Latest news
Most popular
Main menu
News
History
Structure
Personalia
Events
Manuscripts
Publications
IOM Journals
PhD Program
Videos (rus)
Buy books (rus)
Library (rus)
IOM (rus)
What's most interesting for you?

Иосиф Давидович
Амусин

Doctor of Sciences (equiv. Habilitation) - History
(29.11.1910 — 12.06.1984)
Иосиф Давидович Амусин родился 29 ноября 1910 г. в Витебске в многодетной семье сортировщика мехов. Еще в раннем возрасте отец отдал старшего сына Иосифа учиться в хедер, к опытному педагогу Звереву, который не только научил его ивриту, но и привил интерес и любовь к еврейской литературе. Речь на иврите, которую 13-летний Иосиф произнес на бар-мицву, произвела большое впечатление как своей формой, так и глубоким содержанием. Русским же языком в юности И.Д. владел несвободно, классическую русскую литературу начал читать в переводах на иврит.

В 1925/26 г. в 15-летнем возрасте И.Д.Амусин один, без родителей, переехал в Ленинград, где работал чернорабочим и учился в экономическом техникуме. Одновременно с учебой и работой он посещал еврейскую библиотеку на Стремянной улице. Здесь он познакомился с некоторыми еврейскими деятелями. По-видимому, с этими знакомствами и связан последовавший в 1927 г. арест. Точные сведения о причинах этого ареста отсутствуют. В том же году он был выслан из Ленинграда, и в течение пяти последующих лет находился в тюрьмах и ссыльных лагерях Западной Сибири. Эти годы – с 17 до 22 лет – явились очень важными в становлении И.Д. Амусина. Он сам называл их “Мои университеты”. В тюрьме и в ссылке он столкнулся и близко сошелся с большой группой русской интеллигенции, в том числе с Д.С.Лихачевым, и через них приобщился к русской культуре.

В 1932 г. И.Д.Амусин получил разрешение поселиться в Казани, но прожил там недолго. После неудачной попытки обосноваться в Ленинграде у родителей, которые к тому времени переехали туда, он поехал в Москву, где обратился в Красный Крест за содействием. Добившись поддержки этой организации, И.Д. смог устроиться работать счетоводом на Весово-кассовый завод, а в 1935 г. поступил на исторический факультет ЛГУ. При поступлении он скрыл свое прошлое, и это его мучило. Он пошел на прием к ректору ЛГУ Лазуркину и рассказал свою эпопею. Тот ответил, что вынужден отчислить бывшего ссыльного, но посоветовал сдать первую сессию и уволиться по собственному желанию. “Времена меняются, – добавил он, – в любом случае, Вы - бывший студент”. И.Д. послушался доброго совета. Действительно, после известной фразы Сталина – “сын за отца не в ответе”, И.Д. вскоре восстановился в университете.

И.Д.Амусина равно привлекали две области: античность и русская культура. В кружке античной истории под руководством проф. И.И.Толстого он сделал свой первый доклад – “Пушкин и Тацит”, начал работать над темой “Гоголь и античность”, но учеба резко оборвалась. 15 января 1938 г. он был вновь арестован по ложному доносу провокатора, “за участие в групповой террористической Организации”. Вся “группа” была осуждена на 8 лет лагерей и отправлена на лесоповал в Уссольлаг, в Нарымский край. Условия заключения и труда были крайне тяжелыми.

Через год после ареста, вследствие перестановок в политической верхушке страны, вся группа была освобождена и реабилитирована за отсутствием состава преступления. Университет принял вернувшихся хорошо, их восстановили на прежнем месте учебы. И.Д. быстро сдал экзамены за два курса и к 1940 г. был уже на 4-м курсе. Осенью 1940 г. он сделал научный доклад “Пушкин и Тацит”. Его текст был принят в Пушкинский сборник, но авторство “ссыльного” не понравилось руководству, поэтому доклад был опубликован только после войны.

И.Д.Амусин пошел на фронт добровольцем, но по состоянию здоровья стал санинструктором и даже окончил 2 курса мединститута. Часть, где служил И.Д., принимала участие в боях под Гатчиной. Затем он попал обратно в Ленинград и прослужил всю блокаду фельдшером в Госпитале, находившемся в здании истфака. Позднее он находился на третьем Белорусском фронте и закончил войну в Восточной Пруссии в звании лейтенанта мед. службы.

