| 
		
					
						
				
		 | 
		
		
		
				
				
					
										
    
    
	|   | 
			    
			 		    
		 | 
     
    
	
	     
	 | 
	
           
          Прозоров С.М. Суфизм как форма истолкования и бытования ислама / Неджмеддин Кубра и духовно–культурный мир Востока / Материалы международной научной конференции, Ашхабад, 4-6 сентября 2008 г., cс. 234-235. / Nejmeddin Kubra and Spiritual-Cultural World of Orient” / Abstracts of reports of the international scientific conference. Aşgabat, September, 4-6, 2008. C. 234-235.
           
     
        Суфизм как форма истолкования и бытования ислама 
(Более полный авторский текст доклада) 
  
Ислам и суфизм: проблема происхождения суфизма, теории заимствования. Центральная Азия – место встречи зороастризма, буддизма и ислама. Автохтонное происхождение суфизма (лексика, техническая терминология, толкование языка Корана, научного языка арабов, теологии). Коран допускал толкование в духе аскетизма и мистицизма (еда, одежда, женщины, воздержание, мирская жизнь). Аскетическое настроение некоторых сподвижников Мухаммада (Абу Хурайра). Суфизм почти так же стар, как и сам ислам, он возник из внутреннего развития ислама и на арабской почве. С начала VIII в. можно говорить о суфизме как особом течении внутри ислама.
  
Неоднородность суфизма, разнообразие суфийских учений и практик (как и сам ислам с его многообразием идеологических форм, догматико-правовых школ, учений, представлений, обычаев). Суфизм «доктринальный» и «практический», «умеренный» («монотеистический») и «крайний» («пантеистический»), «элитарный» и «народный», спекулятивно-эзотерический, ориентированный на элиту, и «практический», ориентированный на духовный запрос рядовых суфиев, «социально активный», «политизированный» и «пассивный», организованный в братства и «индивидуальный». Контрастность суфизма: идеология «смирения», «упования» на Бога и идеология повстанческих и махдистских движений. 
  
Несмотря на очевидную многоликость суфизма, общими для этого течения являются три основные доктрины: учение о мистическом пути познания Божественной Истины, упование на Бога и учение о «святости», способствовавшее сложению и повсеместному распространению культа «святых». 
  
Мистический (интуитивный) путь (ат-тарика) познания Божественной Истины: мистические «стоянки» (ал-макамат) и «состояния» (ал-ахвал), путь к достижению высшей цели земного бытия – познание Бога и растворение в нем. Конечная цель «Пути к Богу» – не только его «лицезрение» (ар-ру’йа, – кораническое представление, разделяемое богословами-догматиками), но и «растворение», «самоуничтожение» (ал-фана’) и «пребывание» (ал-бака’) в Боге (доктрина ал-фана’/ал-бака’).
  
Упование на Бога (ат-таваккул): теория и практика. Ср. учение джабаритов (идейное течение в суннитском исламе, школа догматического богословия), проповедовавших абсолютный детерминизм (божественное предопределение). 
  
Учение о «святости» («угодничестве», ал-валайа), культ «божьих угодников» («святых», ал-аулийа’, иерархия «святых»). Институт посредничества между Богом и людьми (= идея «заступничества» в Судный день у суннитов и шиитов). 
  
Суфизм в идеологической системе ислама. 
  
Суфийское понимание единобожия (ат-таухид): растворение человеческой воли в божественной (ал-ирада), самоуничтожение человека, постижение единства бытия (вахдат ал-вуджуд), путь познания Бога, но не разумом, а интуицией (интуитивное познание, суфийский «гносис», ал-ирфан>), — через любовь к нему (ал-махабба), упование на него (ат-таваккул) и аскетизм (аз-зухд).
  
Суфийская экзегетика: символико-аллегорическое толкование Корана (ат-та‘вил) как способ философствования и постижения истинного смысла явлений окружающего мира. «Трансы» как возможный способ «извлечения» сокровенного смысла Корана. Задача суфием – раскрыть (познать) подлинное содержание Священного писания, Корана, в котором закодированы тайны Вселенной. 
  
Суфизм как образ жизни и идеология. Последователями суфийских учений и практик были приверженцы разных догматических и схоластических школ ислама (догматики-«традиционалисты», включая ханбалитов, теологи-«рационалисты», в частности, аш‘ариты), всех мазхабов, сунниты и ши‘иты, представители привилегированных и низших сословий мусульманского общества. 
  
Влияние суфийских учений на религиозную практику мусульман. Повсеместное поклонение могилам «святых» (переосмысление древних традиций и их сращивание с исламом). Легализация культа «святых» в исламе. Культ пророка Мухаммада (образ «совершенного человека», обладание сверхъестественными знаниями, пророческие чудеса, обожествление). Культовая атрибутика (молитвенные коврики, четки). 
  
Суфийские братства как центры пропаганды и распространения ислама. Но если воители-газии утверждали ислам силой оружия, то суфии, олицетворявшие набожность и исламскую мораль, способствовали адаптации местных обычаем, их сращиванию с нормами ислама и его укоренению в сознании населения, превращению ислама в «свою религию». 
  
Роль суфиев в формировании регионального ислама. 
  
Суфизм — углубленное осмысление ислама как образа, смысла и цели жизни и как философия ислама. 
 
   PDF-файлы Полный текст статьи
 
 Ключевые слова  ислам суфизм 
	 | 
     
     					 | 
				 
				 
		
		 | 
		
		
	
				
						
						
						
						
						
						
							
					| 
					Случайная новость: Объявления					 | 
				 
							
				
				
		
				
			| 
			Предлагаем вашему вниманию список книг, составивших выставку новых поступлений в Библиотеку ИВР РАН (11.12.2024 г.).			 | 
		 
						
					| 
					
					Подробнее...					
					 | 
				 
						 
						 | 
			 
			 
				 
	 | 
 
 		
		 | 
		 |