Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Обзор изданий на русском языке по монголоведению за 2006–2007 гг. Версия для печати Отправить на E-mail
15.02.2008
Обзор изданий на русском языке по монголоведению за 2006–2007 гг.



Судя по трудам материалов конференций, сборникам научных статей, вышедшим монографиям и публикациям, в российском монголоведении продолжают развиваться традиционные направления классической науки: история, литературоведение, лингвистика, историография, источниковедение, история науки.

Ниже мы предлагаем краткий обзор монографий и сборников трудов по монголоведению, вышедших на русском языке в 2006–2007 гг.

Сборники научных трудов:

1. IX Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, 8–12 августа 2006 г). Доклады российских ученых. Отв. ред. и сост. А.С.Железняков. М., 2006. – 366 с.

Сборник содержит статьи, представленные учеными российской делегацией на IX-м Международном конгрессе монголоведов, посвященном 800-летнему юбилею монгольской государственности. В сборнике 68 докладов, из них по истории, социологии и экономике – 32, по филологии, культуре и религии – 36.

Среди авторов – известные современные российские ученые-историки: Абаев Н.В., Гольман М.И., Грайворонский В.В., Железняков А.С., Кляшторный С.Г., Крадин Н.Н., Надиров Ш.Г., Рощин С.К., Скрынникова Т.Д., Яскина Г.С. и филологи – Биткеев П.Ц., Борджанова Т.Г, Пюрбеев Г.Ц., Рассадин В.И., Скородумова Л.Г., Цендина А.Д, Яцковская К.Н.

Диапазон тем широк. Доклады первой части сборника касаются генезиса монгольской государственности (Абаев Н.В., Кляшторный С.Г., Кузьмин С.Л., Скрынникова Т.Д., Тюхтенева С.), истории развития монголоведения (Валеев Р.М., Хохлов А.Н., Яцковская К.Н., Ермакова Т.В.), историко-социальных проблем общества (Гольман М.И., Грайворонский В.В., Кривошеев Ю.В., Митупов К. Б.-М., Надиров Ш.Г., Попков Ю.В., Тюгашев Е.А.), религии, законодательства, культуры (Рощин С.К., Сабиров Р.Т., Скородумова Л.Г., Юрченко А.Г., Яскина Г.С., Головачев В.Ц.). Филологами были подняты проблемы языковых связей (Афанасьева Э.В.,Гуриев Т.А., Рассадин В.И., Золтоева О.Ф.), фольклорных и литературных процессов (Бембеев Е.В., Борджанова Т.Г., Дампилова Л., Кульганек И.В., Надбитова И.С., Цендина А.Д., Хабунова Е.Э.), истории языка (Кормушин И.В., Биткеев П.Ц., Дырхеева Г.А., Трофимова С.М.) и др.

2. Владимирцовские чтения-5:Доклады Всероссийской научной конференции. (Москва, 16 ноября 2005 г.). Сост К.В.Орлова. М., 2006. –272 с.

Сборник открывается предисловием директора Института востоковедения РАН, президента Общества монголоведов РАН, доктора исторических наук Р.Б.Рыбакова, который отметил, что в конференции приняло участие более «30 известных и молодых монголоведов из Москвы, Санкт-Петербурга, Элисты и Иркутска, а также сотрудник посольства Монголии в Москве, господин Д. Аюш». В сборник вошли доклады, в которых был поднят ряд малоизученных вопросов по основным монголоведным направлениям – история, филология, политология, и экономика. В сборник включен в виде приложения обзор источников и литературы по истории Монголии XX в., подготовленный М.И.Гольманом. Сборник содержит 33 доклада.

3. Россия и Монголия сквозь призму времени: Материалы Международной научно-практической конференции «Улымжиевские чтения-3», посвященной 8-летию со дня рождения Даши Батуевича Улымжиева. Отв. ред. А.Д.Цыбиктаров. Улан-Удэ. 2007. – 228 с.

