Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Заседание СМУ - 23 июня 2010 г. Версия для печати Отправить на E-mail
02.07.2010

23 июня 2010 г. состоялось первое заседание Совета молодых ученых ИВР РАН в рамках научного семинара «Текст в культурах Востока». Тема первого заседания — «Текст и проблемы датировки». На заседании выступили с сообщениями следующие молодые ученые и аспиранты ИВР РАН: к.ф.н. В.П.Иванов, к.ф.н. А.В.Зорин, М.A.Редина, Е.И.Серова, Д.А.Носов, А.Э.Терехов, к.и.н. С.Х.Шомахмадов.

Предлагаем Вашему вниманию тезисы выступлений.

В. П. ИВАНОВ. Проблема датировки ранних источников по индийской Тантре

Датировка древнеиндийских текстов всегда представляет большую сложность для исследователей. Представление о хронологии (в современном смысле) появилось в Индии достаточно поздно, и мифологическое переживание времени с успехом заменяло да и сейчас в традиционном сознании индийцев заменяет столь привычную для нас хронологическую перспективу.

Датировка ранних сочинений по индуистской Тантре может считаться самой трудной задачей. В отличие от текстов классических шастр, о времени создания которых с некоторым приближением можно судить по упоминанию автора (иногда мифического), по многочисленным кросс-текстуальным ссылкам (оппонированию тех или иных доктринальных аспектов системы авторами других традиций), ранние тантры представляют собой источники, возникавшие и имевшие хождения в «закрытой» среде практиков радикального эзотеризма, не участвующие в междисциплинарной полемике и не имеющие возводимого к некому историческому персонажу авторства. Как показывают современные исследования, возникновение жанра тантрической литературы связано, прежде всего, с усилением культа Шивы и шактистских божеств на территории Индии. Таким образом, формирование исторически зафиксированных культов этого божества может говорить о нижней границе формирования концептов, которые позднее были отражены в литературе тантр. По данным нумизматики антропоморфное изображение Шивы регулярно встречается на монетах кушанской эпохи (IV в.н.э.). (Текстологические упоминания неких аскетов Шива-бхагаватов встречаются и значительно раньше – у грамматиста Патанджали). Примерно к III-IV вв.н.э. можно говорить о сложившейся шиваитской традиции Пашупатов (их воззрения отражены в «Пашупата-сутрах»).

Значительную помощь для датировки тантрических произведений позднего времени, главным образом это относится к периодизации кашмирских источников, оказывает жанр исторических поэм-хроник (развивавшийся в Индии приблизительно с VII-VIII вв.) В связи с этим следует упомянуть, прежде всего, знаменитую «Раджатарангини» Кальханы (XII в.).  

А. В. ЗОРИН. К вопросу о датировке тибетских текстов

Тибетская литература и письменность с самого начала развивались под сильным влиянием индийской традиции. Как следствие, исследователь редко имеет дело с четко датированными рукописями и ксилографами. Хотя иногда в колофоне к тексту содержится информация о деталях создания памятника (имя писца, название монастыря, в котором был напечатан текст и т.п., в исключительных случаях — время создания рукописи или ксилографа), обычно исследователю приходится судить о дате его создания по косвенным признакам.

Примером может служить датировка рукописи Дх-178, хранящейся в коллекции ИВР РАН и включенной в состав коллекции тибетских свитков из Дуньхуана (VI — нач. XI вв.). Анализ содержания рукописи показал, что она не может относиться к текстам из Дуньхуана, поскольку в ней содержатся ритуальные тексты, посвященные Махакале, а первые переводы с санскрита на тибетский язык текстов, связанных с культом этого божества, появляются только с середины XI в. Более того, в двух текстах рукописи прямо говорится, что автором их был Пэл Гало — знаменитый йогин и переводчик XII в., занимавшийся распространением культа Махакалы в Тибете. Особенности орфографии рукописи определенно указывают на то, что она была создана до рубежа XIV — XV вв. В то же время с точки зрения палеографии рукопись напоминает некоторые тибетские тексты из Хара-Хото, хранящиеся в Лондоне. Поскольку вполне допустимо предположение, что рукопись была привезена в Санкт-Петербург П.К.Козловым в середине 1910-х гг., ее достаточно уверенно можно датировать концом XII — серединой XIII вв.