После демобилизации осенью 1945 г. И.Д.Амусин вернулся в Ленинград и поступил работать в Педагогический институт им. Покровского, где читал курс древней истории. Как фронтовик он поступил в аспирантуру в Институт востоковедения АН СССР /ИВАН/ к академику В.В.Струве. В 1946-49 гг. он работал над диссертацией, которая первоначально называлась “Антисемитизм в Древнем Риме”, но по требованию Москвы была изменена на “Послание императора Клавдия александрийцам”; одновременно он читал курс лекций в университете. Диссертация готова была в 1949 г., но, по общему мнению, защищать ее в разгар антисемитской кампании против “космополитов”, да еще еврею было нельзя. По совету Д.С.Лихачева И.Д.Амусин все же решил защищать диссертацию. Ученый совет присудил ему степень, но именно в это время, очевидно вследствие этой защиты, И.Д. остался без работы.

В 1951 г. его взяли, после долгих поисков, наконец, в Ульяновский педагогический институт, и до 1965 г. он работал в Ульяновске. Несмотря на тяжелые бытовые условия, эти годы были для И.Д.Амусина годами окончательного становления его как ученого и как личности.

Все эти годы он продолжал работать над библейской тематикой, за что подвергался постоянной “критике”.

После тяжелой болезни в 1953-54 гг. И.Д.Амусин находит себе “тихую пристань” – место референта у академика Тюменева в Институте археологии в Ленинграде. После смерти Тюменева в 1959 г. Амусин был принят, по ходатайству В.В.Струве, в отдел Древнего Востока Института востоковедения АН СССР, где и проработал до конца своих дней (12 июня 1984 г.). В ИВ АН И.Д. защитил докторскую диссертацию, написал главные свои работы, свои книги, стал маститым ученым.

Со второй половины 50-х гг. И.Д.Амусин основное внимание уделял рукописям из окрестностей Мертвого моря, находки которых положили начало новому направлению в исследовании истории древнего мира – кумрановедению. По вполне понятным причинам он не мог участвовать в археологических раскопках в Палестине и не работал с оригиналами кумранских находок. Он был лишен непосредственного контакта с большинством своих европейских коллег, хотя со многими из них вел научную переписку. Несмотря на все эти ограничения, И.Д. смог внести значительный вклад в кумранистику. Помимо многочисленных статей, посвященных общим и частным проблемам, его перу принадлежат основополагающие монографии: “Рукописи Мертвого моря”, “Тексты Кумрана”, “Кумранская община”. В его трудах на широком историческом фоне показано место кумранской секты в идеологической жизни Ближнего Востока и общественно-политической борьбе конца I тысячелетия до н.э. И.Д.Амусин глубоко и обстоятельно проанализировал идейное содержание кумранских документов, обращая особое внимание на соотношение и взаимосвязь ессейства и раннего христианства. Поистине ювелирная работа над текстами позволила И.Д.Амусину убедительно расшифровать реальное историческое содержание многочисленных иносказаний в кумранских комментариях на книги библейских пророков. Для людей, просто интересующихся историей и религией, очень важны его “научно-популярные” книги, написанные для широкого круга читателей.

Иосиф Давидовыч Амусин был не только большим ученым, внесшим громадный вклад в науку о древнем мире, он был замечательным человеком. Его доброта, деликатность, чуткость, отзывчивость и щедрость, с которой он делился своими знаниями и идеями с окружающими, неразрывно сочетались с непреклонной принципиальностью и гражданским мужеством.

(По воспоминаниям А.Алмойни)

Publications ( the entire list as a *.pdf file)

[1971]

Тексты Кумрана. Выпуск 1. Перевод с древнееврейского и арамейского, введение и комментарий И.Д.Амусина. М.: «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1971


IOM's page contains
Publications571
Monographs278
Papers292
b_yusupova_1985.jpg
b_shiffmann_1963.jpg
b_nevsky_1978.jpg
Random news: Announcements
On February 25, 2018, at the IOM RAS the seventh St. Petersburg Conference Issues of Buddhological Studies will be held in the IOM RAS.
Read more...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type