Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
К 80-летию Победы
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
Актуальные проблемы буддологических и индологических исследований–17 (отчет) Версия для печати Отправить на E-mail
10.03.2025

КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БУДДОЛОГИЧЕСКИХ И ИНДОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ–17»
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 ИЮНЯ 2024 г.)
Отчет

Семнадцатая конференция «Актуальные проблемы буддологических и индологических исследований», учрежденная ИВР РАН, проходила 17 июня 2024 г. Было заслушано и обсуждено 12 докладов, представленных сотрудниками ИВР РАН, РУДН им. Патриса Лумумбы (Москва), ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова (Москва). В начале заседания собравшиеся почтили память безвременно ушедшего японоведа Вадима Юрьевича Климова (19.03.1949–04.04.2024), неизменного активного участника конференции.

Изучению письменных памятников буддизма было посвящено три доклада. Р. Н. Крапивина (в. н. с. ИВР РАН, к. и. н.) в докладе «О жанре «садхана» в буддийской тантрической традиции в Тибете» затронула важную тему историко-культурного своеобразия буддийских практик, направленных на отождествление состояния сознания адепта и божества — объекта сосредоточения (идама). Именно этот вид буддийской йоги получил распространение в Тибете. Докладчица охарактеризовала источники — наставления по йоге, в том числе устные, трактаты по иконометрии божеств тибетского буддийского пантеона.

Буддийской антропологии посвятила свой доклад «Васубандху о причинах умопомешательства, не обусловленного кармой» Е. П. Островская (гл. н. с. ИВР РАН, д. филос. н.). На основе второго раздела трактата Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы» было показано, что расстройства сознания, не обусловленные кармой, имеют своей причиной аффекты агрессии, страха, а также рассеянность сознания. Е. П. Островская отметила, что такой аспект буддийского учения о психике, как причины умопомешательства, недостаточно освещен в текущих исследованиях.

С. Х. Шомахмадов (с. н. с. Лаборатории Сериндика ИВР РАН, к. и. н.) представил доклад «Источники по изучению буддизма Бактрии и Согда». Им были классифицированы источники, проливающие свет на ранний период существования буддийского сообщества-сангхи в регионе. Историографические и агиографические сочинения, данные эпиграфики и нумизматики, археологии были проанализированы в аспекте содержащихся в них сведений о буддийских монастырях, численности верующих, укоренившихся философских школах.

Индологической проблематике  было посвящено два доклада. Е. А. Десницкая (с. н. с. ИВР РАН, к. филос. н.) в докладе «Космогонический сюжет в «Брихадараньяке» 1.2.» рассмотрела архаический пласт в этом разделе памятника, проанализировала трактовку основных категорий — пространство, начало мира, смерть — и пришла к выводу, что в памятнике рождение мира уподоблено рождению живого существа.

Р. В. Псху (зав. кафедрой Востоковедения и африканистики РУДН им. Патриса Лумумбы, Москва, д. филос. н.) в докладе «“Налайира дивья прабандхам” как один из источников религиозности вишишта-адвайты» на материале сборника гимнов Вишну авторства альваров — тамильских поэтов-вайшнавов раскрыла кросскультурные параллели коммуникации адепта с божеством в акте его почитания.

Два доклада осветили традиционную культуру Дальнего Востока и Южной Азии. Ю. В. Болтач (с. н. с. ИВР РАН, к. и. н.) выступила с докладом «Отражение традиционных дальневосточных «учений» в «Начальном обучении юных отроков» (Тонмон сонсып, XVI в.)», в котором убедительно показала, что дидактическая литература, используемая в Корее для обучения будущих наследственных чиновников, тенденциозно излагала историю Китая и историю Кореи с конфуцианских позиций.

И. А. Зайцев (м. н. с. ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова, Москва) в докладе «Легенда о Махасаммате и особенности развития общества в сочинениях двух бирманских коммунистов: Пан Тхуна и Со» поднял вопрос о традиционных идеях власти, обществе и государстве как опорах национальной политической мысли в Корее первой половины ХХ в. На основе первоисточников докладчик установил компилятивный характер политической мысли в указанный период: легитимация власти и социальные проблемы трактовались с опорой на буддийское учение об обществе, при этом концепция развития сформировалась под влиянием марксистской диалектики.

Различные аспекты истории востоковедения были освещены в пяти  докладах.

Т. В. Ермакова (в. н. с. ИВР РАН, к. филос. н.) в докладе «Вклад М. И. Тубянского в популяризацию романа Мультатули «Макс Хавелар» (по публикации перевода 1927 г.)» осветила малоизвестный эпизод научной биографии М. И. Тубянского — публикацию перевода с голландского языка с введением и примечаниями романа Эдуарда Дауэс Деккера (лит. псевдоним Мультатули), посвященного социальным коллизиям на Яве в колониальный период. В докладе была подчеркнута оригинальность подхода публикатора: Тубянский как востоковед во введении охарактеризовал историко-культурные особенности Явы и дал высокую оценку гуманистической позиции автора. Таким образом, эта публикация М. И. Тубянского органично вписалась в антиколониальный дискурс 1930 х годов.

А. Ю. Лущенко (н. с. ИВР РАН, к. ф. н.) выступил с докладом «Круг коллег и знакомых О. О. Розенберга, связанный с Университетом Токио». На основе материалов к биографии О. О. Розенберга, хранящихся в Архиве востоковедов ИВР РАН, японских сетевых источников была восстановлена картина деловых и частных контактов О. О. Розенберга с значительным количеством японцев, профессионально связанных с токийским университетом.

В докладе Д. А. Носова (с.н.с. Отдела рукописей и документов ИВР РАН, к. ф. н.) «Экспедиция 1932 года сотрудников Института востоковедения АН СССР в село Агинское: обоснование, научные задачи и результаты» охарактеризовано положение буддизма в Бурят-Монгольской АССР в 1930 е гг., установлен социальный контекст экспедиционной деятельности и ее главная задача: сбор рукописей для пополнения ими фондов Института.

С. Л. Бурмистров (в. н. с. ИВР РАН, д. филос. н.) рассказал о научном осмыслении буддийского учения о познании в трудах В. П. Васильева, Ф. И. Щербатского, О. О. Розенберга в докладе «История изучения эпистемологии мадхьямаки в российской буддологии (втор. пол. XIX–XX вв.)».

Доклад Т. И. Оранской (с. н. с. ИВР РАН, к. ф. н.) «Хорошо забытое старое: о термине “цыгане”» был посвящен филологическому аспекту проблематики чтений. В презентации докладчица выявила  варианты этнонима “цыгане” в различных языках территорий их расселения, проанализировала особенности терминологии самоназвания.

В подведении итогов заседания был отмечен высокий уровень докладов, широкий тематический  охват. На перспективу было намечено привлекать к участию научную молодежь.

Т.В. Ермакова
Последнее обновление ( 10.03.2025 )
След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10981
Монографий1594
Статей9127


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type