31 марта 2021 года в Зеленом зале Института восточных рукописей РАН состоялась очередная ежегодная 12-я конференция «Путешествия на Восток-2019/2020 гг.», организованная отделами Центральной и Южной Азии и Отделом Дальнего Востока ИВР РАН. В связи с тем, что в прошлом, 2020 г., из-за пандемии и карантина не состоялась ежегодная конференция по отчетам за предыдущий 2019 г., в этом году тема докладов объединила поездки востоковедов, совершенные за два года — 2019–2020 гг. Как обычно, формат конференции предполагал акцент на визуальной иллюстрации посещения различных уголков Востока с комментариями не туриста, а профессионала-востоковеда.
Однодневная конференция прошла в очно-заочном формате. Всего было представлено 13 докладов. На утреннем заседании, которое вела заведующая сектором Центральной Азии, д. ф. н. И. В. Кульганек, было заслушано 6 докладов: «Места воинской памяти в Японии» (В. В. Щепкин, ИВР РАН); «Путешествие в Индию: путевые заметки» (В. П. Иванов, ИВР РАН); «Путешествие в Золотую Орду: две поездки в Казахстан в октябре 2019 г.» (Р. Ю. Почекаев, ВШЭ); «Дом правительства в Улан-Баторе- 2019» (И. В. Кульганек, ИВР РАН); «Экспедиция к хамниганам: Монголия — 2019» (И. А. Грунтов, ИЯ РАН); «Весенние Ага и Цугол — апрель 2019 г. (А. В. Зорин, ИВР РАН).
Дневное заседание вела заведующая отделом Дальнего Востока, к. и. н. Т. А. Пан. На нем прозвучало 7 докладов: «Археологическая экспедиция в Судан — февраль 2020 г.» (И. В. Герасимов, СПбГУ); «Старинный городок Чуаньша: особняки и храмы» (Р. В. Березкин, Фуданьский Университет); «Чэнду — музей археологических раскопок Саньсиньдуй — декабрь 2019 г. (Т. А. Пан, ИВР РАН); «Путешествие в Юньнань: Университет Юньнань и Куньмин — ноябрь 2019 г. (Р. М. Валеев, К(П)ФУ, Р. З. Валеева, КИУ им. В. Г. Тимирясова); «Королевство Бутан — буддизм, валовое счастье и экологическое сознание» (Б. Ц. Дондуков, Г. П. Дондукова, Управление научными исследованиями Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления); «Пещерные комплексы Дуньхуана и Юйлинь — сентябрь 2019 г. (Ю. И. Елихина, Государственный Эрмитаж).
В докладе «Места воинской памяти в Японии» В. В. Щепкин рассказал о двух популярных туристических объектах Японии, сохраняющих память о войне. Первый из них — остров Окуносима, находящийся поблизости от города Хиросима. Во время Русско-японской войны там были построены оборонительные сооружения, а начиная с 1929 г. остров стал местом производства и испытания химического оружия. После войны он был превращен в рекреационную зону, и в середине 1980-х гг., когда история острова военных лет была рассекречена, там был построен Музей ядовитых газов. Когда популярность этой достопримечательности упала, остров претерпел своеобразный «ребрендинг» и с 2010 г. стал известен как «Остров кроликов», поскольку на нем свободно обитает почти тысяча зверьков. Изменение восприятия острова Окуносима в популярном сознании вызвало дискуссию о том, не разрушает ли этот новый «мирный» имидж острова память о военных событиях. Еще один объект — замок Хиросима. Докладчик привел обзор основных этапов истории этого замка, который в эпоху Токугава (XVII–XIX вв.) был родовым владением князей Асано, а в эпоху Мэйдзи (1868–1912) превратился в «военный город»: во время японо-китайской войны 1894–1895 гг. там находился императорский двор и генеральный штаб, и с тех пор этот город стал местом проводов и встреч войск, воевавших на материке. Благодаря статусу города как «военной столицы» Японии замок в Хиросима не был разрушен, хотя большинство других замков в эту эпоху были уничтожены, поскольку воспринимались как символ феодальной раздробленности страны. В 1945 г. замок сильно пострадал от взрыва атомной бомбы, и после войны предлагалось не восстанавливать его, а поставить на его месте гигантскую статую богини Мира. Тем не менее, замок был отстроен заново — во многом благодаря тому, что в послевоенное время в обществе распространилась новая оценка эпохи Токугава как периода мира и формирования единой японской нации.