Следует отметить, что датировка самих сочинений (а не рукописей и ксилографов), если они были созданы тибетскими авторами, обычно не вызывает больших затруднений, поскольку история развития тибетских буддийских школ хронологизирована достаточно четко. Исключение составляют апокрифы, образующие особый и довольно большой слой тибетской литературы.

Е. И. СЕРОВА. Рукописный текст в персидской традиции и проблема его датировки

История персидской рукописной традиции насчитывает около двух тысячелетий, и почти одиннадцать веков этого периода относятся ко времени господства на территории Ирана религии ислам и связаны с таким явлением, как складывание на Ближнем Востоке феномена мусульманской культуры. Поэтому в этом докладе я постаралась осветить не столько особенности собственно иранской рукописной традиции, сколько специфику датирования рукописей мусульманского мира.

Существует несколько способов датировки того или иного источника на персидском или арабском языке. Прежде всего, это палеографический метод – метод анализа почерка, применяемого при создании источника, материалов, которые использовались при составлении: бумаги, чернил, способов сшивки. Важное значение при датировке и идентификации рукописного материала имеет система переплета. Арабская традиция переплетения рукописей в виде нескольких сшитых вместе тетрадей (курас) стала популярной и в персидской среде. Обычно число листов в тетради варьировалось от 8 до 12. Анализируя таким способом состав рукописи по курасам можно говорить о более поздних вставках, лакунах и более точно датировать материал источника. На основании анализа происхождения писчих материалов, например бумаги, на которой была переписана рукопись, можно говорить, хотя и несколько приблизительно, о времени ее создания. Если способы, перечисленные выше, не дают полную информацию, то следует прибегнуть к анализу текста источника. Пространство текста – это многоуровневое понятие, текст можно анализировать как с внешней стороны – рассматривая язык, стиль, способы выражения,  – так и с точки зрения его символики. Анализируя тот или иной символ, мы относим его появление к определенной эпохе, историческому периоду в жизни страны, что позволяет исследователю приблизиться к определению даты создания произведения.

М. A. РЕДИНА. Способы датировки клинописных текстов

В сообщении кратко рассматриваются способы датировки месопотамских клинописных текстов, написанных преимущественно на глиняных табличках.

Датировать такие документы можно как по их содержанию, так и по внешнему виду текста и его носителя.

Проще всего определить, к какому периоду относится текст, можно по датировочной формуле, которая обычно находится в конце документа. Если она отсутствует, то следует обратить внимание на характер клинописи, которая видоизменялась со временем (от пиктографических знаков до схематичного курсива), а также на форму таблички и расположение текста на ней (в ранние периоды распространены квадратные таблички с закругленными углами, тогда как в более позднее время они представляли собой, как правило, ровные прямоугольники). Также таблички из различных регионов могли сильно отличаться по внешнему виду, так что для наиболее точной датировки следует рассматривать все характеристики документов.

А. Э. ТЕРЕХОВ. Датировка древнекитайских текстов

Датировка той или иной древнекитайской книги чаще всего не вызывает особых затруднений. В большинстве рукописей и древних печатных изданий время их создания указываются в колофоне; при этом используется либо девиз правления, в годы которого была создана книга (что позволяет установить время её написания или издания с точностью до нескольких лет), либо непосредственно год (через его порядковый номер среди годов правления под определённым девизом или же с помощью циклических знаков).

