ЧЕТВЕРТЫЕ ДОРЖИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ «БУДДИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР» 3—10 августа 2010 года состоялись Четвертые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир». Конференция прошла в местах, исторически связанных с именем Хамбо-ламы Агвана Лобсана Доржиева (1854–1938): о. Ольхон (Иркутская область), пгт. Агинское и национальный парк «Алханай» (Агинский Бурятский округ Забайкальского края).
Организаторами конференции выступили Буддийская традиционная Сангха России, Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры Ая-Ганга», Институт восточных рукописей РАН и Администрация Агинского Бурятского округа Забайкальского края.
Конференция состоялась при участии Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского государственного университета, Музея-квартиры П. К. Козлова, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН и Агинского национального музея им. Г. Ц. Цыбикова.
В оргкомитет конференции вошли Б. Б. Бадмаев — гэбшэ, настоятель Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй»; Б. Б. Батоев — глава Иркутской общины Буддийской традиционной Сангхи России; Ю. В. Болтач — к. и. н., н. с. отд. Дальнего Востока Института восточных рукописей РАН (секретарь оргкомитета); А. О. Бороноев — д. и. н., проф., зав. каф. теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, президент СПб БОФ «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» (председатель оргкомитета); Ц. Л. Дондукбаев — Дид Хамбо лама Забайкальского края; Г. В. Калугина — начальник отд. по связям с общественностью Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью Администрации г. Иркутска; И. В. Кульганек — д. ф. н., с. н. с. отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН (научный руководитель конференции); С. Б. Мажиев — заместитель председателя Правительства Забайкальского края, руководитель Администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края; Ц. А. Самбуева — вице-президент СПб БОФ «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» (заместитель председателя оргкомитета); Е. Ю. Харькова — к. и. н., независимый исследователь.
Помощь в проведении конференции оказали также В. Л. Чимитдоржиев — ректор Духовного профессионального образовательного учреждения «Агинская Буддийская академия»; Б. Ц. Батомункин — председатель общественного клуба краеведов «Алтан жаса» («Золотая сокровищница»); Е. Ю. Голубев — главный специалист отд. по связям с общественностью Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью Администрации г. Иркутска; Б. Б. Дамбаева — заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; К. Н. Литвинова — директор Хужирского краеведческого музея им. Н. Н. Ревякина.
Стержневыми темами конференции стали проблемы, поднятые на Круглом столе, который прошел в Санкт-Петербурге в мае 2009 года в рамках Дней буддийской культуры, организованных Санкт-Петербургским благотворительным общественным фондом «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» и Религиозным объединением буддистов Дацан Гунзэчойнэй г. Санкт-Петербурга.
На конференции были рассмотрены вопросы, касающиеся жизненного пути и творческой деятельности Хамбо-ламы Агвана Лобсана Доржиева, исторической судьбы буддизма в России, взаимодействия буддизма, государства и общества в современном мире, модернизации и традиционализма буддизма в условиях процесса глобализации, буддизма как важного фактора общественной жизни стран Азии, проблем возрождения буддийской традиции в России, буддийской культуры, истории, источниковедения, языкознания и искусства, научных экспедиций в буддийские регионы, полевых исследований, вопросов хранения и изучения буддийского рукописного, книжного и архивного наследия.
В Четвертых Доржиевских чтениях приняли участие ученые, религиозные деятели, представители общественных организаций, работники образования и культуры, широкие слои интеллигенции из Санкт-Петербурга, Москвы, Читы, Иркутска, Улан-Удэ, Элисты, Екатеринбурга, Агинского, а также Улан-Батора (Монголия), Щецина (Польша) и Варанаси (Индия).
Открытие конференции состоялось на о. Ольхон. С приветственными словами к собравшимся обратились И. В. Кульганек, Б. Б. Бадмаев, Б. Б. Батоев, Е. Ю. Голубев, глава Хужирского Муниципального образования Л. В. Хабитуев и К. Н. Литвинова. На утреннем заседании были заслушаны доклады о социальных функциях обновленного буддизма в современной Бурятии (к. филос. н., с. н. с. отд. философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Д. Д. Амоголонова) и о документах к истории постройки буддийского храма в Санкт-Петербурге (методист научно-методического отд. Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов П. Н. Шумкова).
Дневное заседание было посвящено филологической (литературоведческой и лингвистической) проблематике. Прозвучали доклады о духовном наследии буддийской культуры в становлении бурятской литературы (д. ф. н., проф. Координационного центра развития бурятского языка и культуры Бурятского государственного университета Е. Е. Балданмаксарова), об эпитетах буддийской тематики в словаре Суматиратны (к. ф. н., с. н. с. сектора Центральной Азии отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН Н. С. Яхонтова), о сургале «Восемнадцать драгоценных правил» (асп. факультета религиоведения Бернского университета Н. В. Ямпольская), о буддизме в монгольских народных афоризмах (д. ф. н., с. н. с. сектора Центральной Азии отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН И. В. Кульганек), о роли и характере сновидений в буддийских жизнеописаниях (ст. преп. каф. монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета К. В. Алексеев), о буддийских монастырях и коллекциях письменных памятников в Кобдоском и Убсунурском аймаках Монголии (к. ф. н., доц., зав. отд. языкознания Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Э. У. Омакаева), о буддийских мотивах в монгольской поэзии (д.ф.н., зав. отд. литературоведения и фольклористики ИМБТ СО РАН Л. С. Дампилова), о Ламриме в монгольской литературной традиции (магистрант каф. монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета А. А. Сизова), о намтаре Намнанэ-ламы, написанном Агваном Доржиевым (к. и. н., н. с. Агинского дацана «Дэчен Лхундублинг» Д. Г. Чимитдоржин) и о переведенной Г. Ц. Цыбиковым буддийской притче «Добродетельный и Порочный» (к. б. н., с. н. с. службы главного хранителя Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов П. И. Крылов).
Вечернее заседание включало в себя доклады культурологического, этнографического и искусствоведческого содержания: о традиционной культуре в современном мегаполисе как маркере этничности (преп. каф. гуманитарно-социальных дисциплин Московского экономико-финансового института М. Г. Банаева), о фольклоре и религии в современной свадебной и календарной обрядности калмыков (д. ф. н., проф., директор Института калмыцкой филологии и востоковедения Калмыцкого государственного университета Е. Э. Хабунова; к. ф. н., доц., зав. отд. языкознания Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Э. У. Омакаева), о дарах Далай-ламы к 300-летию дома Романовых (зав. отд. спец. хранения Российского этнографического музея Е. И. Нератова), о проблемах искусствоведческого анализа объектов современного буддийского искусства (к. иск., зам. дек. факультета искусствоведения и культурологии Уральского государственного университета им. А. М. Горького В. В. Деменова), о буддийских культовых предметах в монгольских коллекциях МАЭ (ст. хран. фонда Зарубежной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Д. В. Иванов), об индийском буддизме в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (д. и. н., в. н. с. отд. этнографии Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН М. Ф. Альбедиль), о сотериологической функции сакральных практик чань/дзэн на примере сакральной живописи (асп. каф. философии, асс. каф. культурологии и дизайна Уральского государственного технического университета Н. А. Субангулова) и об озере Байкал в открытках начала XX в. из личного архива (уч. секр. сектора Центральной Азии отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН Т. Ю. Евдокимова).
Следующим местом проведения конференции был национальный парк «Алханай», представляющий собой уникальный природно-культовый комплекс, в который входят десятки святынь буддизма. По дороге на Алханай, в поселке Агинское Забайкальского края, участники конференции посетили Агинскую Буддийскую академию, встретились с представителями местной интеллигенции и приняли участие в круглом столе с представителями общественности поселка Агинское.
Работа конференции на Алханае была насыщенной и содержательной. Помимо заявленных в программе участников на заседаниях присутствовали ламы из Агинского и Иволгинского дацанов и местные краеведы. Большой интерес участников вызвали доклады о сравнительном анализе методологии традиционной тибето-бурятской медицины и современной европейской медицинской науки (ректор Агинской Буддийской академии В. Л. Чимитдоржиев); о роли буддийских монахов в глобализирующемся обществе (проф., руководитель Департамента классических санскритско-тибетских переводов Центрального университета тибетологии Лопсанг Норбу Шастри), о религиозно-культурной идентичности буддистов Бурятии (к. соц. н., доц. каф. культурологии и социокультурной антропологии Восточно-Сибирского государственного технологического университета Н. Ц. Хантургаева), об особенностях рецепции буддийских идей в российской культуре конца XIX — нач. XX вв. (к. филос. н., доц., проф. каф. социальной антропологии, философии и религиоведения Читинского государственного университета Т. В. Бернюкевич), о влиянии тибетского буддизма на современный бурятский шаманизм (к. и. н., адъюнкт каф. этнологии и культурной антропологии Щецинского университета В. А. Беляева), о двух документах о путешествии в Тибет I Пандито Хамбо ламы Д.-Д. Заяева, хранящихся в Архиве востоковедов ИВР РАН (к. и. н., н. с. отд. Дальнего Востока Института восточных рукописей РАН Ю. В. Болтач), об участии забайкальских казаков в центральноазиатских экспедициях XIX — нач. XX вв. (к. и. н., доц. каф. всеобщей истории Бурятского государственного университета О. Н. Полянская), о прошлом и настоящем иркутских дацанов (ст. преп. каф. дизайна факультета изобразительного искусства Иркутского государственного технического университета Е. В. Асалханова), о Хамбо-ламе Агване Доржиеве и его сподвижниках из Аги (к. г. н., ст. преп. Агинской Буддийской академии Ш.-Н. С. Дашидондоков), о религиозных терминах в бурятских летописных текстах (к. ф. н., доц., с. н. с. отд. языкознания Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Л. Б. Бадмаева), а также об особенностях национально-культурного движения в Санкт-Петербурге на примере деятельности СПб БОФ «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» (член СПб союза журналистов И. Н. Селиванова).
На заседании также выступили члены агинского общественного клуба краеведов «Алтан жаса». Председатель клуба Б. Ц. Батомункин сделал сообщения о символике агинских бурят и о возрождении уникальной агинской породы лошадей. Б. Ж. Бальжинимаев рассказал о начальном этапе истории хори-тумат, У. Ц. Оротова — об изготовлении бурятской юрты, Д. Ш. Эрдынеев — о XIX Пандито Хамбо ламе Жамбал Доржо Гомбоеве.
Оживленное обсуждение вызвали выступления представителей Агинского национального музея им. Г.Ц. Цыбикова: зам. дир. по административной части Г. Ц. Баирова «О современном состоянии буддизма в Агинском национальном округе» и зам. дир. по научно-просветительской работе Б. Б. Жамсаранова «Инвестиции в духовность».
В оргкомитет конференции было передано несколько обращений бурятской интеллигенции к жителям Забайкалья и руководству Забайкальского края о сохранении святыни Алханая. При подведении итогов конференции было принято решение опубликовать данные обращения в сборнике материалов конференции наряду с выступлениями членов общественного клуба краеведов «Алтан жаса».
На следующий день участники конференции предприняли восхождение на гору Алханай, а на обратном пути посетили готовившийся к торжественному открытию Читинский дацан «Дамба Брайбунлинг», где были приняты настоятелем Б. Б. Цымпиловым.
Официальное завершение конференции состоялось в Улан-Удэ, после чего некоторые участники продолжили путь в Монголию, где их ждали встречи с коллегами, работа в библиотеках, архивах и поездки по стране.
Четвертые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир» имели не только чисто научное значение, но и большой общественный резонанс. С каждым разом расширяется тематика конференции, возрастает количество ее участников, в число которых добавляются представители новых научных центров страны и зарубежья. Это говорит о неослабевающем интересе к личности видного бурятского буддиста и общественного деятеля Агвана Лобсана Доржиева, о важности для нашей страны тематики, связанной с буддизмом, об активной гражданской позиции представителей бурятского народа и главное — о высоком профессиональном уровне отечественных ученых, исследующих религию, философию, историю, литературу и искусство традиционных буддийских регионов России и мира.
И. В. Кульганек, д. ф. н., с. н. с. отд. Центральной и Южной Азии ИВР РАН (научный руководитель конференции)
Ю. В. Болтач, к. и. н., н. с. отд. Дальнего Востока ИВР РАН (секретарь оргкомитета) |