.019.01 при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств.

Островская Е. П. Член ученого совета Русской христианской гуманитарной академии.

VII. Участие в работе редколлегий:

·       российских изданий

Воробьева-Десятовская М. И. (ППВ) ― член редколлегии;

Ермакова Т. В. (Вестник Русской христианской гуманитарной академии; входит в список ВАК) ― член редколлегии.

·       международных изданий

Воробьева-Десятовская МИ. Член редколлегии The Journal of Oriental Studies (Токио);

Воробьева-Десятовская М. И. Член редколлегии научно-издательской серии ‘Corpus Inscriptionum Iranicarum’ (Лондон).

IX. Преподавательская деятельность в ВУЗах, руководство аспирантами

Бурмистров С. Л. СПбГУ ― курсы «Современная зарубежная философия», «История философии XX века», «История американской философии»; СПбГУКИ ― курсы «История мировой культуры», «История культуры Индии».

Ермакова Т. В. ― Зам. зав. кафедрой языков и культур Востока по учебной работе Русской христианской гуманитарной академии.

Островская Е. П. ― Зав. кафедрой языков и культур Востока Русской христианской гуманитарной академии.

Островская Е. П. ― научное руководство кандидатским исследованием соискательницы Е. В. Столяровой по линии ИВР РАН.

Островская Е. П. ― в качестве профессора-совместителя кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств читала лекционные курсы «История культуры Индии», «Культура повседневности Южной Азии», «История религии».

Шомахмадов С. Х.СПбГУКИ ― курс «Культурные практики Востока».

Завсектором Южной Азии Отдела Центральной и Южной Азии
М. И. Воробьева-Десятовская

 

Последнее обновление ( 28.06.2012 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций8584
Монографий1403
Статей7111


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type