Если же говорить о времени создания не конкретной рукописи или издании, а памятника вообще, то и здесь ситуация представляется относительно простой. В древнем Китае, начиная со второй половины I в. до н.э., регулярно (при каждой династии) проводилась опись содержимого императорской библиотеки, по результатам которой создавались библиографические каталоги, в которых указывались названия имеющихся книг с указанием их авторов и объёма (в свитках-цзюань или главах-пянь). Эта традиция позволяет проследить историю того или иного памятника – когда и кем он был создан, в какой период были утрачены отдельные его главы (или весь он целиком). Таким образом, вопрос датировки в большинстве случаев решается без особых трудностей; исключение составляют разного рода маргинальные произведения, по тем или иным причинам не попавшие в императорскую библиотеку.

Однако главной, пожалуй, проблемой в вопросе датировки древнекитайских памятников является существование так называемых поддельных сочинений. Авторитет древности вообще и отдельных исторических (и псевдоисторических) лиц в частности подталкивал некоторых древнекитайских авторов к тому, чтобы приписать собственные сочинения мудрецам прошлого и тем самым отнести время их создания к гораздо более ранней эпохе. При этом зачастую использовалось название памятника реально существовавшего, но давно утраченного; в этом случае в подделке могли быть использованы, помимо прочего, идеи, восходящие к оригинальному тексту, а порой даже и отдельные сохранившиеся его фрагменты. Однако бывало и так, что поддельные сочинения создавались «с чистого листа» и объявлялись созданными их мнимым автором втайне от его современников. Так или иначе, в результате эти тексты приобретали ореол сакральности и заставляли окружающих воспринимать их совершенно иначе, нежели произведения, написанные в недавнем прошлом («смягчённым» вариантом этого приёма можно считать традицию древнекитайского комментария, когда собственные мысли автора подавались как «развитие» идей мудрецов древности, уже заложенных в древних сочинениях).

Реальное время создания таких памятников определяется как исходя из их содержания (т.е. жизненных реалий и событий, упомянутых в нём), так и за счёт их формальных особенностей (грамматики, лексики и т.д.).

Д. А. НОСОВ. Способы датировки монгольских рукописных и ксилографических текстов

В сообщении шла речь о различных способах датировки монгольских рукописных текстов: по колофонам, по шрифту, по типу бумаги и по содержанию. Были приведены различные примеры датировки монгольских рукописных и ксилографических текстов.

Как исключению из правил особое внимание было уделено «Сокровенному сказанию монголов», которое достаточно точно датируется только по своему содержанию.

С. Х. ШОМАХМАДОВ. Проблема датировки рукописей из Центральноазиатского фонда ИВР РАН

В выступлении были кратко освещены основные проблемы, возникающие при определении датировки буддийских текстов на примере одной рукописи из коллекции Н. Ф. Петровского, найденной в Хотане.

Отсутствие каких-либо указаний на дату возникновения манускрипта, равно как и на автора текста, присуще индо-буддийской традиции, поэтому приблизительное установление датировки возможно как по характеру письма, так и по содержанию рукописи – идеям, нашедшим свое отражение в тексте манускрипта.

Шрифт рассматриваемой рукописи из коллекции Н.Ф.Петровского – уставный центральноазиатский брахми. Сюжет, представленный в тексте манускрипта, изобилует представлениями, характерными как для традиции стхавиравады («учения старейших», выдвигавшего на первый план идею индивидуального просветления), так и для махаяны с идеалом бодхисаттвы, просветленного существа, спасающего всех из оков сансары.

Принимая во внимание данные палеографии, анализ содержания текста и сопоставляя полученные данные с историей распространения буддизма на обширной территории, называвшейся ‘Сериндия’ (Центральная и Восточная Азия, Тибет, Монголия и северо-восточный Китай), возможно сделать вывод, что рассматриваемая рукопись из коллекции Н.Ф.Петровского может быть датирована V – VII вв. н.э.

Последнее обновление ( 02.10.2011 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095
c_miklukhomaklai_ii_1998(19.jpg
p_pps_93(30)_paikova_1990.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type