Конференция
«Актуальные проблемы буддологических и индологических исследований-15»
(Санкт-Петербург, 28 июня 2023 г.)
(Отчет)
Пятнадцатое заседание конференции состоялось 28 июня 2023 г. Было заслушано и обсуждено 8 докладов. В них рассматривалась буддологическая проблематика, рукописное наследие, проблемы полевого изучения малочисленных этносов, интерпретация сюжетов литературных памятников Востока.
Три доклада были посвящены буддийской философии.
Р. Н. Крапивина (к.и.н., в.н.с. ИВР РАН) представила доклад «Философские вопросы в Абхисамаяаланкаре», в котором рассмотрела этапы буддийского образования как стадии приближения ученика к истинному знанию — постижению теории дхарм. Докладчица обосновала содержание каждой ступени обучения и установила место Абхисамаяаланкары в перечне изучаемых трактатов.
Е. П. Островская (д.филос.н., гл.н.с. ИВР РАН) выступила с докладом «Теоретическое обоснование ритуала пуджа в “Энциклопедии Абхидхармы” Васубандху». Практика пуджи, как было аргументировано в докладе, включает в себя широкий круг даяний. Критерий их соответствия буддийскому мировоззрению — мотивация. Были рассмотрены примеры и их теоретическая интерпретация в трактате Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы» и комментарии к нему Яшомитры. Е. П. Островская реконструировала 8 типов даяний и установила, что пуджа в буддизме — это символический обмен, направленный на благо живых существ.
С. Л. Бурмистров (д.филос.н., в.н.с. ИВР РАН) в докладе «К вопросу о семантике термина upādāna в махаяне» привел примеры употребления термина upādāna (привязанность) в трактатах Нагарджуны и комментариях к ним и интерпретировал их. В трактовке докладчика upādāna — состояние, присущее сансарическому сознанию, процесс порождения и воспроизведения кармически значимых действий, длящийся вплоть до формирования сознательной установки на выход из сансары и обретение нирваны.
Ю. В. Болтач (к.и.н., с.н.с. ИВР РАН) рассмотрела древнекорейские религиозные практики в докладе «Дхарани в сюжетах “Самгук юса”». Были проанализированы сюжеты с эпизодами заклинательных практик, установлено, что результаты различались в зависимости от благой или неблагой цели их совершения. Собственно сюжеты классифицировались как нацело буддийские и смешанного происхождения. Также были выявлены ситуации, в которых прибегали к рецитации дхарани.
А. Ю. Лущенко (PhD., н.с. ИВР РАН) в докладе «Интерпретация сновидений в японском комментарии XVIII века к Повести о доме Тайра» проанализировал сюжеты сновидений по тексту комментария и пришел к выводу, что в основе интерпретаций — буддийские доктринальные положения, и мучительные сновидения — удел грешников. Также А. Ю. Лущенко выявил в сюжетах буддийские и синтоистские элементы.
Раритету из рукописной коллекции ИВР РАН посвятил доклад «Неизданный фрагмент Будда-нама-сутры (SI 3464) из Сериндийского фонда ИВР РАН» С. Х. Шомахмадов (к.и.н., с.н.с. Лаборатории Сериндика). Он проанализировал разновременные санскритские фрагменты, хранящиеся в ИВР РАН, соотнес их с полными текстами памятника, сохранившимися в китайском и тибетском переводах, проинтерпретировал разночтения.
Т. И. Оранская (к.ф.н., с.н.с. ИВР РАН) в докладе «О влиянии этнологического исследования на этническое самосознание наблюдаемой группы (на примере группы Гиссарских парья)» обобщила экспедиционные данные И. Оранского (1930-е гг.) и свой опыт полевого исследования парья. Выяснилось, что отношение парья к своему этническому прошлому как элемент этнического самосознания менялось. В 1930-е гг. информация о них как выходцах из Индии воспринималась как нежелательная, в то время как в XXI в. констатация прихода парья из Афганистана осознавалась как положительный фактор.
Истории востоковедения был посвящен доклад Т. В. Ермаковой (к.филос.н., в.н.с. ИВР РАН) «Буддологический дискурс в письмах досточтимого Субхути И.П. Минаеву». На основе анализа писем цейлонского буддийского иерарха, хранящихся в Архиве востоковедов ИВР РАН, была выявлена специфика периода 1870-х гг. в истории буддийского сообщества — сангхи на Цейлоне. Интерес европейских востоковедов к рукописям палийского канона и процесс их собирания и каталогизации имел отклик среди образованного монашества — актуализация интереса к буддизму в Индии как прародине Учения.
В заслушанных докладах были представлены актуальные исследования письменных памятников Востока, в том числе из рукописного собрания ИВР РАН, восточной филологии и эпиграфике, истории востоковедения.
В подведении итогов было отмечено, что расширение тематики докладов (исследование этнической группы парья Т.И. Оранской) открывает перспективу привлечения новых участников.
Т.В. Ермакова