Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
К 80-летию Победы
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
Путешествия на Восток-2023 (отчет) Версия для печати Отправить на E-mail
11.04.2024

27 марта 2024 г. в ИВР РАН состоялась Пятнадцатая научно-практическая конференция отделов Центральной и Южной Азии и Дальнего Востока ИВР РАН «Путешествия на Восток-2023».

Отрадно, что востоковеды по-прежнему совершают поездки в страны Востока, привозят фотоматериалы и впечатления и делятся ими со своими коллегами. Конференция проходила в Зеленом зале Института восточных рукописей РАН (Ново-Михайловского дворца. Дворцовая наб, 18). На двух заседаниях было заслушано 9 докладов. Присутствовало 30 человек. 

На утреннем заседании, которое вела кандидат исторических наук, заместитель директора по науке Т. А. Пан, были представлены следующие доклады:

1. Ю. И. Елихина (ГЭ) «Новые впечатления о Бурятии и Монголии – 2023 г.»
2. И. В. Кульганек (ИВР РАН) «Мелочи столичной жизни: Улан-Батор – 2023»
3. М. М. Юнусов (ИВР РАН) «На границе Востока и Запада: Елабуга»
4. С. Х. Шомахмадов (ИВР РАН) «Шедевры советской школы реставрации Самарканда и Бухары в наши дни»
5. И. В. Герасимов (СПбГУ), Т. А. Пан (ИВР РАН) «Форты и крепости Омана»

После перерыва на дневном заседании, которое вела доктор филологических наук, завсектором Центральной Азии И. В. Кульганек, были заслушаны доклады: 

1. В. В. Щепкин (ИВР РАН) «Сэндай и окрестности как историко-культурный центр японского региона Тохоку» 
2. А. И. Габитова (СПбГУ) «Священная гора Хиэй-дзан в Киото (по личным впечатлениям)» 
3. С. Л. Бурмистров (ИВР РАН) «Дворцы и храмы Пуны» 
4. И. К. Павлова (СПбГУПТиД) «Эверест – сердце Тибета».

Ю.И. Елихина в своем докладе «Новые впечатления о Бурятии и Монголии – 2023 г.» рассказала о посещении Бурятии и Монголии в прошлом году. Эти регионы являются местом постоянного внимания ученого-историка и искусствоведа. Главное внимание докладчик уделила изменениям, которые произошли за последнее время в Иволгинском дацане (монастыре), центре традиционной буддийской сангхи России, где продолжалось строительство нового цогчен-дугана, главного храма монастыря. Открытие дугана запланировано на сентябрь 2023 г. Статую Будды изготавливали непальские мастера, неварцы, считающиеся лучшими умельцами по изготовлению буддийской скульптуры. Спинка трона Будды выполнена бурятскими резчиками из кедра. Самой необычной деталью в храме станет люстра, изображающая мандалу. 

Вторая часть сообщения Ю.И. Елихиной была посвящена Монголии, где в сентябре 2023 г. в Национальном Музее Чингис-хана открыли золотую статую Чингис-хана высотой 17 м. Культ этого выдающегося исторического деятеля становится все более популярным. Чингис-хан почитается буддистами и шаманистами. Его изображение можно видеть почти в каждом государственном учреждении, частной организации и собственном жилище монголов.