Фотографии к докладу В. В. Щепкина
*** Сообщение В. П. Иванова «Путешествие в Индию: путевые заметки» было посвящено путевым впечатлениям от поездки в Индию в 2018 г., в ходе которой удалось посетить ряд примечательных мест. Докладчик рассказал о крепостях и дворцах Раджастана, среди которых — легендарный Дворец Ветров в Джайпуре, величественный Амбер-форт (Амер-кила) и самый крупный город-крепость в Индии — Читторгарх. Не осталась без внимания и знаменитая обсерватория Джантр-мантр, самая большая из пяти сохранившихся обсерваторий, построенных махараджой Савай Джай Сингхом II в начале XVIII в. Были продемонстрированы фотографии, сделанные в музее Альберт-Холла, на которых отображены редкие экспонаты коллекции. Повествуя о системе пещер Эллоры, из 34 пещер которой 12 — буддийских, 17 — индуистских, 5 — джайнских, докладчик остановился на храме, посвящённом богу Шиве — «Кайласанатх». Этот храм — шедевр каменного зодчества, высеченный в цельной скале. В. П. Иванов рассказал о редко посещаемых туристами пещерах Питхалкоры — одном из древних буддийских пещерных храмовых комплексов, основание которого относят ко II в. до н. э. В конце сообщения речь шла о гималайском регионе Индии (Химачал Прадеше) и о достопримечательностях долины Куллу.
Фотографии к докладу В. П. Иванова
***
Доклад Р. Ю. Почекаева «Путешествие в Золотую Орду (две поездки в Казахстан в октябре 2019 г.)» был основан на результатах поездок в Атырау (9—10 октября 2019 г.) и Караганду и Жезказган (23—25 октября 2019 г.) на конференции, проходившие в рамках комплекса мероприятий, посвященных 750-летию Золотой Орды. Участники первой конференции посетили остатки золотоордынского города Сарайшык (Сарайчик, Сарайчук, XIV—XVI вв.) на берегу реки Жаик (Урал) (фото 1). В настоящее время активно ведутся археологические работы, предпринимаются попытки реконструкции облика средневекового города, пополняется экспонатами музей. В ходе второй конференции была организована экскурсия участников из Караганды в Жезказган по степи Сарыарка, во время которой участники посетили памятники золотоордынского и более раннего времени, относящиеся к числу памятных мест Казахстана: Теректе аулие с петроглифами эпохи бронзы (фото 2), мавзолеи Жубан-ана и Домбауыл (VIII–IX вв.) (фото 3), мавзолей основателя Джучи-хана (фото 4) — старшего сына Чингис-хана и основоположника будущей Золотой Орды, а также легендарного Алаша-хана — предка казахских ханов. Посещение этих памятников позволяет почувствовать «дыхание» эпохи евразийского средневековья, проникнуться ощущением бескрайности степных просторов и культурным правопреемством народов Центральной Азии.
Фотографии к докладу Р. Ю. Почекаева
*** Доклад И. В. Кульганек «Дом Правительства в Улан-Баторе — 2019» был посвящен Дому Правительства, расположенному в северной части площади Сухэбатора, в центре Улан-Батора, столице Монголии. Дворцовый комплекс, включающий непосредственно дворец и примыкающий к нему сад, интересен тем, что он стал достаточно труднодоступен. В него можно попасть только по приглашениям. Докладчик остановилась на истории создания Дворца, описании внешнего вида и интерьера, коснулась истории застройки центральной части города, которая представляла собой территорию Восточного монастыря (1639 г. осн.). Здание Правительства было построено в 1951 г. по проекту архитекторов Н. М. Щепетильникова, В. Н. Павлова и Чимида. В 1952 г. перед Домом правительства был сооружен мавзолей Сухэбатора и Чойбалсана. В 2005 г. началась перестройка комплекса: мавзолей был убран, на фасаде установлены колонны, крыше был придан вид стилизованной юрты. На мощном постаменте было водружено скульптурное изображением Чингис-хана, рядом с ним — две конные статуи его любимых соратников — Мухали и Боорчу. За колоннами — статуи великих ханов Монгольской империи — Угедея и Хубилая. В 2012 г. в Доме Правительства под статуей Чингис-хана открылся Музей монгольской государственности, в котором представлены исторические, культурные и археологические реликвии, в числе которых Государственная печать Великого монгольского государства, оружие, воинское снаряжение, монгольские флаги, награды, портреты монгольских правителей, картины, скульптуры. В Доме Правительства находятся кабинеты министров, залы для официальных переговоров, зал заседания парламента, кабинет президента. Автор рассказала о своем посещении Дворца в составе делегации российских монголоведов в апреле 2019 г. в рамках проходившей там постоянной Международной российско-монгольской конференции «Культурное наследие монгольских народов: рукописные и архивные собрания», курируемой Президентом Монголии.
Фотографии к докладу И. В. Кульганек Площадь Сухэбатора
Южный фасад Дома правительства
Живописное панно на стене в кородире
Зал для заседаний Парламента
Комната для переговоров
Участники конференции с Президентом Монголии Х. Баттулгой в Доме Правительства
*** В докладе «Весенние Ага и Цугол (апрель 2019 г.)» А. В. Зорин рассказал о своей поездке в Агинский Бурятский округ (Забайкальский край) по приглашению Агинской Буддийской Академии для чтения трех лекций по истории тибетского фонда ИВР РАН и тибетской религиозной литературы. Этот визит стал продолжением сотрудничества, завязавшегося несколькими годами до того, когда ИВР РАН принял активное участие в проекте по созданию цифровой библиотеки тибетских ксилографов печатни Агинского дацана. В своем докладе А. В. Зорин поделился впечатлениями от посещения двух важнейших исторических центров буддизма в Забайкалье — Агинского и Цугольского дацанов, а также некоторых других культурных и природных достопримечательностей, находящихся в этом регионе, в том числе связанных с его уроженцами — выдающимися бурятскими учеными Г. Ц. Цыбиковым и Б. Б. Барадийном.
Фотографии к докладу А. В. Зорина Старейший храм комплекса Агинского дацана (1816 г.)
Конкурс бурятской песни и танца для школьников, организованный в Агинском дацане
Цугольский дацан
Б. Б. Дондоков (Бальжинима-лама), А. В. Зорин, Д. В. Шаханов после поездки в Цугол
*** В докладе «Археологическая экспедиция в Судан (февраль 2020 г.)» И. В. Герасимов рассказал о том, что в феврале 2020 г. группа в составе преподавателей и аспиранта Восточного факультета СПбГУ (И. В. Герасимов, Н. В. Макеева и Д. Ю. Богданов) направилась в Республику Судан, чтобы принять участие в археологической экспедиции во главе с А. А. Кролом (Москва) в Вади ал-Аллаки. Местность под названием Дерехейб, относящаяся к этому вади (долине), являлась конечной целью. В нем сохранились руины поселения VIII–X вв. Путь до Дерехейба от столицы страны Хартума занял трое суток и пролегал в основном по Нубийской пустыне. Задачей экспедиции было продолжение раскопок древних строений, сбор и исследование керамики и других артефактов. Наряду с археологическими раскопками в рамках экспедиционной деятельности предполагалось также посетить стойбища местных кочевников из племени бишарин, относящихся к племенному союзу беджа. В результате общения с представителями бишарин были выяснены маршруты их сезонных миграций, особенности организации быта, отношения с родственниками. Удалось посетить жилища беджа, осмотреть родовые кладбища, зафиксировать надписи на деревьях. Был получен уникальный опыт полевой работы, произведены наблюдения за этой малоизученной и редко посещаемой путешественниками частью Судана. Подготовлены материалы для публикации
Фотографии к докладу И. В. Герасимова
*** О небольшом китайском городе на юге Китая рассказал Р. В. Березкин в докладе «Поездка в Чуаньша, 4 ноября 2019 г.». Чуаньша 川沙 — один из интересных пригородов Шанхая, где сохранились памятники старины — мощеные улицы с двухэтажными деревянными домами, мосты и храмы. Поселение Чуаньша сформировалось в начале XIX в. на морском побережье в восточной части Шанхайского уезда. Оно начало развиваться в середине XIX в. вместе с развитием города Шанхая. Следует отметить, что в начале XX в., после Синьхайской революции, Чуаньша был выделен в отдельный уезд, но в 1992 г. уезд Чуаньша упразднили; он вошел в состав нового приморского района Шанхая — Пудун 浦東. Район Чуаньша привлекателен тем, что сохраняет некоторые черты традиционной культуры этого приморского края, в прошлом характерной и для городских районов Шанхая (местные верования, виды песенно-повествовательного искусства, кухня и т. д.). Немногие из туристов, посещавших Шанхай, и даже не все китаеведы знают, что в Чуаньша сохранились исторические памятники, связанные с модернизацией страны и развитием культуры Китая в конце XIX – начале XX вв. В их числе — особняк, в котором проживала семья известного просветителя и политика Хуан Яньпэя 黃炎培 (1878—1965), уроженца Чуаньша. Сейчас в этом доме устроен музей, рассказывающий об истории и культуре этого района. Это здание также связано с именами знаменитой женщины-политика, почетного председателя КНР Сун Цинлин 宋慶齡 (1893—1981) и выдающегося ученого Ху Ши 胡適 (1892—1962). Также из старинных построек сохранилась одна из городских стен, защищавшая подступы к Шанхаю с моря (сейчас на территории городского парка). В Чуаньша много храмов, в некоторых из них почитают божеств неизвестных в других районах Китая. Пейзаж городка с многочисленными каналами и мостами типичен для этого района (напоминает улицы Сучжоу — «китайской Венеции»). В Чуаньша также есть красивые сады с редкими деревьями, что придает этому району Шанхая особую прелесть.
Фотографии к докладу Р. В. Березкина Бывшая резиденция Хуан Яньпэя
Древняя стена города
Каналы в Чуаньша
*** О поездке в Чэнду, столицу провинции Сычуань, КНР, рассказала Т. А. Пан в докладе «Чэнду — археологический музей Саньсиндуй (декабрь 2019 г.)». Причиной поездки было приглашение Педагогического университета провинции Сычуань для чтения лекций по маньчжуроведению. Это была и уникальная возможность познакомиться с жизнью удивительного многонационального и многоконфессионального района Китая, полного памятных исторических мест. Одной из достопримечательностей этого города является музей на территории раскопа в бывшей деревне Саньсиндуй 三星堆, находящейся в 40 км от столицы. Уникальность экспонатов музея, относящихся к 1500 г. до н. э., неоспорима, т.к. статуи, зооморфные фигуры и маски не имеют аналогов в традиционных древнекитайских культурах. Все это способствовало существенному изменению системы взглядов, которые вплоть до конца 1980-х гг. преобладали в китайской историографии. От концепции единственного (шанского) центра цивилизационного развития в регионе, связанного с бассейном среднего и нижнего течения Хуанхэ, ученые довольно решительно перешли к представлению о множественности очагов различных древних цивилизаций, на основе которых формировалась китайская цивилизация. Первые находки удивительных, ни на что не похожих бронзовых голов и предметов были сделаны в 1930-х гг. Затем в 1986 г. была обнаружена статуя правителя, множество ритуальных предметов. Буквально за несколько дней до презентации этого доклада, 20 марта 2021 г., китайским агентством Синьхуа было обнародовано последнее сенсационное открытие — в двух жертвенных ямах найдены около 500 предметов. Предметы из раскопок представлены в самом музее Саньсиндуй, а также в Провинциальном музее Чэнду.
Фотографии к докладу Т. А. Пан
*** В онлайн-формате был заслушан доклад Р. М. Валеева и Р. З. Валеевой «Путешествие в Юньнань: Университет Юньнань и Куньмин — ноябрь 2019 г.)» об их поездке в Китай. В 2019 г. авторы сообщения приняли участие с докладами во II международной научно-практической конференции «Проблемы теории и методики профессионального лингвистического образования» в г. Куньмин, которая была проведена на базе кафедры «Методики преподавания китайского языка как иностранного» Хуннаньского Педагогического Университета. Представители различных вузов, в основном, образовательных учреждений Юго-Восточной Азии (Малайзия, Сингапур, Таиланд, Вьетнам и др.) обсудили актуальные вопросы обучения китайскому языку как второму иностранному. В период пребывания в юго-западной провинции КНР Юньнани и ее административном центре Куньмине докладчикам удалось ознакомиться с историей, этнографией и культурой, а также с достопримечательностями этого уникального региона, который граничит с Лаосом, Вьетнамом и Мьянмой. Особенно интересными были памятники, связанные с историко-политическими событиями периода вхождения региона в состав Ханьской империи и последующими этапами политического и историко-культурного его развития как составной части китайской цивилизации. Провинция Юньнань, ее центр — Куньминь, особенно старый город — поражают современным обликом и интересными культурными достопримечательностями, среди которых архитектурные и природные объекты: палеолитическая стоянка Ганьтанцзин, три пагоды в Дали эпохи империи Тан, Пруд черного дракона в Лицзяне, уникальный каменный лес и многое другое.
Фотографии к докладу Р. М. и Р. З. Валеевых
*** Доклад «Королевство Бутан — буддизм, валовое счастье и экологическое сознание» подготовленный Б. Ц. и Г. П. Дондуковыми (в рамках проекта РНФ № 19-18-00412) был посвящен поездке в Королевство Бутан в апреле 2019 г. для участия и выступления с докладом на 3-й международной конференции по Буддизму Ваджраяны «Техники в Буддизме Ваджраяны», которая проходила 19–20 апреля 2019 г. в городе Тхимпху. Королевство Бутан представляет собой уникальный пример того, как традиции, религия, и современность могут сосуществовать на государственном уровне. Это единственная страна, в которой официальной религией является тантрический буддизм, а уровень жизни в стране изменяется не ВВП, а таким показателем, как «Валовое национальное счастье». В то время как экологи во всем мире бьют тревогу из-за экологических проблем, в Бутане существует ряд законов, способствующих устойчивому развитию и сохранению окружающей среды, такие как запрет на вырубку леса, убийство животных и ловлю рыбы, запрет на использование химических удобрений, пластиковых пакетов, запрет курения в общественных местах и контролируемый туризм. Помимо изложения общей информации о королевстве докладчики поделились своим опытом поездки в данный регион Востока, начиная с практических вопросов оформления визы и покупки билетов у единственного авиаперевозчика и заканчивая представлением организаторов и участников конференции, места и повода для проведения мероприятия (открытие Центра изучения Бутана и Валового национального счастья), формата конференции и приглашенных гостей, включая премьер-министра и короля Бутана.
Фотографии к докладу Б. Ц. и Г. П. Дондуковых Общее фото участников конференции с королем Бутана
Монастырь Такцанг-лакханг
***
Ю. И. Елихина в своем докладе «Пещерные комплексы Дуньхуана и Юйлинь (сентябрь 2019 г.)» поделилась впечатлениями о поездке в сентябре 2019 г. по приглашению Института Конфуция города Сан-Франциско (США) в Китай, во время которой она посетила знаменитые пещерные буддийские комплексы Дуньхуана и Юйлинь. Первая пещера Дуньхуана была основана в 366 г., и этот огромный комплекс просуществовал до XIV в. В Дуньхуане сохранилось много различных тибетских сочинений и документов. Пещеры комплекса Юйлинь были известны и в Танское время (617—907 гг). Пещера № 25 была расписана благодаря пожертвованиям тибетцев. В пещере сохранилась тибетская надпись с именами донаторов. Пещеры № 2 и № 3 были расписаны при тангутской династии Западная Ся. При входе в одну из этих пещер сохранились изображения донаторов-монголок. Эти пещерные комплексы по разнообразию сюжетов представляют собой буддийскую энциклопедию в живописных и скульптурных образах.
Фотографии к докладу Ю. И. Елихиной Дуньхуан
Дуньхуан: пещера № 45
Монголка-донатор
Юйлинь
Все сообщения сопровождались большим количеством фотографий, привезенных из поездок. Востоковеды, путешествующие по изучаемым странам, видят особенности культур и подмечают редкие явления более четко, чем простые туристы. Специалистам доступно также посещение закрытых или неизвестных широкой публике мест изучаемого региона, поэтому их рассказы вызывают большой интерес, стимулируют обсуждение. Конференция в очередной раз подтвердила свою актуальность и необходимость продолжения в будущем.
д. ф. н. И. В. Кульганек
к. и. н. Т. А. Пан |