В сборник вошли доклады, прочитанные на конференции, посвященной Д.Б.Улымжиеву, которая проходила в марте 2007 г. в Бурятском Государственном университете в Улан-Удэ. Организаторы кафедры всеобщей истории Университета вынесли в тематику конференции вопросы, которые были близки обширным научным интересам Д.Б.Улымжиева. На ней рассматривались проблемы истории Монголии широкого временного диапазона, историографии, этнографии монгольского мира. В сборник вошли доклады, прочитанные российскими учеными из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока, Казани, Хабаровска, Иркутска, Улан-Удэ, а также приехавшими из Монголии, Казахстана. Первый, мемориальный раздел сборника, открывает статья «Слово об учителе», написанная преподавателями БГУ А.В.Голых, А.В.Дамдиновым и В.Д.Дугаровым. В ней авторы кратко охарактеризовали педагогическую работу Д.Б.Улымжиева в течение 40 с лишним лет в Педагогическом институте (затем – БГУ), дали оценку его научной и общественной деятельности. Вторая статья А.З.Бадмаева содержит личные воспоминания ученика и младшего коллеги Д.Б.Улымжиева. Сборник состоит из 4 разделов, которые соответствовали работе секций на конференции. Это: «Проблемы древней истории и средневековой истории Центральной Азии» (18 докладов), «Монгольский мир в новое и новейшее время» (15 докладов), «Историография и источниковедение Монголии и Бурятии» (8 докладов), «Вопросы истории и этнографии монгольского мира» (7 докладов).

4. Сибирские чтения в РГГУ: Альманах. Вып. 1., М., 2006. – 131 с.

Сборник представляет собой издание образованного недавно Общеуниверситетского учебно-научного центра изучения культуры народов Сибири, руководителем которого стала д.и.н., проф. Т.И.Хорхордина. В первый выпуск вошли материалы двух первых научных семинаров, проведенных Центром. Первый: «Природные и культурные феномены Байкальской Азии», состоявшийся в феврале 2006 г., и второй: «Опыт научного исследования особенностей культуры народов Байкальской Азии: традиции и современность». Ключевыми докладами на них стали выступления директора Института XII пандито хамбо-ламы Д.Д.Итегилова – Я.Д.Васильевой о создании и деятельности Института и выступление докторанта РГГУ, канд. геогр. н. Т.А.Стрижовой о природном феномене, который представляет собой Байкальский регион. Статьи Ю.Л. Троицкого «Российская провинция: от топоса к имени» и В.И. Тюпы «О сибирском гипертексте русской литературы» посвящены разным проблемам, однако они одинаково решают главную, которую можно выразить словами: «богатство России будет прирастать Сибирью». В них, как и в статьях зарубежных коллег (Н.Уайкофф. «На земле и на небе: размышления о культуре Бурятии»), доминирует мысль о богатом духовном наследии сибирских народов. Сборник имеет введение Т.И. Хорхординой, в котором она четко определила роль Сибири в истории России: «Сибирь это место встречи и диалога восточной и западной цивилизаций» (С. 12) . Бурятия названа «Россией в миниатюре» (С. 12). Сборник имеет отдел рецензий и реферативных обзоров.

5. Мир фольклора в контексте истории и культуры монгольских народов: материалы междунар. науч. конф., посвященной 90-летию со дня рождения проф. Н.О. Шаракшиновой. Иркутск. Иркутск. Ун-т, 2006. – 374 с.

В сборник вошли доклады участников международной научной конференции, проходившей в октябре 2005 г. в Иркутске, посвященной ученому-монголоведу, крупнейшему российскому фольклористу Н.О. Шаракщиновой. В работе конференции приняли участие как российские (Иркутск, Улан-Удэ, Москва, Санкт-Петербург, Элиста), так и зарубежные (Монголия, Япония) ученые. Материалы распределены по разделам, которые соответствуют секциям конференции: «Фольклор и литература» (30 докладов), «Героический эпос «Гэсэр» и его место в культуре монгольских народов» (23 доклада), «Судьба традиционных культур в условиях глобализации» (29 докладов). В докладах поднимались проблемы, связанные с особенностями функционирования фольклора и развития культурно-исторических процессов монголоязычных народов. Особое место на конференции было уделено народам, проживавшим рядом с монгольскими народами или на сопредельных территориях: русским, немцам, эвенкам. В первый раздел сборника вошли мемориальные статьи, среди которых воспоминания А. Нэргуй, Б. Ордолбоева, А.Ф. Секулович, Л.Г. Хансахаевой, С. Хувсгул. Статья племянницы Н.О. Ширакшиновой – Е.К. Шаракшиновой посвящена вкладу ученого в исследование устного народного творчества бурят.

Монографии по истории:

1. Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 2006. – 557 с.

Книга написана в рамках программы, разработанной ИМБиТом СО РАН, как продолжение двух выпусков (Цивилизационные процессы на Дальнем Востоке. Монголия и ее окружение. Материалы научных круглых столов. Улан-Удэ, 2-4 октября 2004 г. Москва, 15 декабря 2004 г. М., Восточная литература» РАН. 2005. – 123 с.; Монгольская империя: этнополитическая «история. Улан-Удэ. Изд. БНЦ СО РАН. 2005. – 190 с), которые представляют собой серию «Монгольская империя и кочевой мир». Авторы поставили задачу обобщить накопленный материал и осмыслить его с точки зрения современной методологии исторической и антропологической науки. Они рассматривают предпосылки возникновения Монгольской империи, анализируют экономическую и социальную структуры общества, механизм внутри и межгруппового господства, выявляют уровни этно-социальной организации и их идентификационный практики, исследуют традиционные механизмы управления, реконструируют представления о власти, способы политического доминирования, типы наследования власти, характеризуют особенности средневековой монгольской политической и правовой культуры, определяют роль и место Монгольской империи в миросистемных процессах XIII в., показывают особенности средневекового монгольского общества на фоне общих закономерностей социальной эволюции архаических образований. Авторы по-новому интерпретируют основные события монгольской истории. Выводы их работы касаются социальной структуры, общественной организации монгольского общества XII-XVIII вв., выявляют геополитические предпосылки образования могущественной империи средневековья.

2. Орлова К.В. История христианизации калмыков: серединаXVII – начало XX в. М., «Восточная литература» РАН. 2006. – 207 с.

В монографии рассматривается более чем двухвековой период процесса христианизации, начавшийся с момента перекочевки ойратских племен из Монголии на территорию Российского государства в XVII в. Заканчивается исследование анализом событий, последовавших в Советской стране после революции 1917 г., которые подвели своеобразный итог всему предшествующему периоду и закрыли собой на определенное время эту страницу в истории христианизации калмыцкого народа, т.е. исследуется большой законченный исторический период, однозначно вычленяемый из всей истории калмыков. К.В. Орлова рассматривает деятельность Русской православной церкви (РПЦ) с учетом внутренних и внешних исторических факторов, влиявших на положение самой России, на изменение статуса калмыков. Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XVII до начала XX в.

Периодизация процесса, предложенная автором исследования, продиктовала структуру работы. Монография имеет четыре главы: «Источники и историография проблемы», «Политика христианизации калмыков в период существования Калмыцкого ханства (вторая половина XVII вв. – 1771 г.)», «Калмыки в системе государственного управления России и изменение политики христианизации (1771 г. – начало XX в.)», «Культурно-просветительская деятельность среди калмыков». Работа имеет справочный аппарат, в него вошли «Хронологический указатель основных события и дат» (94 даты), «Словарь терминов и названий» (54 названия), «Персоналии и институции» (31 название), «Список использованной литературы» (204 названия)», «Указатель имен» (352 фамилии)» с указанием вида деятельности или должности, социальной принадлежности персонажа.

К.В. Орлова использовала в своей работе как изданные исследования, так и архивные материалы, из которых лишь незначительная часть была прежде введена в научный оборот.

3. Ломакина И.И. Монгольская столица, старая и новая (и участие России в ее судьбе). М., Товарищество научных изданий. КМК., 2006. – 293 с.

Книга представляет собой 60 рассказов о Монголии. Все они объединены одним стержнем – столицей монгольского государства Улан-Батор. В книге дается история ее основания, развития. Главные герои книги – люди, судьба которых была неразрывно связана со столицей (первый хутухта Дзанабадзар, восемь богдо-гегенов, революционер Д. Сухэ-Батор, художник Марзан Харав, писательница Э. Оюн и др.). Есть в книге и русские «персонажи» (консул Я.П. Шишмарев, белогвардеец барон Унгерн, врач Шастин и др.). История столицы рассматривается в контексте русско-монгольских отношений за последние три века. Все рассказы написаны живым, образным, ярким языком и представляют собой высокохудожественные миниатюры журналиста-международника И.И.Ломакиной, ушедшей из жизни в мае 2007 г. Издание включает более 100 фотографий из личного архива автора, государственных и частных архивов России и Монголии.

4. Симуков А.Д. Труды о Монголии и для Монголии: В 2 т. Сост. Ю. Конагая, С.Баяраа, И. Лхагвасурэн. Осака, 2007.

