ИНСТИТУТ ВОСТОЧНЫХ РУКОПИСЕЙ РАН
АЗИАТСКИЙ МУЗЕЙ

АРАБОГРАФИЧНЫЙ ФОНД


E-14, Мураккаʿ,
Альбом индийских и персидских миниатюр,
XVI–XVIII вв.

1 / 3
Знаменитое изображение птицы дронт
Знаменитое изображение птицы дронт
2 / 3
Лист 53
Лист 53
3 / 3
Обложка издания альбома (1996)
Обложка издания альбома (1996)

Альбом индийских и персидских миниатюр, созданных в XVI –XVIII вв. семнадцатью мастерами могольской и декканской школ Индии (наследие которых представляет редкость в наши дни), а также исфаханской школы персидской миниатюрной живописи. Оборот каждого листа украшен образцами персидской каллиграфии пера выдающегося мастера стиля насталик — Имада аль-Хасани из Казвина (1554–1615). Альбом, собранный большей частью из работ, привезенных в качестве трофеев из индийского похода Надир-шаха 1739 года, хранился в библиотеке шаха в Иране и был приобретен в 1910 году для императора Николая II.

С точки зрения художественной и культурной ценности альбом «Петербургская Муракка» можно сравнить лишь с двумя другими знаменитыми альбомами, «Муракка-и Джахангир» и «Муракка-и Гульшан», созданными в Индии в XVII в. для правителей Империи Великих Моголов.

В 2018 г. Альбом «Петербургская муракка» был включен в реестр «Память мира» ЮНЕСКО.

vignette

Состав, история хранения

Альбом E-14 состоит из 98 листов (бумага на картоне) размером 33×47,5 см и оригинального переплета. Все листы отделены от переплета. Переплет из папье-маше покрыт краской и лаком, узор (цветы, птицы, растительный орнамент) украшает внешнюю и внутреннюю стороны обложки. Техника живописи: акварель, белила, золото и чернила на бумаге.

Альбом приобретен в 1910 году в Тегеране для императора Николая II во время продажи библиотеки шаха. Позже император передал альбом в дар Государственному Русскому музею. На всех листах сохранились печати Отдела этнографии Русского музея. В 1921 году альбом был передан на хранение в Азиатский музей. В инвентарной книге 1921 года имеется запись (№ 1390): «Альбом персидско-индийских миниатюр. 100 л. в кожаном переплете. Поступил из Русского музея».

Согласно инвентарной книге 1954 года, альбом «Муракка» состоит из 98 листов (лл. 28 и 33 отсутствуют). Два отсутствующих листа хранятся в Государственном музее истории религии, куда они были переданы для демонстрации на временной выставке в 1930-е годы.

Известно, что, когда альбом был доставлен в Россию в 1910 г., в нем было 100 листов. Однако исследователи предполагают, что изначальная структура альбома была иной, и относят к альбому «Петербургская Муракка» еще 26 листов, хранящиеся в музеях мира: 7 лл. в Галерее Фрир и 2 лл. в галерее А. М. Саклера (Вашингтон), 1 л. в музее Фогга (Кэмбридж, США), 1 л. в музее Метрополитен, 1 л. в Королевском музее Онтарио, 1 л. в Лувре и 13 лл. в частных коллекциях. Подробное разъяснение дано Анатолием Алексеевичем Ивановым во вступительной статье к изданию альбома, в котором вышеупомянутые 26 листов воспроизведены вместе со 100 листами, хранящимися в Петербурге (см. The St. Petersburg Muraqqa: Album of Indian and Persian Miniatures from the 16th through the 18th Century and Specimens of Persian Calligraphy. Art Books Intl Ltd., p. 20–22).

Альбом «Муракка» выставлялся несколько раз с момента его приобретения в 1910 г. Впервые альбом был целиком представлен в 1935 г. в Государственном Эрмитаже на выставке, организованной для III Международного конгресса по иранскому искусству и археологии. Отдельные миниатюры выставлялись на временных выставках в Государственном Эрмитаже в 1955 и 1967 гг. В 1995–97 гг. альбом был представлен на выставках за пределами России: в Малом Дворце в Париже, в музее Вилла Фаворита в Лугано и в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Альбом был издан дважды:

vignette

Как создавался альбом

В стихах, написанных на одной из обложек, упоминаются даты 1734–17 35 и заказчик по имени Мирза Махди. Возможно, речь идет о знаменитом историографе Надир-шаха — Мирзе Мухаммад-Махди-хане (предположение, до сих пор не получившее подтверждения). Однако неизвестно, была ли эта обложка изготовлена именно для данного альбома (переплет был создан до того, как все листы могли быть объединены в альбом). Большая часть миниатюр имеет индийское происхождение (конец XVI — начало XVIII вв.) и была вывезена в Иран в качестве трофея после похода Надир-шаха на Индию в 1739 году. При изготовлении альбома индийские миниатюры были дополнены персидскими работами XVII–XVIII вв. и образцами каллиграфии Имада аль-Хасани (1554–1615). Поля и рамки листов были расписаны тремя персидскими мастерами 1750-х гг. — Мухаммадом Хади, Мухаммадом Бакиром и Мухаммадом Садиком.

Стихотворный панегирик, открывающий альбом «Муракка», сопровождает дата 1147 г. от Хиджры (что соответствует 1734–1735 н. э.); общее числовое значение букв каждой строки этого стихотворения также соответствует 1147. На полях листов и в орнаментальных рамках указаны имена и даты, оставленные тремя мастерами, работавшим над росписью альбома в 1750-е гг.: Мухаммадом Хади, Мухаммадом Бакиром и Мухаммадом Садиком. Ряд миниатюр подписан знаменитыми авторами. О процессе создания альбома известно немного, но и в истории работы над ним отразилась эпоха. Иранские художники, завершавшие роспись орнаментальных рамок, на протяжении долгих лет не имели возможности окончить свою работу. Это был период смуты: после убийства Надир-шаха в 1747 г. его империя погрязла в анархии и борьбе за власть. Работа над альбомом продолжалась в этот неспокойный период, вследствие чего роспись рамок и полей целого ряда листов так и не была завершена.

«Петербургская Муракка» — визуальная хроника своего времени. На миниатюрах со всей точностью запечатлены как значительные исторических события, так и мельчайшие детали костюмов, ювелирных украшений, оружия, предметов мебели, архитектурных сооружений, оперения птиц и лиц людей. Известно, что некоторые авторы миниатюр альбома писали с натуры. Так, на одном из листов помещено подробное изображение вымершего вида raphus cucullatus — маврикийского дронта. Не исключено, что художник Устад Мансур имел возможность наблюдать эту птицу в зверинце императора Джахангира, при дворе которого творил. Портреты самого Джахангира, созданные художником Манохаром Дасом, столь подробно передают анатомические подробности, что по ним можно проследить постепенные изменения, происходившие с годами во внешности императора.

Кроме серии портретов Джахангира, в альбоме есть изображеия его сына Шах-Джахана, Шах-Шуджи, Асаф-хана и других. На страницах альбома мирно сосуществуют люди разных культур: один из множества примеров — самая ранняя из представленных здесь миниатюр могольской школы, на которой визит моголов в лагерь индийских аскетов-садху изображен через призму восприятия любопытного чужеземца — иранского художника Мира Сеида Али.

Значительная часть представленного в альбоме «Муракка» материала отобрана иранцами и для иранцев, которых влекли легендарные сокровища и мудрость Индии. С точки зрения культуры можно говорить о повороте иранского изобразительного искусства в сторону индийской художественной традиции, расцвет которой пришелся на правление могольского императора Мухаммад-шаха (1702–1748), покровителя живописи, поэзии и музыки.

vignette

Миниатюры разных школ

Особая ценность альбома «Муракка» заключается в эклектичности произведений искусства, украшающих его страницы. Большая часть миниатюр была создана в Индии в период с конца XVI века и до 1730-х гг. и принадлежит к могольской школе. Этот материал отражает период формирования и развития нескольких крупных школ миниатюрной живописи и позволяет проследить изменения в стиле работы местных мастеров, происходившие в течение указанного периода.

Некоторые миниатюры представляют собой версии европейских и персидских произведений искусства. В альбоме 20 персидских миниатюр, причем 17 из них принадлежат к исфаханской школе второй половины XVII в., малоизвестного и недостаточно изученного периода в истории персидской миниатюрной живописи, что придает альбому особую ценность в глазах исследователей и ценителей персидского искусства XVII в. Кроме того, именно в этот исторический период работы персидских мастеров испытали влияние европейских стилей и техник (применение перспективы, использование света и тени и пр.). Эту тенденцию можно проследить как в стиле, так и в сюжетах миниатюр альбома. Наконец, в альбом включены три персидские миниатюры середины XVIII в. — периода, мало представленного в других коллекциях.

vignette

Каллиграфия

Альбом «Петербургская муракка» — одно из богатейших собраний образцов почерка насталик, созданных придворным каллиграфом Миром Имадом ал-Хасани, прославленным персидским мастером конца XVI — начала XVII вв. Большая часть образцов каллиграфии представляет собой фрагменты поэзии и прозы, в том числе стихи, сочиненные самим Имадом аль-Хасани.