|
Одиннадцатые петербургские тибетологические чтения (отчет) |
|
|
04.12.2022 |
Отчёт об Одиннадцатых петербургских тибетологических чтениях (28 ноября 2022 г., ИВР РАН)
28 ноября 2022 г. в ИВР РАН прошли Одиннадцатые петербургские тибетологические чтения. Эта конференция проводится в ИВР РАН на ежегодной основе начиная с 2012 г. Её организатором выступает ИВР РАН при участии Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй». Основной целью конференции является предоставление исследователям-тибетологам площадки для дискуссии по актуальным вопросам, связанным с различными аспектами классической тибетологии — изучением религии, истории, литературы, языка и искусства Тибета. В Чтениях приняли участие 29 докладчиков и слушателей, включая сотрудников академических и образовательных учреждений Санкт-Петербурга (ИВР РАН, СПбГУ, МАЭ РАН, ГЭ), Улан-Удэ (ИМБТ СО РАН), Элисты (КГУ им. Б. Б. Городовикова, КалмНЦ РАН) и Нижнего Новгорода (НГЛУ им. Н. А. Добролюбова), а также представители Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй», издательства «Нартанг» и независимые исследователи. Все иногородние докладчики выступали в дистанционном формате.
Конференцию открыла директор Института восточных рукописей РАН, чл.-корр. РАН, д. и. н. И. Ф. Попова, в своём приветственном слове ознакомившая присутствующих с историей тибетологических исследований в ИВР РАН (Азиатском музее). С приветствием также выступил Дид Хамбо БТСР, Ширээтэ лама (Глава) ЦРО «Гурбан Эрдэни (Три драгоценности)», Ширээтэ лама Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» Б. Б. Бадмаев, рассказавший о постройке второго буддийского храма в Санкт-Петербурге, а также о деятельности священнослужителей дацана «Гунзэчойнэй».На утреннем заседании «Современное состояние буддийской традиции. История Тибета. История тибетологии в России» (председатель — к. филос. н. Т. В. Ермакова) было представлено шесть докладов. Заседание началось с сообщения И. В. Васильевой (Фонд развития буддийской культуры, Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»), освещавшего деятельность Санкт-Петербургского Дацана в контексте программы повышения квалификации «Буддизм в России», а также проекты расширения и реконструкции Дацана и других архитектурных памятников Санкт-Петербурга, связанных с историей российского буддизма и буддологии.Темой доклада к. и. н. Р. Н. Крапивиной (ИВР РАН) послужили начальные строфы IX главы (О совершенстве понимания) в сочинении Шантидевы «Вступление в деятельность бодхисаттвы» и многочисленные традиционные комментарии к ним, собранные докладчиком во время длительной командировки в Непал.Дистанционное выступление Г. В. Кашениной (НГЛУ им. Н. А. Добролюбова) включало в себя обзор истории появления и распространения ислама в Тибете, а также анализ влияния ислама на различные сферы жизни современного Тибета.В дистанционном докладе Б. Л. Митруева (КалмНЦ РАН) излагалась история посольства калмыцкого хана Дондук-Даши в Тибет в 1756–1757 гг. и рассматривались ключевые вопросы, связанные с деятельностью калмыцких посланцев в Тибете и историческими последствиями этой дипломатической миссии.К. ф. н. С. С. Сабрукова (ИВР РАН) представила собравшимся хранящийся в архиве ИВР РАН проспект планировавшегося Н. П. Шастиной (1898–1980) очерка о Тибете — по замыслу автора, этот очерк должен был включать в себя введение и шесть глав, посвящённых древнему, средневековому и современному Тибету.Заседание завершилось докладом к. филос. н. Т. В. Ермаковой (ИВР РАН), который был посвящён научным связям С. Ф. Ольденбурга в тибетологии, включая его сотрудничество с А. Грюнведелем, Э. Э. Ухтомским и представителями буддийского сообщества России.
На дневном заседании «Филология. Источниковедение. Искусствоведение» (председатель — к. и. н. Ю. В. Болтач) прозвучало семь докладов.В сообщении к. ф. н. Н. С. Яхонтовой (ИВР РАН) и О. В. Джангольской (независимый исследователь) было проведено сравнение тибетско-монгольского словаря «Море имён» и классического тибетского грамматического труда «Сумчупа» и проанализирована классификация тибетских слогов, предложенная в словаре «Море имён».Дистанционный доклад В. В. Хартаева (ИМБТ СО РАН) был посвящён изложению истории приглашения Атиши в Тибет в сочинении выдающегося буддийского учёного Кенсур Агван Нимы (1907–1990) «Светильник размышлений».В дистанционном сообщении Б. Л. Тушинова (ИМБТ СО РАН) был представлен перевод XI главы сочинения монгольского учёного Чахар-геше Лобсанг Цультима (1740–1810) «Источник всех благ и счастья: жизнеописание великого всеведущего Дже Цонкапы, изложенное лёгким для понимания образом».Дистанционное выступление к. ф. н. Э. У. Омакаевой (КГУ им. Б. Б. Городовикова) было посвящено транслатологическому ракурсу сопоставительного исследования лексикона ойратской версии «Субхашиты» Сакья-пандиты и её тибетского оригинала.К. и. н. С. Х. Шомахмадов (ИВР РАН) и К. В. Коростелёва (ИВР РАН) представили собравшимся результаты своей совместной работы по реставрации и изучению ксилографа с буддийскими изображениями и текстом дхарани, хранящегося в Тангутском фонде ИВР РАН.Сообщение к. и. н. Ю. И. Елихиной (Государственный Эрмитаж) было посвящено идентификации двух деревянных масок цама из Сиккима, находящихся в коллекции Государственного Эрмитажа.Заседание окончилось выступлением к. и. н. Ю. В. Болтач (ИВР РАН), в котором были прослежены параллели между корейскими буддийскими картинами «квэбуль» и аналогичными произведениями тибетского буддийского искусства.
Чтения прошли на высоком научном уровне. Представленные доклады вызвали значительный интерес слушателей и оживлённую дискуссию. Докладчики получили приглашение опубликовать представленные на конференции материалы в виде статей в издаваемых ИВР РАН научных журналах.
Ю. В. Болтач
ФОТООТЧЕТ
Открытие конференции. Приветственное слово директора ИВР РАН, чл.-корр. РАН, д. и. н. И. Ф. Поповой (фото Н. В. Захаровой)
Приветственное слово Дид Хамбо БТСР, Ширээтэ ламы (Главы) ЦРО «Гурбан Эрдэни (Три драгоценности)», Ширээтэ ламы Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» Б. Б. Бадмаева (фото Н. В. Захаровой)
Во время заседания (фото Н. В. Захаровой)
Выступление к. и. н. Ю. И. Елихиной (Государственный Эрмитаж) (фото Н. В. Захаровой)
|
Последнее обновление ( 04.12.2022 )
|
|
|
|
|