Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
К 80-летию Победы
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
Версия для печати Отправить на E-mail
25.10.2023

Отчет о конференции:
Научная конференция «Идеология традиционного Китая» 

2 октября 2023 г. в Институте восточных рукописей РАН прошла научная конференция «Идеология традиционного Китая». Конференция была приурочена к 90-летию выдающегося отечественного китаеведа Александра Степановича Мартынова (1933–2013). Александр Степанович посвятил свою жизнь изучению широкого круга тем, связанных с классической филологией, философией, источниковедением и историографией, литературоведением, духовной и политической культурой Китая. Участники конференции затронули многие темы, интересовавшие Александра Степановича.

Было прочитано 15 докладов, участниками конференции стали не только сотрудники академических институтов Санкт-Петербурга и Москвы, но и ученые и преподаватели из целого ряда высших учебных заведений.

Директор ИВР РАН И. Ф. Попова (член-корреспондент РАН) в докладе «Слово об Учителе» осветила этапы жизненного и научного пути Александра Степановича. Ему принадлежит заслуга выделения ряда основных категорий и принципов, на которых строилась идеология императорского Китая, он сумел разработать оригинальную методологию изучения императорской власти, выявив комплекс идей, связанных с ритуалом монархии, который не совпадал конфуцианским мировоззрением. Александр Степанович много работал с текстами самого разного содержания (философскими, политическими, литературными, эпиграфическими, эпистолярными), благодаря чему у него сформировалось тонкое понимание внутреннего мира средневекового китайского интеллектуала, его эстетизма, системы ценностей и образа мысли. Ирина Фёдоровна подчеркнула, что Александр Степанович все свои теоретические построения основывал на глубоком анализе письменных памятников, благодаря чему его работы актуальны и интересны до сих пор. 

Далее прозвучала серия докладов о разных аспектах государственной идеологии на Дальнем Востоке. Заведующая Отделом Дальнего Востока Т. А. Пан (к.и.н., замдиректора по науке ИВР РАН) на основании ранних исторических текстов показала, как маньчжуры обосновывали свое право на получение Мандата Неба на правление Поднебесной, соединив морально-этические (конфуцианские) представления о Небе и шаманские поклонения духу неба (Абкай Эньдури). Свое выступление Татьяна Александровна предварила воспоминаниями об А. С. Мартынове и проиллюстрировала их ценными фотоматериалами из личной коллекции.

В. Л. Успенский (д.и.н., проф. кафедры монголоведения и тибетологии СПбГУ) в своем докладе «К вопросу о переводе диплома Пятого Далай-ламы, полученного от императора Шуньчжи» уточнил выполненный А. С. Мартыновым перевод диплома, полученного Далай-ламой от императора Шуньчжи, с использованием его официальной монгольской версии. А. Л. Федорин (д.и.н., в.н.с. Центра изучения культуры Китая ИКСА РАН) в докладе «Идеология императорской власти на Дальнем Востоке. Вьетнамский вариант. Прошлое и настоящее» отметил, что в своей повседневной практике вьетнамские императоры вплоть до малейших подробностей копировали китайских соседей, а в современном Вьетнаме в последнее время эта идеология рассматривается государством, как своеобразное воплощение «национальной идеи», призванной сплотить народ перед лицом современных вызовов. Завершающий доклад первой секции прочел ст. преподаватель ИСАА МГУ М. С. Целуйко — «Институт дворца на раннем этапе государственности в Цинь», в котором рассказал о результатах исследования истории ранней циньской государственности.

Следующая секция перенесла участников в сферу традиционного образования на Дальнем Востоке, также были освещены аспекты политической истории Японии и китайско-монгольского взаимодействия.

В докладе «Корейское традиционное учебное пособие "Тонмон сонсып" как источник по идеологии корейского конфуцианства» Ю. В. Болтач (к.и.н., с.н.с. отдела Дальнего Востока ИВР РАН) рассказала о ксилографе «Начальное обучение юных отроков» (Тонмон сонсып 童蒙先習) из коллекции ИВР РАН. Далее в докладе «Конфуцианское детство: источники по начальному образованию в древнем и средневековом Китае» О. А. Бонч-Осмоловская (к.и.н., н.с. отдела Дальнего Востока ИВР РАН) осветила этапы и особенности конфуцианского начального образования, получаемого до обряда совершеннолетия.

К.и.н., в.н.с. отдела Дальнего Востока ИВР РАН В. Ю. Климов обратился к анализу основных проблем, вызвавших смуту годов Онин (1467–1477), использовав данные источника «Записи годов Онин». К.и.н., с.н.с. отдела Дальнего Востока ИВР РАН В. В. Щепкин посвятил свой доклад административному аспекту внешней политики Японии в период Токугава (1603-1867). Далее, коллеги из НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) обратились к монгольской истории. Так, на основе анализа сообщений источников Р. Ю. Почекаев (д.и.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории права и государства, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) в своем докладе «Великая Яса в источниках империи Юань» проанализировал причины, по которым чиновники империи Юань старались сформировать представление о Великой Ясе как кодификации. И. В. Тутаев (преподаватель кафедры теории и истории права и государства, юридический факультет, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) в докладе «Конфуцианское и мусульманское чиновничество в империи Юань: сравнительный анализ подходов к управлению государством» отметил, что мусульманское чиновничество выступало за организацию достаточно тяжёлой системы налогообложения, поддержку торговли и промышленности. , в то время как конфуцианцы считали, что государство должно способствовать развитию сельского хозяйства. 

Третью секцию открыл доклад коллеги из московского Института востоковедения РАН Н. В. Руденко (к.филос.н., с.н.с., отдел Китая ИВ РАН) о соотношении конфуцианства, даосизма и легизма в официальных речах Си Цзиньпина. К.и.н., н.с. отдела Дальнего Востока ИВР РАН А. Э. Терехов посвятил свой доклад «Представления о двух Ю-чао в китайской историографической традиции»: в историографических трактатах сунской эпохи Ю-чао представлен в виде двух самостоятельных монархов, правивших в разные исторические периоды. В докладе «О должностных обязанностях по урегулированию фэн («поветрия») и су («обычаи») в эпоху Хань» м.н.с. отдела Дальнего Востока ИВР РАН Т. В. Клементьева анализировала, как на административном уровне в эпоху Хань в Китае осуществлялся контроль за поветриями и обычаями страны. Наконец, завершающий доклад прочел м.н.с. отдела Востока Государственного Эрмитажа К. К. Петров, в котором он сосредоточился на вопросе использования технической и критической терминологии в сочинениях крупнейшего теоретика живописи эпохи Мин (1368-1644) Дун Цичана (1555-1636), подчеркнув, что в его основе эстетической программы лежат понятия "созвучия энергий" и "передачи духа", типичные для китайской художественной теории. 

Таким образом, 15 докладов, прочитанных на конференции, познакомили участников и слушателей с широким кругом проблем дальневосточной идеологии, философии, образования, эстетики и политической истории. Все выступления вызвали живой интерес слушателей, а в конце конференции состоялась плодотворная дискуссия, обобщившая основные темы прозвучавших докладов.

к.и.н. О.А. Бонч-Осмоловская

Последнее обновление ( 25.10.2023 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций11016
Монографий1600
Статей9154
b_khosroev_1991.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov