Latest news
Most popular
Main menu
News
History
Structure
Personalia
Events
Manuscripts
Publications
IOM Journals
PhD Program
Videos (rus)
Buy books (rus)
Library (rus)
IOM (rus)
What's most interesting for you?

  Print

Пучковский Л.С. Монгольские, бурят-монгольские и ойратские рукописи и ксилографы Института востоковедения. Вып. 1. История, право. Ответственные редакторы Б.И.Панкратов, Д.И.Тихонов. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР. 1957. 280 с., илл.


Из Предисловия:

Собирание монгольских письменных памятников, хранящихся в Институте, было начато, по-видимому, в первой четверти XVIII в. Точных сведений об этом у нас не имеется, и в литературе встречается только одно упоминание о том, что в 1720 г. в библиотеку Кунсткамеры поступили монгольские рукописи, обнаруженные в развалинах монастыря Аблай-хид на Иртыше.

С созданием Академии Наук вопросам собирания письменных памятников народов Востока уделялось особое внимание, и русские ученые XVIII в., совершавшие путешествия по поручению Академии Наук, в числе различных научных материалов привозили также монгольские рукописи и ксилографы. В 1818 г они вместе с другими восточными материалами были переданы в основанный тогда Азиатский музей. В дальнейшем (до середины 60-х годов XIX в.) в Азиатский музей поступило еще несколько собрании монгольских письменных памятников. Таким образом составились первые десять коллекций Собрания монгольских рукописей и ксилографов.

Содержание этих коллекции, а также коллекции КДА (бывш. Казанской духовной академии), поступившей в Азиатский музей, по-видимому, в 1855–1857 гг., составляют главным образом буддийские сочинения. Летописи, памятники феодального права, сочинения по медицине, грамматике и т. п. в них встречаются очень редко, а произведения народной словесности почти совершенно отсутствуют. Такой состав коллекций следует объяснить прежде всего тем, что буддийская литература в феодальной Монголии являлась наиболее распространенной. Поэтому она была и самой доступной для приобретения. Необходимо также отметить, что интересы большинства собирателей монгольских письменных памятников в то время ограничивались главным образом изучением буддизма.

В дальнейшем разностороннее развитие русского монголоведения расширило круг научных интересов монголоведов, что получило отражение в коллекциях, собранных ими во второй половине XIX и первой половине XX в. Так, например, коллекция, собранная А.М.Позднеевым, очень разнообразна по своему составу: кроме буддийских сочинений, в ней имеется несколько монгольских, бурят-монгольских и ойратских исторических трудов, официальные документы по разного рода судебным и административным вопросам, частные письма монгольских князей об уплате долгов, различные материалы по народному творчеству (записи песен, сказок, пословиц, поговорок и т. п.).

Научные интересы К.Ф.Голстунского отразились в его коллекции: в ней содержатся сочинения по истории ойратов, монгольско-ойратские уложения и записи ойратского фольклора.

Первая коллекция Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии (1903 г.) содержит богатые материалы по бурят-монгольскому фольклору; вторая коллекция (1904 г.) – некоторые ценные памятники истории бурят-монголов; третья коллекция (1911 г.) является самой обширной и разнообразной по содержанию: в ней имеются как большие летописи (один из списков труда Саган Сэцэна, история Юаньской династии и др.), так и небольшие исторические записки. Из них особенно следует отметить сочинение «Ганга-йин урусхал» – «Течение Ганга». Несомненный интерес представляют материалы по эпосу и фольклору, собранные во Внутренней Монголии, а также записи по шаманству.

В коллекциях Б. Я. Владимирцова имеются записи произведений монгольско-ойратского героического эпоса, ойратские записи эпоса «Гэсэр», монгольские переводы китайских романов, фольклорные записи, сделанные в западной Монголии, и тому подобные материалы.

Из позднейших поступлений следует отметить: 1) первую бурят-монгольскую коллекцию 1935 г., в которой наиболее ценными являются бурят-монгольские летописи; 2) коллекцию С. Д. Дылыкова (1936 г.), содержащую сборники степных законов, родословные и другие материалы по истории бурят-монголов; 3) коллекцию Д.А.Алексеева (1948 г.), богатую записями бурят-монгольского героического эпоса и фольклора.

PDF-files

Предисловие

Список сокращений, Список исторических сочинений

Оглавление

Keywords



IOM's page contains
Publications571
Monographs278
Papers292
b_bogdanov_co_2005.jpg
b_musaelian_1963.jpg
p_ts_1975_1978.jpg
b_goregliad_2004.jpg
c_miklukhomaklai_i_1998(196.jpg
Random news: Announcements
On March 20, 2019, at the Far Eastern Studies Seminar organized by the Department of Far Eastern Studies of the IOM RAS, R.N. Krapivina will submit her presentation Along the Buddhist Shrines of Nepal (2018): Places and People
Read more...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type