Издание является итогом более десятилетнего труда коллектива, в состав которого входили монгольские ученые, а также дочь А.Д. Симукова – Н.А. Симукова, его внук – С. Баяраа. Работа проводилась по постановлению президента АН Монголии Н. Соднома о создании комиссии по изучению научного наследия А.Д. Симукова. Труды А.Д. Симукова насчитывают более 2000 страниц. Предполагается издание их в трех томах. Издание содержит доклады участников научной конференции, состоявшейся в мае 2007 г. в Осаке, посвященной жизни и научной деятельности А.Д. Симукова. «Труды» открывает статья президента Академии наук Монголии, академика, д-ра физико-технических наук, профессора Б. Чадры, в которой автор говорит о значении проведенной работы А.Д. Симукова в течение 16 лет в Монголии. Доклад Н.А. Симуковой посвящен биографии и оценке научного наследия А.Д. Симукова, П. Цолмон подробно останавливается на этапах работы А.Д. Симукова в Монголии, В.П. А.Д Чичагов – о его геограяфических исследованиях, З. Батжаргал – о его метеорологических изысканиях, Б. Батбуян – о реформе административного деления Монголии, в которой принимал непосреджственное участие А.Д. Симуков, Н. Ульдзийхутаг – об изучении ученым пастбищного скотоводства. А. Болд посвятил доклад оценке деятельности А.Д. Симукова как зоолога, В.В. Грайворонский рассматривал его деятельность с позиций вклада ученого в дело кочевого животноводства, И. Лхагвасурэн – как географа, Н.Л. Жуковская представила обобщающий доклад о российских научно-исследовательских экспедициях в Монголию в 19 – начале 20 в.

В сборник включены как уже изданные ранее труды ученого, так и находящиеся в архивах. Первый том содержит работы по географии. Самый фундаментальный их них – «Географический очерк Монгольской Народной Республики», «Краткая география МНР». Второй том содержит работы по проблемам пастбищ, кочевому скотоводству, культуре и этнографии монгольского народа. Из самых крупных неопубликованных работ этой тематики – монография «Гобийские пастбища Монгольской Народной Республики», которая содержит классификацию типов гобийских пастбищ, их хозяйственное значение, рекомендации по борьбе с засухами. Определенное место во втором томе занимают статьи, опубликованные в разных журналах 30-х гг., отчеты о работе, планы и проекты. В конце каждого тома помещены фотографии А.Д. Симукова, его родственников, коллег, природы Монголии.

5. Дандарон Б.А. Избранные статьи. Черная тетрадь / Материалы к биографии / «История Кукунора» Сумпа Кенпо. Авт.-сост. В.М. Монтлевич. СПб., Евразия, 2006. – 688 с.

В монографии представлены статьи Б.Д. Дандарона, известного буддийского ученого-тибетолога, философа, религиозного деятеля по основополагающим проблемам теории и практики буддизма. Среди статей: «О тибетско-монгольском словаре "Источник мудрецов"», «Из истории бурятских дацанов», «Элементы зависимого происхождения по тибетским источника», «Буддийская теория индивидуального Я», «51 психический элемент виджнянавадинов» и др. В сборник вошли две большие работы ученого: перевод сочинения «История Кукунора» Сумпы Кенпо, тибетского ученого VIII в., и последняя, незаконченная работа ученого «Черная тетрадь», посвященная нравственным задачам буддизма в современном обществе. Вторая часть книги содержит разнохарактерные материалы о жизни и деятельности Б.Д. Дандарона, представленные в хронологическом порядке: свидетельства родственников, документы следственных органов. В книгу включены также устные народные предания. Монография имеет подробные примечания и указатели к «Истории Кукунгора», выполненные автором-составителем и автором предисловия (В.М. Монтлевич).

6. Моисеев А.И., Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа (XVII–XVIII вв.). 2-е издание. Экспериментальное учебное пособие для общеобразовательных учреждений Республики Калмыкии. Элиста, Калмыцкое книжное издательство. 2006. – 255 с.

Авторы пособия, сами учителя, делают попытку раскрыть содержание исторических процессов, которые происходили с калмыками в 17–18 вв., дать им собственную оценку. На события, которые до сих пор носят спорный характер, авторы приводят различные точки зрения. В учебном пособии рассматриваются такие главные события в истории калмыцкого народа, как: откочевка из Джунгарии в начале 1-й половины 17 в., поселение в пределах Иртыша, Ишима, Тобола, второй этап движения калмыков на Волгу, образование Калмыцкого ханства, откочевка калмыков в Джунгарию, ликвидация Калмыцкого ханства. Во второй части книги авторы характеризуют культурную жизнь калмыков, рассказывают о фольклоре и эпосе калмыцкого народа («Джангар»), литературных памятниках («Лунный свет», «Сказание о дербен-ойратах»), народном искусстве калмыков. В приложении приводятся родословные калмыцких нойонов, документ, содержащий клятву в верности государю калмыцких послов 17 в. В книге даются характеристики известных исторических деятелей, факты из жизни калмыцкого народа, цитаты из научных работ. После каждого параграфа учебное пособие содержит вопросы, задания, предложение проанализировать мнение авторов книги.

7. Номто Очиров. Живая старина. Из литературного наследия. Сост., вступ. статья, коммент. Б.А. Бичеева. Элиста, Калмыцкое книжное издательство. 2007. – 398 с.