1. Цогчен-дуган Иволгинского дацана

2. Будда в Цогчен-дугане, выполненный непальскими мастерами

3. Спинка трона Будды в Цогчен-дугане

4. Люстра в Цогчен-дугане, изображающая мандалу

5. Буддийский образ Чингис-хана. Государственный Эрмитаж


Монголия является для И. В. Кульганек регулярно посещаемой страной. Основное внимание в своем выступлении она уделила сюжетам городской столичной жизни, ставшим типичными для Монголии XXI в.: активному строительству жилых объектов, расширению территории города. Докладчик рассказала об изменениях инфраструктуры города в сфере транспорта, общественного питания, торговли. Поделилась впечатлениями о городской скульптуре, архитектуре зданий и уличных дворов, архитектурном облике центра города, атмосфере вечерней столичной жизни, повседневных развлечениях жителей столицы. Коснулась также двух новых столичных объектов– Национального музея Чингис-хана и Национального центрального архива Монголии, которые открыли новую эпоху в культурной жизни страны. Национальный музей Чингис-хана был открыт осенью 2022 года и стал центром культурной, просветительской и научной жизни страны. Музей хранит боле 100 000 экспонатов, чем вошел в десятку музеев мира по количеству оригинальных музейных экспонатов, располагает 9-ю большими залами, в которых на 8-ми этажах представлена история и культура монгольской государственности с древнейшего гуннского периода до XX в. В музее имеются реставрационными мастерские, кинозал, конференц-зал, библиотека, кафе. Он является главным международным центром изучения истории Чингис-хана, воспитывает патриотизм и интерес к истории своей страны, чрезвычайно важен для развития туризма в стране. 

Национальный центральный архив Монголии, образованный в 30-е годы XX в. переехал в новое современное здание в 2015 г. В нем на хранении находится более 1 мл. 600 тыс. документов, в т. ч. письменные документы на бересте, коже, шелке, ткани. В год архивистами выполняется до 20 тысяч запросов, что возможно благодаря высокой цифровизации архива. Кроме непосредственно архивохранилища, в архиве имеется зал приема граждан, читальный зал, выставочный зал архивных документов, зал интервьюирования, отдел реставрации.

1. Торговый зал Центрального универмага Улан-Батора

2. На проспекте Мира. Улан-Батор

3. Памятник группе «Битлз». Улан-Батор

4. Вид из лифта на 9 этаже Национального музея Чингис-хана


Сообщение М. М. Юнусова «На границе Востока и Запада: Елабуга» представляло собой краткий отчет об экскурсии выходного дня. Оно было посвящено Елабуге, древнему старинному городу на берегу р. Камы, расположенному в Республике Татарстан. Елабугу часто называют «ровесницей тысячелетия».  И действительно, этот уездный город сохранил и тщательно оберегает памятники, предания и легенды седой древности, архитектуру патриархальной старины, свидетельства трагической истории нашего времени. Елабуга вписала золотыми буквами в историю России имена знаменитого живописца И. И. Шишкина, ученого-медика В. М. Бехтерева, основателя первого в мире научного центра по комплексному изучению человека. Здесь, на берегах Камы родилась и выросла первая русская женщина-офицер, талантливая писательница XIX в. Н. А. Дурова, вошедшая в историю Отечества как «кавалерист-девица» В августе 1941 г. в Елабуге нашла свой последний приют русская поэтесса Серебряного века Марина Цветаева. В 2000 году Елабуге присуждена высокая награда ЮНЕСКО — золотая медаль «Пальмовая ветвь мира» за сохранение исторического наследия.

1. Елабужское (Чертово) городище

2. Седая старина Елабуги

3. Рабочий кабинет отца И. Шишкина

4. Здание бывшего уездного суда, где выступал В.Г. Короленко 

5. Место упокоения Марины Цветаевой


Доклад С. Х. Шомахмадова «Шедевры советской школы реставрации Самарканда и Бухары в наши дни» был посвящен современному состоянию памятников архитектуры эпохи Тимуридов в Самарканде, Бухаре, а также туристическому потенциалу исторических достопримечательностей в Узбекистане. Докладчик отметил, что прекрасное состояние архитектурных шедевров Самарканда и Бухары обеспечила советская школа реставраторов.

1. Мавзолей Гур-эмир (Самарканд)

2. Интерьер медресе Улукбека (Регистан, Самарканд)

3. Вид на двор медресе эмира Алимхана, медресе Мир Араб и минарет Калон

4. Мавзолеи Шахи-Зинда


В докладе И. В. Герасимова и Т. А. Пан «Форты и крепости Омана» были представлены основные фортификационные сооружения в Омане, которые начали появляться еще в глубокой древности. Их возводили для защиты от нападений врагов в плодородных долинах, на возвышенностях, позволявших контролировать окружающую местность, в горных районах, где располагались источники воды и имелись благоприятные возможности для выращивания различных сельскохозяйственных культур и плодовых деревьев. Миграция арабских племен в Оман и последовавшее вслед за этим распространение исламской доктрины в стране способствовали формированию государственности и укреплению политических и экономических элит. На фундаментах ранних оборонительных сооружений стали возводиться более сложные и мощные замки, которые обеспечивали защиту и комфорт для проживавших в них правящих династий.

Наибольшая активность в строительстве крепостей, замков, фортов наблюдалась в Омане после XVI в., когда прибрежные районы оказались в руках португальских захватчиков. Стремясь закрепиться на оманской земле, они строили замки и сторожевые башни, которые до настоящего времени сохранились в столице султаната Маскате. 

Понимая необходимость защиты от иноземцев и внутренних соперников, оманские правители развили и усовершенствовали крепостные объекты внутри страны. Мощные замки возникли в Рустаке, Низве, Бахле и других местах. Байт Калхат, Байт ал-гашшам, Калаат нахл, Хисн ал-хазм, Хисн Джибрин – вот далеко неполный перечень созданных на оманской земле удивительных фортов и крепостей. Все они построены с использованием местных материалов – камней, глины, гипса. В них можно увидеть сложные проходы, лестницы, многоуровневые бойницы. Практически все крепости и замки были прекрасно обеспечены водой, как за счет расположенных внутри колодцев, так и благодаря системе водоснабжения «афладж», несущей свои прозрачные воды с гор в селения и сады, располагавшиеся вокруг замков. Это позволяло выдерживать длительные осады и использовать собственные ресурсы.

В этих замках отражается вся военная, административная, религиозная, экономическая и культурная жизнь Омана эпохи позднего Средневековья. Удивительно ярко выглядят комнаты замков, где проводились военные советы, места групповых и индивидуальных молитв. В замках действовали школы, работали ученые, действовали правительственные и административные органы. Оманская, арабская в своей основе, культура, являясь открытой к миру, впитала в себя черты Африки, где находились оманские фактории и владения, Ирана, Индии. Это нашло выражение в бытовых предметах, тканях, организации быта, музыке.

Оман в очередной раз одарил своим теплом и раскрыл перед докладчиками часть своих красот, глубокой и яркой истории. В очередной раз вспомнилась мудрая мысль древних «Свет – с Востока».

1. Крепость Калаат Нахл

2. Замок Хисн Джибрин

3. Крепость в Низве

 4. Комната для совещаний в Байт ал гашшам


Доклад В. В. Щепкина «Сэндай и окрестности как историко-культурный центр японского региона Тохоку» был посвящен городу Сэндай и его окрестностям как историко-культурному центру японского региона Тохоку. Докладчик рассказал о наиболее значимых достопримечательностях, таких как крепость Тага, святилище Сиогама и город Хираидзуми, хранящих память о значимых событиях древней и средневековой истории японцев и их взаимоотношений с племенами эмиси в VII–XII вв.

1. Камень у развалин крепости Тага с указанием расстояний до других стран (в деревянном чехле) 

2. Камень у развалин крепости Тага с указанием расстояний до других стран (реплика из Музея истории Тохоку) 

3. На территории храма Тюсондзи в Хираидзуми 

4. Святилище Сиогама 

5. Фрагмент ворот храма Тюсондзи в Хираидзуми (реплика из Музея истории Тохоку)


А. И. Габитова рассказала о горе Хиэй-дзан, находящейся на северо-востоке от Киото. Это направление японцами называется «врата демонов» кимон, и считается наиболее опасным, поскольку именно оттуда на столицу обрушивались демонические силы, приносившие жителям различные бедствия и изрядно досаждавшие императорскому двору. Поэтому, согласно традиционной геомантии фу:суй (кит. фэншуй), северо-восточное направление нуждалась в особой магической защите со стороны буддийского монашества. Так, главной сакральной защитой столицы с северо-востока стал особый храмовый комплекс Энряку-дзи на этой горе, заложенный в конце VIII века монахом Сайтё. В период феодальной раздробленности (Сэнгоку-дзидай) храм Энряку-дзи становится одним из центров силы в столичном регионе, а в 1571 г. был сожжен могущественным военачальником Ода Нобунага. После этого храм навсегда утратил свое былое военно-политическое влияние, однако сохранил свою роль как одного из духовных центров Японии. 

Кроме того, гора Хиэй является центром весьма своеобычного синкретического культа «Горного владыки» Санно-гонгэн, хозяина горы Хиэй. Последователи Сайтё в честь Санно-гонгэн соорудили на восточном подножии горы синтоистское святилище Хиёси-тайся, где божество почитается в виде триады: само божество, его супруга и их сын.

Желающим совершить восхождение на гору предлагается примерный план-схема горы Хиэй с ее основными достопримечательностями. Также указываются различные способы, как добраться в ту или иную точку священной горы. Для японцев, прежде всего для жителей Киото, гора Хиэй по-прежнему остается одним из важнейших сакральных символов древней императорской столицы, а также является значимым объектом паломничества и туризма.

1. Дух горы в виде Богомола

2. Лесная тропинка 

3. Гора Хиэй в ноябре

4. План-схема достопримечательностей на горе Хиэй


И. К. Павлова рассказала о своих впечатлениях о Китае, в котором она впервые побывала в качестве туриста в декабре 2023 г. Докладчик поделилась своими впечатлениями о Пекине, встретившем путешественника зимними морозами и большими снежными сугробами, покрывшими Великую китайскую стену, что не характерно для этого региона. Наиболее сильные эмоции вызвала автобусная поездка по горным дорогам Тибета, во время которой путешественники побывали в Лхасе, столице Тибетского автономного района КНР, посетили два главных ее монастыря – Сера и Дрейпунг, наслаждались по дороге красотами природы, бездонным, как казалось, голубым небом, восходом и закатом солнца, видами древних буддийских храмов, окруженных величественной цепью Гималайских гор. 

Главной целью путешествия был базовый лагерь, куда туристы попадают обычно через Лхаце и Шегар, расположенный на высоте 5 700 м над уровнем моря, с которого начинается восхождение альпинистов на вершину высочайшей горы мира – Эверест, получившей свое название в английском варианте в честь руководителя службы геодезии Британской Индии XIX в. Джорджа Эвереста. Однако в странах, где находится гора, продолжают бытовать ее названия Джомолунгма, Сагарматха, Шэнмуфэн. Высота горы составляет 8848.86 метров, расположена на границе Непала и Китая, привлекает профессиональных альпинистов и любителей с 1953 г.

1. Великая Китайская стена. Зимний вид

 2. Снеговик на пешеходной улице Дашилань в Пекине

3. Восход солнца. Вид со смотровой площадки базового лагеря Эвереста (5 200 м)

4. Озеро Гокио, появившееся в результате таяния гималайских ледников 


Все представленные доклады вызвали как всегда живой интерес и отклик у присутствующих. Участники конференции ознакомилась с предпринятыми в 2023 г. поездками ученых-востоковедов на Восток, узнали о современном положении, изменениях в общественной и культурной жизни стран, которые удалось посетить докладчикам. 

Одно из главных значений конференции состоит в том, что она знакомит востоковедов с новыми местами, не известными им ранее, дает дополнительный импульс для путешествий, продолжает быть площадкой, на которой обсуждаются вопросы культуры народов Востока. 

Проводимая Институтом восточных рукописей РАН регулярная конференция «Путешествия на Восток» убедительно подтверждает свою важность и свидетельствует, что путешествия, приключения, смена обстановки пробуждают эмоции, помогают отвлечься от проблем, возвращают вдохновение, помогают лучше узнать себя. Путешествия способствуют непосредственному контакту человека с разными культурами, географией, национальной кухней; они знакомят со многими удивительными вещами разных уголков мир, позволяют любоваться красотами природы и архитектуры, встречаться с новыми интересными людьми, приятными собеседниками, многие из которых нередко становятся друзьями. 

Конференция «Путешествия на Восток» дает возможность поделиться своими наблюдениями с коллегами, обсудить волнующие их вопросы, вспомнить яркие впечатления и эмоции от путешествий, т.е. реализуют все, что сохраняет вкус к жизни и является лучшим способом чувствовать себя живым, а это – самое главное! 


д.ф.н. И.В. Кульганек
к.и.н. Т.А. Пан

 
Последнее обновление ( 15.04.2024 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций11016
Монографий1600
Статей9154


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov