Герцман Е. В. Музыковедческие экскурсы Никифора Каллиста Ксантопула // [Православный] Палестинский сборник. Выпуск 32 (95). СПб.: Прас-Атра, 1993. С. 66—71.
История византийского музыкознания развивалась
по двум основании направлениям — musica
speculativa и musica practica. Первое представляло
собой некий застывший схоластический
комплекс знаний, основанный на положениях,
сформулированных еще в науке дровней Греции.
Musica speculativa являлась частью математики,
и объектом ее анализа были, главным образом,
физические свойства звука, взаимоотношения
между движением и звучанием, пропорциональные
выражения интервалов и ритмов, традиционные
звукоряды и т. д. Важнейшие тезисы musica
speculativa были почерпнуты из работ античных
авторов и с большей или меньшей полнотой
сохранились до самого падения Константинополя.
Никаких нововведений эта сфера теории
музыки не допускала. Наоборот, чем ближе к
античным первоисточникам излагался материал,
тем основательнее и добросовестнее считался автор.
Византийский квадривиум дает достаточное
количество образцов подобных компендиумов.
Напомню лишь некоторые из них...
14–16 апреля 2025 г. в ИВР РАН пройдет Четвертая Международная научная конференция «Рукописное наследие Востока», посвященная 220-летию со дня рождения Б.А. Дорна (1805–1881).