Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Конференция, посвященная 90-летию со дня рождения А.П. Терентьева-Катанского (отчет) Версия для печати Отправить на E-mail
14.11.2024

6 ноября 2024 года в Институте восточных рукописей РАН прошла конференция, приуроченная к 90-летию со дня рождения видного отечественного тангутоведа и китаеведа Анатолия Павловича Терентьева-Катанского (1934–1998). На трех заседаниях было представлено 12 докладов, охвативших почти весь спектр тем исследований этого разностороннего ученого и просветителя, всю свою трудовую жизнь посвятившего Ленинградскому отделению/Санкт-Петербургскому филиалу Института востоковедения Академии Наук (ныне – ИВР РАН).

Пленарное заседание открыла Директор ИВР РАН, член-корреспондент РАН, д.и.н. Ирина Федоровна Попова. Её сообщение «А.П. Терентьев-Катанский: служебный путь в Институте» было основано на документах Фонда 152 Архива востоковедов ИВР РАН (делопроизводство). Эти краткие, но ёмкие источники – наглядное свидетельство широкого кругозора и незаурядного пути Анатолия Павловича в науке.

Следующий доклад, представленный заместителем директора по научной работе, заведующей Отделом Дальнего Востока ИВР РАН, к.и.н. Татьяной Александровной Пан, затрагивал вопросы организации исследовательской работы в Ленинградском отделении ИВ АН в 1960-1980-е гг. Выступление, озаглавленное как «А.П. Терентьев-Катанский и группа Дальневосточной текстологии», касалось не только административной структуры, но и личных взаимоотношений между учеными. Характеризуя научные интересы А.П. Терентьева-Катанского, особое внимание было уделено значению его работ по истории тангутского книгопечатания.

Третий пленарный доклад – «Путешествия на Запад: языки и культуры ЦА в научном творчестве Терентьева-Катанского», представил тангутовед, научный сотрудник, руководитель Лаборатории Сериндика Кирилл Михайлович Богданов. Он поделился своими воспоминаниями о встречах с ученым, уточнил ряд биографических фактов. Отдельно докладчик остановился на основных отличиях монографии «С Востока на Запад (Из истории книги и книгопечатания в странах Центральной Азии)» (1990) от работы американского синолога Томаса Картера Френсиса «Изобретение книгопечатания в Китае и его распространение на Запад» (1925).

Завершило пленарное заседание выступление заведующей Отделом литературы стран Азии и Африки Библиотеки Российской академии наук (ОЛСАА БАН), к.и.н. Татьяны Игоревны Виноградовой. Она поделилась своими детскими воспоминаниями об А.П. Терентьеве-Катанском и его доме. Затем последовал её доклад «Об одной странной коллекции академика В.М. Алексеева». Речь шла о коллекции объявлений о смене имен и фамилий, публиковавшихся в 1930-е гг. на страницах газеты "Известия". В фонде ученого в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН хранится 43 листа вырезок из газеты, многие приклеены на картон, что свидетельствуют о неподдельном интересе В.М. Алексеева к социальному феномену; некоторые записи подчеркнуты карандашом.

Дневное заседание открыл доклад в.н.с. Отдела Китая Института востоковедения РАН (Москва), к.и.н. Сергея Викторовича Дмитриева «Обувь в тангутско-китайском глоссарии "Своевременный перл в ладони тангутского и китайского языков"(1190)». Тангутская обувь, как и остальные черты материальной культуры этого народа, были предметом изучения А. П. Терентьева-Катанского и прекрасно отражены в его монографии "Материальная культура Си Ся". Однако по ряду причин "Перл в ладони" не вошёл в число источников, которые Анатолий Павлович напрямую использовал в своих исследованиях, хотя давно известно, что этот глоссарий, не относясь к числу самых многословных, крайне интересен с точки зрения продуманности выбора терминов - составитель ставил перед собой задачу максимально ярко представить тангутскую культуру во всех её проявлениях. Изучение раздела, посвящённого обуви, показало, что (как минимум с точки зрения составителя "Перла") наиболее характерной обувью для тангутов были сапоги (преимущественно кожаные); остальным видам обуви посвящено всего два термина из семи. В целом, это совпадает с данными Терентьева-Катанского, но собранные им сведения гораздо разнообразнее - это доказывает, что идеальная картина "Перла", разумеется, была довольно далека от реальности, в которой бытовали не только тангутские привычки.

Одной из тем, которыми занимался А.П. Терентьев-Катанский была мифология и бестиарий. Этому направлению его интересов было посвящено несколько докладов. В докладе д.филол.н., профессора М.Е. Кравцовой «О трактовках “мифологических образов” в древнекитайской поэме “Тянь вэнь” (“Вопросы к Небу”)» были проанализированы несколько строк из упомянутой поэмы, в которых нередко усматривают отражение мифологических сюжетов. На основании сопоставительного анализа диахронных комментариев к ним (с рубежа I-II вв. н. э. и до современных исследований) докладчик доказала, что эти строки допускают принципиально отличное от «мифологического» их прочтение.

Доклад н.с. Отдела Дальнего Востока ИВР РАН, к.и.н. А.Э. Терехова был посвящён драконам в иллюстрированной рукописи «Ле сянь чжуань» («Жизнеописания выдающихся небожителей») из коллекции ИВР РАН. Докладчиком было рассмотрено девять историй, в которых фигурируют драконы, проанализирован контекст, в котором они появляются, и выявлены их функции. Помимо этого, были отмечены особенности живописного изображения драконов в рукописи, в частности - их пятипалость, которая свидетельствует в пользу того, что рукопись происходит из императорской коллекции.

Дневное заседание завершил доклад м.н.с. Отдела Дальнего Востока ИВР РАН Т.В. Клементьевой «Сверхъестественные представления, связанные с собаками, в трактате Ин Шао «Фэн су тун и» («Постижение смысла веяний и обычаев»). Он был посвящен вопросу о том, какие сверхъестественные представления о собаках были зафиксированы в трактате «Фэн су тун и» («Постижение смысла веяний и обычаев», конец 2 в. н.э.). Были рассмотрены и проанализированы три сюжета из главы «Гуай шэнь» («Чудища и божества»), а также один раздел из главы «Сы дянь» («Устав жертвоприношений»), где описаны столкновения людей с чудищем собак либо культы, где жертвуют телами и кровью собак. В результате было показано, что описанное автором в данных фрагментах является частью гораздо более широких сверхъестественных представлений о собаках в Древнем Китае, формировавшихся за несколько столетий до этого. Собаки фигурировали в таких аспектах религиозной жизни, как ритуалы исцеления, проклятия, погребения, жертвоприношений предкам и божествам, а также могли выступать в облике злых духов в рассказах. Целью автора трактата же было показать, как следует вести себя, сталкиваясь со сверхъестественным, и как относиться к нему, предлагая назидательное объяснение с точки зрения конфуцианской парадигмы, сложившейся в эпоху Хань.

Вечернее заседание открыл доклад н.с. Отдела рукописей и документов ИВР РАН, к.филол.н. (PhD) Алексея Юрьевича Лущенко «О нескольких работах Нисида Тацуо по сино-тибетским языкам и истории письменности». Он представил обзор нескольких научных и научно-популярных работ японского лингвиста и тангутоведа Нисида Тацуо (1928–2012). Обладая глубокими познаниями в древних и живых языках Восточной Азии, а также изучая взаимосвязи между языками и видами письма, профессор Нисида внёс большой вклад в тангутоведение и лингвистику тибето-бирманских языков. Нисида Тацуо был хорошо знаком с работами отечественных тангутоведов, многих знал лично ещё с 1960-х годов. Он, как и А.П. Терентьев-Катанский, уделял внимание популяризации тангутоведения, древних языков и письменностей Азии. Знакомство с работами этих учёных безусловно полезно для будущих исследователей.

Доклад с.н.с. Отдела Дальнего Востока ИВР РАН, к.и.н. Юлии Владимировны Болтач «Фантастические животные в корейских легендах и преданиях (на материале "Самгук юса", XIII в.)» был основан на материале неофициальной истории Кореи с древности и до XIII в. - "Оставшихся сведений о трёх государствах" (Самгук юса). В этом обширном собрании материалов по древней корейской истории, в частности, содержатся легенды, включающие в себя упоминания фантастических персонажей китайского бестиария - различных драконов (кит. лун, цзяо, пулао), небесного пса (кит. тяньгоу), феникса (кит. фэн), единорога (кит. линь), гигантской черепахи (кит. ао), а также реальных, но сильно мифологизированных животных - слона, льва и лисицы. В результате анализа сюжетов с их участием было показано, что во многих случаях за названиями этих китайских мифологических (или мифологизированных) животных скрываются персонажи корейской или индобуддийской мифологии.

Доклад ст. лаборанта Отдела Дальнего Востока А.И. Габитовой «Трансформация образа синкретического божества Косин-сама: от «обезьяньего бога» плодородия к персонажу буддийского пантеона» был посвящен генезису центрального божества культа Косин, предполагающего бдение в ночь 57-го дня года. Образ центрального синкретического божества этого культа - Сё:мэн-конго: (букв. «Синеликий с ваджрой») сформировался в результате продвигаемой японскими монахами специально разработанной доктрины хондзи-суйдзяку (концепция отождествления синтоистских божеств с конкретными персонажами буддийского пантеона).

Завершил заседание и работу конференции в целом с.н.с. Отдела рукописей и документов ИВР РАН, к.филол.н. Дмитрий Алексеевич Носов. Он представил доклад «Мифологические персонажи монгольского фольклора в русских и китайских источниках», в котором дал предварительную классификацию вымышленным животным, враждебным и нейтральным по отношению к человеку духам – персонажам фольклора Монголии. Сведения о них были почерпнуты как из сочинений, подготовленных русскими путешественниками (А.М. Позднеевым, В.А. Казакевичем и Н.В. Павловым), так и из официальных документов, составленных чиновниками империи Цин.

Все выступавшие отмечали широту научных взглядов, кругозор и художественную одаренность А.П. Терентьева-Катанского, давших повод не только вспомнить его самого, его рисунки и шаржи на коллег, но и поговорить на тему развития разбиравшихся им научных направлений. Темы докладов коснулись не только тангутской материальной и духовной культуры, но и культуры всего дальневосточного региона.

Фоторепортаж конференции сделан А.И. Габитовой.









Последнее обновление ( 15.11.2024 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10968
Монографий1592
Статей9118


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type