В издании представлен материал, собранный видным общественным деятелем, ученым, просветителем, собирателем фольклора Н.О. Очировым. Ему удалось услышать и записать произведения всех жанров калмыцкого фольклора. Тексты, записанные рукой Н.О. Очирова в академической транскрипции, расшифрованные и переложенные на современный калмыцкий язык Б. Меняевым и М. Мукабеновой, были распределены по следующим разделам: «Материалы по устной народной литературе астраханских дербетов (сказки и рассказы, песни)», «Материалы по устной народной литературе астраханских торгутов (сказки и рассказы, песни)». Издание включает также научные работы Н.О. Очирова. В предисловии автор-составитель дает обзор материалов, собранных Н.О. Очировым в 1909-1911 гг., характеристику информации, данной ученым по поводу собранных им текстов. Треть книги занимают комментарии автора-составителя. В них поясняются сюжеты сказок и упоминаемых исторических событий, приводятся краткие биографии лиц, дается характеристика жанровой принадлежности, композиции, структуры, бытования рассказов. Книга снабжена фотографиями о жизни Н.О. Очирова и исследователях художественного наследия калмыцкого народа.

8. Ванчикова Ц.П. История бурятского буддизма: письменные источники. Улан-Удэ, Изд. БНЦ, 2006. – 147 с.

Издание содержит публикацию перевода на русский язык более десяти монгольских, бурятских и тибетских источников по истории бурятского буддизма. Каждой публикации предпослано вступление о времени создания сочинения, его авторстве, характере и содержании. Во введении автор-составитель предлагает свою периодизацию бурятского буддизма, в которой выделяет четыре этапа: начальный, период расцвета и прогресса, время репрессий и упадка, затем – реставрации и возрождения. Автор делит источники на 4 группы: краткие исторические сведения, автобиографии, главы и разделы по истории буддизма из летописей, архивные документы. Ц.П. Ванчикова считает, что эти источники «дают возможность в некоторой степени реконструировать картину бытования и истории буддизма по регионам расселения бурят, определить роль и значение буддийских монастырей в жизни бурятского общества того или иного периода, установить основные этапы истории бурятского буддизма в 18–19 вв., выявить и атрибутировать имена основных деятелей буддийского мира и дать оценку их вклада в историю культуры бурят» (с. 4-5). Материалы о буддизме сгруппированы в книге по разделам: «Материалы и документы о жизни и деятельности бурятских лам», «Бурятские исторические сочинения», «Сочинения бурятских буддийских деятелей». В приложении дается факсимиле текстов: «Сказание о хождении в Тибет пандита хамбо-ламы Заяева из Цонгольского рода», «Биография хамбо Итигелова», «Наказ Дылгирова, ламы Цугольского дацана».

9. Бальжинима (Б.З.) Базарова. Монгольские летописи – памятники культуры. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. М., Academia, 2006. – 364 с.

В монографии предпринят анализ исторических знаний древних монголов, рассмотрено значение летописей как исторических источников, отражение в них деятельности Чингис-хана по объединению монгольских племен, юаньской эпохи, маньчжурских завоеваний. Прослеживается влияние на своды монгольских летописей буддийской идеологии, китайской историографии. Обращает на себя внимание авторское осмысление таких данных, как титулы Чингис-хана и его преемников, юаньских императоров, послеюаньских ханов. Для монголоведов, историков средних веков, краеведов, студентов и аспирантов.

Монографии по истории науки:

1. Юсупова Т.И. Монгольская комиссия Академии наук. История создания и деятельности (1925-1953). СПб. Изд. «Нестор-История», 2006. – 280 с.

Книга посвящена истории организации академической науки в СССР. Российская Академия наук в советский период была живым организмом, ее, как и как все другие структуры общества, коснулись реорганизации, реструктуризации. В разное время перед Академией наук ставились разные цели, для каждого этапа характерны свои подходы, задачи. На большом количестве архивного материала автор прослеживает историю создания и деятельности Монгольской комиссии СНК СССР (1925-1927) и ее преемницы – Монгольской комиссии АН СССР (1927-1953). Автор анализирует причины проведения широкомасштабных советских научных инициатив в Монголии, основные направления деятельности экспедиций, работавших в разные десятилетия. Определенное место отводится взаимодействию Академии наук и Монгольского Ученого комитета, преобразованного в 1961 г. в Академию наук Монголии. На примере деятельности Монгольской комиссии автору удалось проследить формы и методы воздействия государства на научную и научно-организационную деятельность Академии наук СССР в целях использования научного сообщества для решения внутри- и внешнеполитических задач.

2. Ученые – исследователи Калмыкии (XVII – начало XX вв.). Биобиблиографический указатель. Сост. П.Э. Алексеева, Л.Ю. Ланцанова. Элиста, Калмыцкое книжное издательство. 2006. – 251 с.

В работу включено более 80 статей-описаний об ученых – исследователях Калмыкии, занимавшихся изучением калмыцкого народа с момента обоснования его в пределах России и до начала XX столетия. В работе предоставлены общие биографические сведения об ученых, выявлена и описана их исследовательская деятельность, дана библиография основных научных работ, представлены труды о жизни и деятельности самих исследователей. Справочник содержит имена ученых, начиная с одного из первых академиков РАН – Байера Г.З. (1694–1738), кончая музыкантом-фольклористом Листопадовым А.М. (1873–1949). В издание вошли имена как профессиональных ученых, так и тех, кто появился в калмыцких степях с административными поручениями – чиновников, а также миссионеров, путешественников. Представлены статьи-описания о Бадмаеве М.В., Бакунине В.М., Бергмане В.Г., Бичурине Н.Я., Бэре К.Е., Валиханове Ч. Ч., Георги И.Г., Гмелине С.Г., Гомбьоеве Г., Краснове А.Н., Лепехине И.И., Небольсине П.И., Новолертове М.Г., Очирове Н.О., Пальмове Н.Н., Рамстедте Н.Й., Страленберге Ф.И, Хлебникове В.А. Шмидте Я.И. и др. Указатель составлен по алфавитному принципу.

3. Россия-Монголия-Китай: дневники путешествия монголоведа О.М. Ковалевского (1830–1831 гг.). Подготовка к изданию, предисловие, комментарий, указатели и глоссарий: Р.М. Валеев, И.В. Кульганек. Казань: Издательство «Таглимат» Института управления и права. 2005. – 15 а.л.

Работа представляет собой публикацию рукописных дневников известного российского и польского ученого-монголоведа О.М. Ковалевского (1801–1878), которые он вел во время своего путешествия из России в Китай и обратно в 1830–1831 гг., в составе XI и X Российских православных духовных миссии. Деятельность и наследие О.М. Ковалевского связаны с формированием и развитием российской школы монголоведения в 20–50 гг.

XIX в.: он более 20 лет возглавлял в Казанском университете первую в России и Европе кафедру монгольской словесности, а затем, в течение 10 лет, являлся ректором Казанского Университета.

Во время своего пятилетнего пребывания в научной стажировке в Сибири, Бурятии, Монголии и Китае, куда он был послан Казанским университетом для изучения языка и культуры монголоязычных народов, он собрал уникальную коллекцию книг и рукописей на монгольском, тибетском, китайском, маньчжурском языках, а также большой этнографический материал о народах Центральной Азии.

Собранные им материалы являются ценными документами по истории, культуре Монголии и Китая первой половины XIX в., а также важными источниками отечественных этнографов, лингвистов, культурологов, изучающих народы Центральной и Восточной Азии.

Публикация дневников О.М.Ковалевского предпринимается впервые; они представляют собой яркий образец замечательной традиции отечественного монголоведения и китаеведения XIX в., вобравший в себя позитивный опыт предшественников: отечественных дипломатов, торговцев, путешественников, исследователей более раннего периода. Публикация дневников выполнена по текстам рукописей, хранящихся в Российской национальной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина г. Санкт-Петербурга и Национальном архиве Республики Татарстан.

4. Жизнь и научная деятельность С.А.Кондратьева (1896-1970): в Монголии и в России. Подгот. текста, предисл., введ., коммент. и указ. Кульганек И.В., Жуков В.Ю. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. – 404+8 с. (Архив востоковедения).

Книга представляет собой первое монографическое исследование жизни, деятельности и творчества С.А. Кондратьева (1896–1970) – отечественного монголоведа-фольклориста, археолога и композитора, исследователя Монголии, участника Монголо-Тибетской экспедиции 1923–1926 гг. известного исследователя Центральной Азии П.К. Козлова. Публикуется значительная часть творческого наследия С.А. Кондратьева.

Монгольские дневники С.А.Кондратьева (1920-е гг.) содержат интересный материал о ходе знаменитых ноинулинских раскопок, давших миру сенсационные открытия, относящиеся к гуннскому периоду завоевания Центральной Азии (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.). Они вносят определенный вклад в развитие отечественного монголоведения и русско-монгольского научного взаимодействия.

В московском дневнике-размышлении С.А.Кондратьева («Мысли о жизни», 1949 г.) дается оценка современной ему политической, экономической и культурной жизни, приводятся характеристики многих деятелей науки и культуры, что делает его важным источником сведений по истории «позднего сталинизма». Публикуемые художественная проза и стихи С.А. Кондратьева органично дополняют его творческий портрет.

Книга снабжена рядом указателей и рассчитана на специалистов-востоковедов, литературоведов, музыковедов, историков, культурологов и всех, кому небезынтересны описываемые в ней время, события, люди и проблемы.

Монографии по филологии:

1. Бьерке Н.П. Поэзия Д. Равжи. Элиста. АОр НПП «Джангар», 2006. – 112 с.

Монография посвящена творчеству крупнейшего монгольского поэта XIX в. Д. Равдже, в произведениях которого воплотились лучшие идеалы монгольского народа и черты его национального самосознания. Произведениям поэта присуще чуткое понимание новых процессов, происходивших в обществе, требовавших политических перемен. Он был чуток к традициям, которые лишь в сочетании с прогрессивными веяниями, по его мнению, могли стать основной тенденцией развития народа. Автором монографии показано становление Д. Равджи как общественного деятеля и мастера художественного слова. В книге дается биографический очерк о его жизни и деятельности. Одна глава посвящена истории изучения творчества поэта зарубежными и отечественными исследователями. Основное внимание уделено дидактической поэзии, так называемым сургалам, и дидактическим мотивам в его лирической поэзии. Монография имеет библиографию из 159 наименований на русском, монгольском и европейских языках.

2. Джамбинова Р.А. Калмыцкая художественная проза XX века. Калмыцкая литература XX века. В трех книгах. Кн. Первая. Отв. ред. А.М. Казиева. Элиста, АОр НПП «Джангар», 2006. – 272 с.

Монография посвящена становлению и этапам развития современной калмыцкой прозы. В книге рассматриваются три основных периода, чему и подчинена ее композиция. Первая глава рассказывает о калмыцкой прозе первой трети XX в. Рассматривается творчество прозаиков А.М. Амур-Санана, Н.М. Манджиева, Б.Б. Басангова. Вторая глава «Проза второй половины XX века охватывает период с 1957 до 1990 г. В ней уделено особое внимание возрастанию индивидуально-авторского начала в калмыцком романе. Анализируются романы А.Б. Бадмаева, А.Г. Балакаева, Т.О. Бембеева. Третья глава освещает литературу зарубежья. В ней автор касается литературных процессов самого последнего времени и доводит свое исследование до художественной литературы, появившейся в 2000 г. Автором проработано 52 источника на калмыцком языке, названо более 200 имен, которые перечислены в указателе.

3. Салыкова В.В. Лексико-стилистические особенности языка синьцзян-ойратской и калмыцкой версии эпоса «Джангар». Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Элиста, 2007. – 33 с.

Диссертация посвящена комплексному сопоставительному описанию лексико-стилистической системы двух основных национальных версий эпоса «Джангар», памятника устного народного творчества монголоязычных народов. Сделана попытка изучения языка фольклора монгольских народов с лингвистической точки зрения. Материалом исследования послужили тексты опубликованных национальных версий «Джангара». Автором были выявлены теоретические предпосылки исследования, собрана, зафиксирована, систематизирована и классифицирована лексика песен эпоса, разработана комплексная методика лексико-семантического анализа эпического слова, определен статус языка эпоса как текста, выявлена речевая специфика стилистических средств эпоса. В результате работы автор пришел к выводам, касающимся эпического лексикона эпоса, большую часть которого, как считает автор, составляет основная лексика. В.В. Салыкова обнаружила существование замкнутых тематических групп, в которые можно объединить все слова в эпосе. Она считает, что лексика эпоса – двуслойна, один из слоев составляет ограниченная в количественном отношении совокупность констант, т.е. опорных ключевых слов, устойчивых словосочетаний, структурных моделей, имеющих текстообразующую функцию, второй слой – это все остальные слова, встречающиеся в эпосе. Автореферат содержит описание работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка работ. Диссертация была успешно защищена 6 июля 2007 г. на заседании Диссертационного совета по специальности 10.02.22 – Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (монгольские языки) в Калмыцком государственном университете, в Элисте.

4. Калмыцкое устное народное творчество. Автор-сост. Н.Ц.Биткеев. ЗАОр «Джангар». Элиста, 2007. – 440 с.

Сборник включает переводы на русский язык лучших образцов калмыцкого фольклора. Составлен по жанровому принципу, выделены следующие жанры: сказки, богатырские сказки, волшебно-фантастические сказки, сказки о животных, бытовые сказки, пословицы и поговорки, календарная поэзия, семейная обрядовая поэзия, родильный фольклор, свадебный фольклор, легенды и предания, песни. Песни имеют нотацию. В качестве приложения дан комментарий к записи и изданию конкретных произведений. Каждый раздел сборника имеет предисловие, в котором дается характеристика жанру, времени его появления, бытования, изучения. Сборник посвящается 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России. Издание имеет напутствие главы Республики Калмыкии К.И. Илюмжинова и предисловие автора-составителя, в котором дана краткая характеристика сборника, определяется место в художественном творчестве калмыцкого народа и краткая история изучения эпоса «Джангар». Издание богато иллюстрировано.

5. Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX – начала XX вв. Элиста, АОр НПП «Джангар», 2006. – 169 с.

Исследование посвящено изучению калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства. В монографии предложена реконструкция системы традиционных художественных ремесел, описание их особенностей. Работа рассматривает традиционное народное искусство как итог длительной этнической истории, синтезирующей многие влияния. Одним из наиболее сильных стимулов в формировании калмыцкого искусства именно такого типа было этнокультурное взаимодействие ойратских племен с тюркоязычным миром. Оно объясняет, по мнению автора, общность калмыков в жилище, конском уборе, оружии, ювелирных украшениях с народами, имевшими ранее кочевой уклад – с бурятами, калмыками, башкирами, казахами, киргизами, каракалпаками, алтайцами, якутами. Каждая глава книги посвящена определенному виду искусства: работам по войлоку, коже, дереву, металлу. Последняя глава содержит рассказ о функционировании этнических традиций в декоративно-прикладном искусстве калмыков. Работа имеет библиографию (108 наименований) и терминологический словарь бытовой и искусствоведческой лексики. Издание богато иллюстрировано.

6. Семь звезд. Калмыцкие легенды и предания. Сост., перев. с калм., вступ. статья и коммент. Д.Э. Басаева. Издание второе стереотипное. Элиста, Калмыцкое книжное издательство. 2007. – 415 с.

В сборнике представлены тексты не сказочной прозы – легенды и предания, отражающие историческую память народа, в которых заключены морально-этические понятия, воззрения народа, отношение к собственной истории. Сборник построен по тематическому принципу. В нем выделены легенды, мифы и поверья о Земле, небесных светилах, явлениях природы, зарождении человечества, о героическом эпосе «Джангар», сутре «Дорджи-джодво», календаре, письменности, словесных состязаниях, о происхождении калмыцких праздников, чая, вина, служителях культа и народных суевериях, о возникновении племен и народов, о родниках, реках, озерах, урочищах, горах, курганах, памятных местах, о Марзан-богатыре, воинах Аюки-хана, музыкальных инструментах, шахматах. Сборник имеет комментарий, указатель имен исторических и мифологических персонажей, глоссарий. В предисловии Д.Э. Басаев дает историю изучения не сказочной прозы и характеристику этого вида фольклора калмыцкого народа.

7. Пюрвеев В.Д. Гармония души и дарования (Лирика Давида Кугультинова). Элиста, Изд-во КГУ, 2006. – с. 131.

В монографии исследуется художественно-эстетическое своеобразие лирики калмыцкого поэта. Автор рассказывает о становлении поэта, этапах его творчества, переходе от описательности и декларативности к концептуальности. Автор считает, что творчество Д. Кугультинова является «ярким примером интеллектуального художественно-философского освоения сферы духовно-практических отношений в мире, образом концептуально-философского склада поэтического сознания, которое способно объять границы Космоса и сопоставить далеко отстоящие на первый взгляд объекты» (с. 37). В.Д. Пюрвеев раскрыл в лирике Д. Кугультинова философское содержание лирического героя, рассмотрел поэтику жанровых форм со стороны их конструктивного содержания и мировоззренческих функций.

Кроме того, появились следующие монографии:

Цендина А.Д. Монгольские летописи веков: повествовательные традиции. М., Российск. Гос. Гуманит. Ун-т. 2007. – 272 с.

Герасимович Л.К. Монгольская литература XIII – начала XX вв. (материалы к лекциям). Элиста. АОр НПП «Джангар», 2006. – 362 с.

Хабунова Е.Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). Ростов н/Д. Изд. СКНЦВШ, 2006. – 256 с.

Борджанова (Басангова) Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика) (а рус. и калм. яз.). Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 2007.– 592 с. Прил. с. 350–400.

О них смотри на сайте отдельные рецензии.

к.ф.н. И. В. Кульганек

Публикация подготовлена в рамках проекта РГНФ № 06-04-91842а/G и опубликована в сборнике: Mongolica-VII / Ред. колл. И.В. Кульганек (председатель), Л.Г. Скородумова, Н.С. Яхонтова. СПб., Петербургское Востоковедение. 2007. С. 126–132.

Последнее обновление ( 15.02.2008 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type